Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Японская ПРО уходит в свободное плавание


18 декабря 2020 года Сергей Строкань, КоммерсантЪ


Правительство Японии 18 декабря одобрит план укрепления противоракетной обороны (ПРО), предусматривающий строительство двух новейших кораблей, оснащенных системой Aegis. Выбор в пользу систем ПРО морского базирования, ставших альтернативой наземным комплексам Aegis Ashore, ставит точку в споре о том, какой вариант «противоракетного зонтика» отвечает интересам страны. Отказавшись от комплексов наземного базирования, вызывавших серьезную озабоченность Москвы, Токио продемонстрировал растущую самостоятельность в решении вопросов национальной безопасности. Новый вариант японской ПРО станет для России «меньшим злом»: его главная цель — нейтрализация северокорейской угрозы.

Утверждение правительством Японии плана создания системы ПРО морского базирования, намеченное на пятницу, завершит процесс согласования ключевой программы обеспечения безопасности страны, неожиданно растянувшийся на многие месяцы. Точкой невозврата стало заявление министра обороны Нобуо Киси, раскрывшего детали будущей модели японской ПРО.

Как сообщил глава оборонного ведомства, правящая Либерально-демократическая партия и ее партнер по коалиции партия «Комэйто» предварительно одобрили план строительства двух новейших кораблей, оснащенных американской системой ПРО Aegis.

Мы стремились к созданию системы, позволяющей постоянно и продолжительно защищать всю территорию нашей страны. Поэтому мы рассматриваем план оснащения сил самообороны двумя кораблями с системой Aegis»,— сформулировал главную задачу Нобуо Киси.

Создаваемая система ПРО морского базирования должна стать эффективным средством как против баллистических, так и против крылатых и гиперзвуковых ракет. Этому должно способствовать оснащение новых кораблей радаром SPY-7 производства корпорации Lockheed Martin. Новые корабли также смогут вести бой с подлодками и самолетами.

По предварительным подсчетам, строительство кораблей, оборудованных американской системой ПРО Aegis, обойдется Токио в ¥480–500 млрд ($4,6–4,8 млрд).

Еще ¥33,5 млрд ($322 млн) будет выделено на модернизацию уже имеющихся на вооружении у сил самообороны противокорабельных ракет, что позволит существенно увеличить дальность их полета.

Противоракетная система морского базирования станет альтернативой размещению в стране американских наземных комплексов ПРО Aegis Ashore, об отказе от которых в Токио неожиданно заявили в июне этого года. «Я прощу прощения в связи с этим положением дел»,— заявил тогда, пытаясь сгладить конфуз, занимавший пост министра обороны Таро Коно. По его словам, принятое три года назад правительством Синдзо Абэ решение разместить в префектуре Ямагути на юго-западе острова Хонсю и в северной части префектуры Акита американские комплекты Aegis Ashore не было оптимальным.

Напомним, что изначальный выбор в пользу двух американских наземных комплексов Aegis Ashore стоимостью ¥100 млрд каждый (около $890 млн) правительство Синдзо Абэ сделало в 2017 году, в разгар корейского кризиса, когда перед страной со всей остротой встал вопрос о защите от продолжавшихся пусков северокорейских ракет. Предполагалось, что комплексы Aegis Ashore станут «американским зонтиком», способным в будущем надежно обеспечить безопасность воздушного пространства страны: введение установок в строй планировалось до 2023 года.

Однако в начале этого года в японском руководстве засомневались в необходимости Aegis Ashore, фактически поддержав скептическое отношение властей префектур Акита и Ямагути, так и не давших разрешение на их размещение по соображениям безопасности. Одним из главных аргументов против Aegis Ashore стали опасения, что при пуске противоракет невозможно будет гарантировать, что их разгонные блоки не упадут на жилые районы. Еще одним доводом стало то, что американские комплексы ПРО не смогут перехватывать баллистические ракеты последних модификаций, а также крылатые ракеты.

Впрочем, экспертное сообщество так и не пришло к единому мнению относительно того, что же стало реальной причиной столь неожиданного разворота Токио, выглядевшего ударом по стратегии индо-тихоокеанской безопасности США.

При этом эксперты обратили внимание на то, что отказ от систем Aegis Ashore произошел на фоне инициированного правительством Синдзо Абэ референдума об отмене девятой статьи конституции, принятой после поражения императорской Японии во Второй мировой войне, в мае 1947 года. Напомним, что девятая статья, которую нередко называют пацифистской, запрещает Японии вести войну как способ разрешения международных споров и создавать собственные сухопутные войска, флот и военно-воздушные силы.

«Учитывая возможные изменения в конституции, в правительстве Синдзо Абэ и задумались о пересмотре договоренностей с Вашингтоном»,— пояснил “Ъ” директор Центра политических исследований Андрей Федоров. «У систем ПРО морского базирования есть свои весомые преимущества по сравнению с наземными системами: они отличаются мобильностью и возможностью перенацеливания. Учитывая это, решение Японии разместить свою будущую систему противоракетной обороны на боевых кораблях находится в тренде»,— пояснил “Ъ” главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Батюк. «В последнее время внимание к системам ПРО морского базирования еще больше возросло в результате успешного перехвата американской корабельной противоракетой Standard SM-3 Block IIA боеголовки межконтинентальной баллистической ракеты, осуществленного 17 ноября. Это был первый в мире успешный перехват такой ракеты системой ПРО морского базирования,— продолжил эксперт.— После того как Токио не отказался вовсе от американских систем ПРО, а выбрал их морской вариант, возникшая в июне проблема в отношениях Вашингтона и Токио разрешилась».

По мнению старшего научного сотрудника Высшей школы экономики Василия Кашина, морской вариант японской ПРО становится меньшим злом для России, которая выражала серьезную озабоченность в связи с возможностью размещения в стране американских систем ПРО наземного базирования.

«В отличие от морского комплекса Aegis, его наземный вариант Aegis Ashore представляет гораздо большую угрозу для сопредельных стран. Являясь наземной системой, он может поддерживаться в перманентном работоспособном состоянии, в отличие от кораблей с их циклами ремонта и технического обслуживания. Еще более важно, что наземная система, в отличие от морской, имеет практически неограниченный потенциал с точки зрения технической модернизации и увеличения числа и номенклатуры ракет в пусковых установках»,— пояснил “Ъ” Василий Кашин.

По словам эксперта, японские системы Aegis Ashore, от которых было решено отказаться, должны были существенно отличаться по своему техническому облику от «усеченных» вариантов этого комплекса, размещенных в Европе. В частности, предполагалась возможность размещения на базах гораздо большего количества ракет-перехватчиков; возможность установки более мощных и тяжелых радиолокационных станций, которые было бы невозможно установить на кораблях; возможность размещения на этих базах также и крылатых ракет. «Отказ Японии от размещения на своей территории систем Aegis Ashore в пользу систем ПРО морского базирования стал важным шагом, который позволит Японии обеспечить рост своих противоракетных возможностей, при этом избежав прямой конфронтации с Россией и Китаем»,— резюмировал господин Кашин.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer