← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Перегибы на пассажирских местах


23 декабря 2020 года Мария Литвинова, Ольга Никитина, КоммерсантЪ


Москвичка Наталья Воробьева пожаловалась в столичную прокуратуру на авиакомпанию «Победа», самолетом которой она летела с 14-летним сыном-инвалидом в Петербург. Авиаперевозчик при покупке билетов, обращает внимание госпожа Воробьева, рассаживает пассажиров в салоне, не учитывая статус людей с ограниченными возможностями здоровья, которым необходимо постоянное сопровождение.

В «Победе» отвечают, что пассажирка должна была оплатить услугу по выбору мест по соседству или заранее предупредить об особенных потребностях пассажиров. Эксперты уверены, что возможность лететь рядом с членами семьи не должна быть привилегией, а отказ в просьбе клиента посадить бесплатно вместе с ребенком как минимум неэтичен. По мнению юристов, подобные конфликты провоцируются пробелами в законодательстве.

Наталья Воробьева просит прокуратуру проверить законность действий авиакомпаний, включая «Победу», по соблюдению правил перелета и размещения в самолете взрослых и детей с инвалидностью, которые нуждаются в сопровождении. 11 декабря она летела из Москвы в Санкт-Петербург и обратно с двумя детьми, один из которых — ее 14-летний сын с аутизмом. По словам москвички, она везла сына на консультацию в клинику по поводу предстоящей операции.

Как госпожа Воробьева рассказала “Ъ”, на стойке регистрации в аэропорту ее предупредили, что всех членов семьи рассадят в разных частях самолета — на 6, 18, и 30-й ряды. На просьбу женщины посадить ее вместе с ребенком-инвалидом менеджер предложила доплатить за выбор мест.

Наталья Воробьева отказалась, сославшись на ст. 106.1 Воздушного кодекса, которая регулирует вопросы перевозки пассажиров с инвалидностью. Уже на борту Наталья Воробьева попросила стюардов посадить ее рядом с сыном при наличии свободных мест, но ей вновь отказали, пообещав присмотреть за ребенком. Когда же пассажиры на соседних местах заметили особенное поведение мальчика, они сами предложили женщине поменяться.

По словам Натальи Воробьевой, один из стюардов «с криками и маханиями руками запретил пересаживаться, он сказал, что я должна была подумать об этом раньше, что это платная услуга, что я не забочусь о своем ребенке».
«Я боялась, что Рома среагирует на эту потасовку и будет только хуже, так как он не переносит криков и нервозности»,— добавила Наталья Воробьева. На обратном пути на следующий день ситуация повторилась: члены семьи летели в разных частях самолета, а на просьбу их пересадить получили отказ.

Наталья Воробьева просит прокуратуру разобраться в ситуации и привести в соответствие с федеральным законодательством и Конституцией правила авиакомпаний в вопросах соблюдения прав инвалидов. По ее словам, услугу «посадить рядом» авиакомпания «Победа» назвала привилегией, которая требует «дополнительного финансового вложения». «Мне заявили, что дети возрастом старше 12 лет могут самостоятельно находиться в самолете, а моя обязанность и право оказывать уход за ребенком во время перелета должна мною дополнительно оплачиваться»,— рассказала госпожа Воробьева.

По словам главы Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Елены Клочко, из всех авиакомпаний только «Победа» не предоставляет людям, в том числе инвалидам, возможности лететь рядом без доплаты. «Очевидно, что для инвалидов и их сопровождающих условия экстремальны, человек может не уметь держать ложку, может как-то особенно себя вести,— пояснила “Ъ” госпожа Клочко.— Для других пассажиров, добросовестно купивших билет, сидеть рядом с человеком, который плохо коммуницирует или обладает поведенческими особенностями,— тоже экстрим».

По мнению Елены Клочко, авиакомпаниям стоит устанавливать правила в соответствии с законом о соцзащите инвалидов, который гарантирует особый к ним подход в разных сферах, в том числе при авиаперелетах.

Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин считает, что Наталья Воробьева имела право не доплачивать за возможность лететь рядом с ребенком-инвалидом, о чем сотрудники авиакомпании обязаны были ее оповестить. «В этой ситуации стоит рассматривать не только нормы Воздушного кодекса, но и приказа Минтранса об утверждении порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов услуг в аэропортах и воздушных суднах,— пояснил “Ъ” господин Редин.— Правда, многие прописанные там условия не соблюдаются пассажирами, и тогда ответственность за последствия ложится на них самих. Но если гражданка предупредила перевозчика об инвалидности ребенка при оформлении билетов, то их отказ не только неэтичен, но и незаконен». По мнению юриста, именно этот момент и должны установить в прокуратуре или в суде.

Адвокат юридической группы «Гречкин и партнеры» Яна Любимова считает, что авиакомпания «Победа» формально права: «Ребенка старше 12 лет имеют право посадить отдельно от родителей. Но в этом конкретном случае авиакомпания могла пойти навстречу, и ее работники поступили этически неправильно». Госпожа Любимова считает, что «пробел в законодательстве может быть устранен запретом на размещение членов семьи в разных концах самолета независимо от возраста».

В авиакомпании «Победа» сообщили “Ъ”, что, согласно Воздушному кодексу РФ (ст. 106.1), в момент заключения договора воздушной перевозки клиент обязан сообщить авиакомпании об имеющихся ограничениях.

«К сожалению, в случае с рейсом 11 декабря клиент не предоставил авиакомпании никакой информации об особых потребностях. При бронировании билета на нашем сайте мы всегда просим сообщить заранее о наличии людей с особыми потребностями в полете, связанными с инвалидностью. Мы не только помогаем им с бесплатной организацией специального сопровождения на борт, но и всегда делаем все возможное, чтобы предоставить соседние места в салоне». Также в авиакомпании отметили, что «настоятельно просят» пассажиров «ответственно подходить к перелету» и уведомлять авиакомпанию об особых потребностях не позднее чем за сутки до перелета. «В противном случае мы не можем гарантировать предоставление соседних мест в салоне самолета»,— сообщили там.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/12/23/31880/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.