Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В сахалинском центре обслуживания воздушного движения открыли музей


2 декабря 2020 года Sakh.com


В сахалинском центре ОВД (обслуживания воздушного движения) открыли музей истории предприятия. Специалистов этой службы в народе называют дирижерами воздушного движения. В 2020-м исполнилось 25 лет со дня основания сахалинского центра ОВД филиала "Аэронавигация Дальнего Востока" ФГУП "Госкорпорация по организации воздушного движения" (ОрВД), 75-летие отметила и островная воздушная гавань, к этим датам 30 ноября в здании центра ОВД торжественно открыли музей предприятия.

Как отметил начальник сахалинского центра ОВД Иван Аверьянов, с целью сохранения памяти, исторического наследия предприятия и в целом гражданской авиации островного региона сотрудниками была проделана многолетняя большая работа по сбору информации, и наконец, идея создания музея воплотилась в жизнь. Реализовать задуманное стало возможным после ввода в эксплуатацию нового здания КДП, где под эти цели выделили отдельное просторное помещение (новое здание центра, в котором открыли музей, было построено в 2013 году).

Экспонатами стали многочисленные архивные фотографии, здесь собраны все периоды жизни предприятия: период СССР в качестве структурного подразделения Сахалинского объединенного авиаотряда, тяжелые 90-е и современная славная история в составе филиала "Аэронавигация Дальнего Востока".

Создание музея — это во многом заслуга ветерана предприятия, в прошлом начальника службы ЭРТОС (эксплуатации радиотехнического оборудования и связи) Юрия Сальникова, который давно "заболел" этой идеей и включился в работу. Он и провел экскурсию по музею.

В буквальном смысле приходилось начинать с нуля, вспоминают коллеги, — обобщая, каталогизируя данные из разных источников, собирать уцелевшие экспонаты оборудования РТОП, работать в архивах, оцифровывать фотоматериалы за весь период островной гражданской авиации.

Со стендов смотрят ветераны Великой Отечественной, работавшие в службе аэронавигации в далекие послевоенные годы, а также почетные сотрудники, руководители служб, начиная с 1960 года, словом, золотой фонд и гордость организации. Представлен здесь и краткий фотообзор становления гражданской авиации на Сахалине и Курильских островах. На стеллажах выставлены некоторые руководящие документы (наставления, правила, инструкции), ставшие уже историей, книги об авиации. Стенд "Технический прогресс" отражает процесс модернизации и оборудования РТОП и связи.

— Эти два стенда, — рассказывает Юрий Сальников, — кратко информируют о деятельности наших структурных подразделений: отделения Оха, Ноглики, Зональное (на момент организации музея еще существовавшее), Шахтерск, Менделеево (Южно-Курильск) и Буревестник до 2014 года, базировавшийся на военном аэродроме Буревестник, а с 2014 года на территории вновь построенного аэропорта Курильск на острове Итуруп. Существенные изменения произошли в аэропорту "Ноглики", где в период с 2000 по 2007 год проведено строительство и ввод в эксплуатацию ИВПП с установкой СП NORMARC, здания КДП, аэровокзала и наземных служб. В аэропорту Менделеево в 2012 году — строительство и ввод в эксплуатацию КДП и модернизация средств УВД, РТОП и электросвязи. Как ранее было сказано, на Итурупе заново построен и в 2014-м введен в эксплуатацию аэропорт Курильск, оснащенный новейшими средствами УВД, РТОП и электросвязи.

Если присмотреться, то чего здесь только нет! Стеллаж с набором электровакуумных изделий — радиолампы различного назначения (генераторные, приемно-усилительные, индикаторные, стабилизаторы напряжения тока). Магнетроны, тиратроны, разрядники.

Переходим к современным электронным компонентам: транзисторы, интегральные микросхемы и микросборки, составляющие начинку современной электроники. Электроизмерительные и индикаторные механизмы прошлых лет, в том числе один экспонат от старой японской аппаратуры. Здесь же выставлены электромеханические счетчики часов наработки радиоаппаратуры.

— На нижнем стеллаже одна из составляющих частей первого бытового компьютера, где в качестве магнитного накопителя информации использовались аудиокассеты от бытового кассетного магнитофона. На нижнем и следующем стеллажах показаны средства громкоговорящей и телефонной связи, радиостанции УКВ воздушной и внутриаэропортовой радиосвязи взаимодействия служб аэропорта (автомобильная и носимая радиостанция производства Чехословакии)… На среднем стеллаже показана подборка магнитных носителей информации, начиная с магнитных лент, кассет для аудио- и видеозаписи и заканчивая жестким диском компьютера. Следующие экспонаты — это магнитофоны для записи радио и телефонных переговоров работников служб при обеспечении полетов воздушных судов. ЛПМ от магнитофона СХР-216 производства Венгрии на 16 каналов записи, магнитофон "Спектр-14" производства СССР на 14 каналов записи, магнитофон "Погода-М" для записи и вещания информации о фактической погоде на аэродроме для экипажей воздушных судов. Имеется также экземпляр самолетного магнитофона МС-61 с проволочным носителем информации, — увлеченно рассказывает Юрий Сальников.

В музее можно найти приемники и передатчики КВ и УКВ диапазона: радиоприемник "Волна-К", приемники трансляционные "Казахстан" и "Ишим", передатчик УКВ радиосвязи "Баклан" и легендарный самолетный приемник УС-9. И ставшие уже историей устройства для обеспечения телеграфной связи: аппаратура тонального телеграфирования ТТ-12 на 12 каналов, телеграфные аппараты СТА-67, аппарат Т-63 производства ГДР, Т-100 производства Чехословакии, РТА-80 производства СССР, и так далее. Отдельный стеллаж занимает оборудование фотолаборатории, предназначение которой — печать фотоснимков захода на посадку воздушного судна.

Все эти механизмы у непосвященных вызывают, с одной стороны, добрую улыбку, а с другой, невероятное уважение к ушедшей эпохе.

В мероприятии приняли участие руководители служб и ветераны центра ОВД — те, кто трудился, в том числе в советские годы на этих машинах — Галина Огнева, Наталья Николаева, Павел Бердов, Евгений Акиншин, Юрий Трифонов, Виктор Соколов, Валерий Монов.

Специалист по музейной работе АО "Аэропорт Южно-Сахалинск" Валентина Манжикова вручила музею еще несколько экспонатов, одним из которых стало архивное фото 1958 года, где запечатлено начало строительства нынешнего аэропорта и взлетно-посадочной полосы.

Управление воздушным движением — это сложный механизм, работа которого скрыта от глаз пассажиров. Вместе с ветеранами мы прошли по этажам здания, побывали в самом его сердце — командно-диспетчерском пункте. С высоты КДП открывается обзор на аэропорт. Именно в этот момент видно, как идет на посадку вертолет санавиации.

Главная задача центра — обеспечение безопасности полетов и рациональное распределение воздушного пространства, от чего зависят безопасность и комфорт пассажиров. Напомним, сахалинский центр обслуживания воздушного движения как составная часть "Аэронавигации Дальнего Востока" осуществляет аэронавигационное обслуживание над территорией острова Сахалин, южной частью Курильской гряды, над акваториями Тихого океана, Охотского и Японского морей. Площадь района ответственности составляет около 1 миллиона кв. километров.

Обслуживание воздушного движения над островами предоставляют, кроме Южно-Сахалинска, 5 отделений: Оха, Ноглики, Шахтерск, Курильск на Итурупе и Менделеево на Кунашире.

И мало кто знает, что техническим обеспечением аэронавигации и непосредственным управлением воздушным движением над островами занимаются около 320 сотрудников центра, около 180 из них — в Южно-Сахалинске. Специалисты обеспечивают работу 70 радиотехнических объектов — радиолокационных комплексов, пеленгаторов, радиотехнических систем посадки воздушных судов, систем радионавигации, передающих и приемных центров авиационной связи.

В 2020 году гражданская авиация Дальнего Востока отметила 90-летний юбилей. Хроники сахалинского аэропорта можно почитать здесь. В музее, кстати, есть все еще работающая радиола "Урал-112", которая была приобретена в 1978 году и стояла в кабинете командира Южно-Сахалинского объединенного авиаотряда Вячеслава Гольцева. Многие фотографии, размещенные на стендах музея, сделаны ветераном предприятия и внештатным фотокорреспондентом Юрием Трифоновым.

Примечательно, что музей открылся накануне еще одного праздника. 7 декабря в мире отметят Международный день гражданской авиации.




комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer