Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Продвинутый "Чегет"


2 декабря 2020 года Екатерина Москвич, ТАСС


Ракетно-космическая корпорация "Энергия" продолжает разработку перспективного корабля "Орел", а Научно-производственное предприятие (НПП) "Звезда" создает для него новое космическое кресло "Чегет", которое будет отличаться от посадочных мест в "Союзе". В частности, оно будет многоразовым и космонавт в нем сможет выдерживать большие перегрузки. Корреспондент ТАСС Екатерина Москвич смогла лично убедиться в удобстве новых кресел, выступив в роли одного из испытателей

Для испытания кресла "Чегет" генеральный директор "Звезды" Сергей Поздняков выделяет мне настоящий скафандр "Сокол". Его космонавты надевают внутри корабля, а для работы в открытом космосе используют другой — "Орлан-МКС", который гораздо сложнее и тяжелее.

Мой костюм уже побывал на орбите — в нем работал астронавт NASA Марк Ванде Хай, когда находился на Международной космической станции (он пробыл на МКС 168 суток — с сентября 2017 по февраль 2018 года — прим. ТАСС). Поэтому бирка с его именем до сих пор на левой части груди.

Если нижний комбинезон скафандра больше похож на спортивное термобелье, то сам "Сокол" — как непромокаемый плотный комбинезон, у которого есть шлем и система вентиляции.

"Одеваться" мне помогают специалисты. Делается это сидя — сперва одна нога, потом вторая, а после — "Сокол" натягивается до пояса, по очереди продеваются руки. Дальше нужно взяться за металлический "воротник" скафандра и пролезть в него головой. К "воротнику" приделан небольшой прозрачный шлем. Мне завязывают "аппендикс" в районе живота, прячут его внутрь и застегивают молнии. В завершение — на голову надевают кожаный шлемофон (головной убор, напоминающий кожаный шлем, оборудованный средствами двусторонней связи, — прим. ТАСС). В нем я почти перестаю разбирать слова окружающих и слышу только то, что мне говорят в микрофон.

В скафандре очень сложно выпрямиться, его форма специально рассчитана под посадку в кресло. Видимо, поэтому члены экипажа "Союза" выглядят немного сутулыми во время предстартовой подготовки.

Через несколько минут в скафандре включают вентиляцию. У "Сокола" она воздушная, то есть тепловой комфорт обеспечивается за счет потока воздуха, а в скафандрах "Орлан" для работы в открытом космосе установлена водяная система охлаждения, состоящая из теплообменника и сложной системы трубок, то есть терморегуляция осуществляется за счет изменения температуры воды.

В позе эмбриона

В испытательном зале меня уже ждут два кресла для примерки и сравнения — старое "Казбек-УМ" и новое "Чегет". Первое состоит из двух частей: нижнего металлического каркаса (само кресло) и верхнего ложемента, полностью повторяющего форму тела.  "Чегет" — с ограничителями вокруг головы, в районе плеч и бедер.

"Казбек-УМ" устанавливается в корабли серии "Союз МС". Сначала примеряю его. Здесь усаживаться нужно по особому алгоритму: переступаю одной ногой кресло, опускаюсь в нижнюю часть, закидываю ноги на подножку, продвигаюсь до упора и опускаю корпус. В районе сгиба ног находится ручка, похожая на рычаг, с кнопкой связи, за которую можно ухватиться.

Меня пристегивают ремнями безопасности, через шлемофон объясняют, что ремни обхватывают космонавта так, что пошевелиться в кресле практически невозможно. Сначала дискомфорта от этого не чувствуешь. Положение тела напоминает позу эмбриона: ноги практически прижаты к животу. Такое положение и крепление в случае аварийной посадки обеспечит безопасное приземление космонавтов.

Вскоре понимаю, что долго так не просидишь, как минимум затекают ноги. Кстати, на это жаловался и космонавт Анатолий Иванишин, которому удалось побывать на новом американском корабле Crew Dragon. По его словам, в "Дрэгоне" ноги можно держать под углом 90 градусов к телу, то есть как на обычном сиденье, например в автомобиле. Уточняю у Сергея Позднякова, можно ли увеличить размер "Казбека", чтобы ноги не были так сильно согнуты.

"Мы бы сделали кресло больше, но в "Союзе" нет места", — отвечает гендиректор НПП "Звезда". После этого команда "надула" мой скафандр (для проверки герметичности скафандра в костюм подают воздух, чтобы создать нужное давление). Мой "Сокол" "надули" в два раза меньше, чем космонавтам.

По словам Позднякова, в нынешней конфигурации кресло Казбек-УМ" применяется в семи полетах, а ложемент изготавливается для космонавтов индивидуально. Он вспоминает, что параметры космонавта могут измениться непосредственно на орбите, как это произошло во время одного из полетов Иванишина — за три недели до посадки выяснилось, что ложемент космонавту мал.

"Чтобы его психологически успокоить, мы на земле резали ложемент, примеряли на своих мужиках, ему инструкцию отправили, он там скоблил ножом, вырезал в зоне ягодиц, а потом сказал, что во время спуска перегрузки так давили, что можно было не резать ложемент", — рассказывает Поздняков. Позже он показал "усовершенствованный" ложемент.

Когда примерка "Казбека" завершается, скафандр "сдувают". В этот момент я будто расту, а он уменьшается. Остатки воздуха специалисты сгоняют через герморазъем перчатки, затем расстегивают ремни и помогают подняться.

Космический автомобиль

Кресло "Чегет" для корабля "Орел" даже внешне сильно отличается от "Казбека". Если его ложемент повторяет форму человека, то новое кресло, скорее, похоже на автомобильное — сделано не под конкретную фигуру. Вместо индивидуально изготовленного ложемента у "Чегета" есть специальные ограничители в районе плеч и бедер, а для ног предусмотрена подставка. То есть изготавливать ложемент для разных космонавтов не нужно — для этого достаточно покрутить регулировочные ручки, чтобы настроить ширину и высоту. Ограничители — это своеобразные тиски, которые зажимают космонавта, чтобы он не болтался и не получил травмы в случае жесткой посадки.

Под меня кресло тоже настраивают. Я лежу и жду, периодически отвечая на вопросы, не сильно ли зажали. Сначала мне кажется, что под позвоночником в районе шеи на кресле лежит что-то лишнее, пытаюсь шевелить головой, чтобы найти позицию поудобнее. Оказалось, что я просто легла не совсем верно. Нужно было спуститься ниже. В итоге эта возвышенность на "Чегете" не мешает позвоночнику, а напротив — поддерживает шею.

Когда кресло настроено, мне показывают регулировочные ручки: "Попробуй покрутить. Можешь под себя кресло настроить?" Оказалось, что могу. В этот момент оно еще больше кажется похожим на автомобильное — усилий для изменения положения прикладываю примерно столько же. Кстати, сейчас "Чегет" обтянут синим трикотажным материалом, но изначально предприятие предлагало сделать обшивку кожаной, что еще больше сделало бы его похожим на сиденье в машине или в самолете бизнес-класса. В РКК "Энергия" попросили оставить основу трикотажной.

На "Чегете", как и на "Казбеке", есть ремни безопасности, которые удерживают ноги и корпус космонавта. В отличие от первого, здесь я могу спокойно шевелить плечами и говорю об этом (подумала, что не до конца пристегнули). Замечанию не удивились — инженеры еще дорабатывают конструкцию кресла в этом месте.

Ноги в "Чегете" не прижаты к животу, сидишь как на стуле или диване. И в одном, и во втором кресле я провела около 10–15 минут. На мой взгляд, просидеть в "Чегете" можно дольше, а если станет неудобно, можно немного ослабить силу, с которой ограничители "зажимают" космонавта.

Мне вновь предлагают надуть скафандр. Только в этот раз я делаю это самостоятельно, с помощью специального клапана на нем — крутишь в одну сторону, чтобы "надуть", потом в другую, чтобы вернуть давление в норму.

КОРАБЛЬ "ОРЕЛ"

Перспективный транспортный корабль, ранее называвшийся "Федерация", разрабатывается для использования в российской программе исследования и освоения Луны. Его первый полет без экипажа запланирован на конец 2023 года. Он будет запущен с космодрома Восточный на новой ракете-носителе "Ангара". Ожидается, что корабль будет многоразовым и сможет совершать десять полетов. С 2028 года планируется начать на нем полеты к Луне, на 2030-й намечена высадка космонавтов на ее поверхность.

ПРОДОЛЖЕНИЕ

​​​​​Сбросить с высоты

Во время эргономических проверок, которые сейчас проходит "Чегет", его оценивает целый отряд испытателей разной комплекции. Они проводят оценку кресла. В дальнейшем будет работа с космонавтами.

"Опыт показывает, что как бы и кто бы ни оценивал, нужно потом самому сесть в кресло. Я уже сидел в нем не один раз, замечания есть, они будут устраняться", — подчеркнул Поздняков.

После проверки эргономики "Чегет" отправится на испытания без человека. В кресло посадят манекен с датчиками и сбросят с высоты, чтобы понять, насколько оно снижает перегрузки в случае жесткой посадки. "Сейчас заказчик значительно увеличил требования по перегрузкам. На "Казбеке" было до 70g (величина перегрузки тела, покоящегося на Земле на уровне моря, равна 1g — прим. ТАСС), а на Чегете" — до 100g.

По словам гендиректора, задача любого космического кресла — погасить перегрузки так, чтобы они не превысили допустимые пределы переносимости человеком, которые, например, для позвоночника составляют до 16–18g (надо иметь в виду, что время действия указанных перегрузок составляет доли секунды). Гашение происходит за счет специальных амортизаторов.

Еще одна задача, над которой работает "Звезда", — уменьшение массы кресла. "Массу надо снижать, но это может привести к потере прочности", — отметил Поздняков, подчеркнув, что в случае десятикратного применения на "Орле" "усталость" конструкции может привести к появлению трещин.

Технические испытания "Чегета" НПП "Звезда" планирует провести в следующем году. После чего, по словам Позднякова, кресло отправится в РКК "Энергия" для наземных испытаний.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов



Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer