Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В сахалинском центре обслуживания воздушного движения открыли музей


2 декабря 2020 года Sakh.com


В сахалинском центре ОВД (обслуживания воздушного движения) открыли музей истории предприятия. Специалистов этой службы в народе называют дирижерами воздушного движения. В 2020-м исполнилось 25 лет со дня основания сахалинского центра ОВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ОрВД), 75-летие отметила и островная воздушная гавань, к этим датам 30 ноября в здании центра ОВД торжественно открыли музей предприятия.

Как отметил начальник сахалинского центра ОВД Иван Аверьянов, с целью сохранения памяти, исторического наследия предприятия и в целом гражданской авиации островного региона сотрудниками была проделана многолетняя большая работа по сбору информации, и наконец, идея создания музея воплотилась в жизнь. Реализовать задуманное стало возможным после ввода в эксплуатацию нового здания КДП, где под эти цели выделили отдельное просторное помещение (новое здание центра, в котором открыли музей, было построено в 2013 году).

Экспонатами стали многочисленные архивные фотографии, здесь собраны все периоды жизни предприятия: период СССР в качестве структурного подразделения Сахалинского объединенного авиаотряда, тяжелые 90-е и современная славная история в составе филиала "Аэронавигация Дальнего Востока".

Создание музея — это во многом заслуга ветерана предприятия, в прошлом начальника службы ЭРТОС (эксплуатации радиотехнического оборудования и связи) Юрия Сальникова, который давно "заболел" этой идеей и включился в работу. Он и провел экскурсию по музею.

В буквальном смысле приходилось начинать с нуля, вспоминают коллеги, — обобщая, каталогизируя данные из разных источников, собирать уцелевшие экспонаты оборудования РТОП, работать в архивах, оцифровывать фотоматериалы за весь период островной гражданской авиации.

Со стендов смотрят ветераны Великой Отечественной, работавшие в службе аэронавигации в далекие послевоенные годы, а также почетные сотрудники, руководители служб, начиная с 1960 года, словом, золотой фонд и гордость организации. Представлен здесь и краткий фотообзор становления гражданской авиации на Сахалине и Курильских островах. На стеллажах выставлены некоторые руководящие документы (наставления, правила, инструкции), ставшие уже историей, книги об авиации. Стенд "Технический прогресс" отражает процесс модернизации и оборудования РТОП и связи.

— Эти два стенда, — рассказывает Юрий Сальников, — кратко информируют о деятельности наших структурных подразделений: отделения Оха, Ноглики, Зональное (на момент организации музея еще существовавшее), Шахтерск, Менделеево (Южно-Курильск) и Буревестник до 2014 года, базировавшийся на военном аэродроме Буревестник, а с 2014 года на территории вновь построенного аэропорта Курильск на острове Итуруп. Существенные изменения произошли в аэропорту "Ноглики", где в период с 2000 по 2007 год проведено строительство и ввод в эксплуатацию ИВПП с установкой СП NORMARC, здания КДП, аэровокзала и наземных служб. В аэропорту Менделеево в 2012 году — строительство и ввод в эксплуатацию КДП и модернизация средств УВД, РТОП и электросвязи. Как ранее было сказано, на Итурупе заново построен и в 2014-м введен в эксплуатацию аэропорт Курильск, оснащенный новейшими средствами УВД, РТОП и электросвязи.

Если присмотреться, то чего здесь только нет! Стеллаж с набором электровакуумных изделий — радиолампы различного назначения (генераторные, приемно-усилительные, индикаторные, стабилизаторы напряжения тока). Магнетроны, тиратроны, разрядники.

Переходим к современным электронным компонентам: транзисторы, интегральные микросхемы и микросборки, составляющие начинку современной электроники. Электроизмерительные и индикаторные механизмы прошлых лет, в том числе один экспонат от старой японской аппаратуры. Здесь же выставлены электромеханические счетчики часов наработки радиоаппаратуры.

— На нижнем стеллаже одна из составляющих частей первого бытового компьютера, где в качестве магнитного накопителя информации использовались аудиокассеты от бытового кассетного магнитофона. На нижнем и следующем стеллажах показаны средства громкоговорящей и телефонной связи, радиостанции УКВ воздушной и внутриаэропортовой радиосвязи взаимодействия служб аэропорта (автомобильная и носимая радиостанция производства Чехословакии)… На среднем стеллаже показана подборка магнитных носителей информации, начиная с магнитных лент, кассет для аудио- и видеозаписи и заканчивая жестким диском компьютера. Следующие экспонаты — это магнитофоны для записи радио и телефонных переговоров работников служб при обеспечении полетов воздушных судов. ЛПМ от магнитофона СХР-216 производства Венгрии на 16 каналов записи, магнитофон "Спектр-14" производства СССР на 14 каналов записи, магнитофон "Погода-М" для записи и вещания информации о фактической погоде на аэродроме для экипажей воздушных судов. Имеется также экземпляр самолетного магнитофона МС-61 с проволочным носителем информации, — увлеченно рассказывает Юрий Сальников.

В музее можно найти приемники и передатчики КВ и УКВ диапазона: радиоприемник "Волна-К", приемники трансляционные "Казахстан" и "Ишим", передатчик УКВ радиосвязи "Баклан" и легендарный самолетный приемник УС-9. И ставшие уже историей устройства для обеспечения телеграфной связи: аппаратура тонального телеграфирования ТТ-12 на 12 каналов, телеграфные аппараты СТА-67, аппарат Т-63 производства ГДР, Т-100 производства Чехословакии, РТА-80 производства СССР, и так далее. Отдельный стеллаж занимает оборудование фотолаборатории, предназначение которой — печать фотоснимков захода на посадку воздушного судна.

Все эти механизмы у непосвященных вызывают, с одной стороны, добрую улыбку, а с другой, невероятное уважение к ушедшей эпохе.

В мероприятии приняли участие руководители служб и ветераны центра ОВД — те, кто трудился, в том числе в советские годы на этих машинах — Галина Огнева, Наталья Николаева, Павел Бердов, Евгений Акиншин, Юрий Трифонов, Виктор Соколов, Валерий Монов.

Специалист по музейной работе АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" Валентина Манжикова вручила музею еще несколько экспонатов, одним из которых стало архивное фото 1958 года, где запечатлено начало строительства нынешнего аэропорта и взлетно-посадочной полосы.

Управление воздушным движением — это сложный механизм, работа которого скрыта от глаз пассажиров. Вместе с ветеранами мы прошли по этажам здания, побывали в самом его сердце — командно-диспетчерском пункте. С высоты КДП открывается обзор на аэропорт. Именно в этот момент видно, как идет на посадку вертолет санавиации.

Главная задача центра — обеспечение безопасности полетов и рациональное распределение воздушного пространства, от чего зависят безопасность и комфорт пассажиров. Напомним, сахалинский центр обслуживания воздушного движения как составная часть "Аэронавигации Дальнего Востока" осуществляет аэронавигационное обслуживание над территорией острова Сахалин, южной частью Курильской гряды, над акваториями Тихого океана, Охотского и Японского морей. Площадь района ответственности составляет около 1 миллиона кв. километров.

Обслуживание воздушного движения над островами предоставляют, кроме Южно-Сахалинска, 5 отделений: Оха, Ноглики, Шахтерск, Курильск на Итурупе и Менделеево на Кунашире.

И мало кто знает, что техническим обеспечением аэронавигации и непосредственным управлением воздушным движением над островами занимаются около 320 сотрудников центра, около 180 из них — в Южно-Сахалинске. Специалисты обеспечивают работу 70 радиотехнических объектов — радиолокационных комплексов, пеленгаторов, радиотехнических систем посадки воздушных судов, систем радионавигации, передающих и приемных центров авиационной связи.

В 2020 году гражданская авиация Дальнего Востока отметила 90-летний юбилей. Хроники сахалинского аэропорта можно почитать здесь. В музее, кстати, есть все еще работающая радиола "Урал-112", которая была приобретена в 1978 году и стояла в кабинете командира Южно-Сахалинского объединенного авиаотряда Вячеслава Гольцева. Многие фотографии, размещенные на стендах музея, сделаны ветераном предприятия и внештатным фотокорреспондентом Юрием Трифоновым.

Примечательно, что музей открылся накануне еще одного праздника. 7 декабря в мире отметят Международный день гражданской авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer