Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Исследовать вместе


2 декабря 2020 года Анастасия Николаева, Интерфакс


"Роскосмос" поздравил китайских коллег с завершением очередного этапа программы исследования Луны. Российская госкорпорация ведет переговоры с КНР о создании совместной лунной базы.

Китайский космический аппарат совершил успешную посадку на Луну для забора грунта накануне. Зонд "Чанъэ-5" был запущен ракетой-носителем "Чанчжэн-5" ("Великий поход-5") ночью 24 ноября.

Китайская автоматическая станция весом около 8,2 тонн состоит из четырех модулей, в том числе предназначенных для посадки на Луну, бурения поверхности на глубину до двух метров и извлечения грунта; взлетного модуля, стартующего с капсулой с грузом с ее поверхности для автоматической стыковки с орбитальным модулем, который, забрав капсулу, затем отправится к Земле.

Как сообщало Национальное космическое управление Китая (CNSA), 1 декабря комплекс посадочного модуля со встроенным взлетным аппаратом отделился от станции, выведенной на круговую окололунную орбиту Луны высотой 200 км. По данным китайского космического агентства, посадка была осуществлена вечером в районе пика Рюмкера в Океане Бурь в западной части видимой стороны Луны.

В рамках миссии после посадки на Луну модуль должен собрать около двух килограммов геологической породы и доставить их на Землю. 2 декабря посадочный модуль китайской автоматической станции "Чанъэ-5" успешно пробурив грунт Луны на глубину два метра, поднял образцы геологической породы и запаковал их в контейнер. Модулю также предстоит с помощью руки-манипулятора собрать образцы грунта с поверхности Луны. Всего на операцию по сбору грунта отведено 48 часов.

Орбитальный модуль станции с возвращаемым на Землю аппаратом находится в готовности к стыковке с взлетным аппаратом, который передаст ему капсулу с грунтом. Посадка аппарата на Землю планируется 16-17 декабря на севере Китая в автономном районе Внутренняя Монголия.

В случае успеха миссии Китай станет третьей страной в мире после России и США, сумевшей доставить лунный реголит на Землю и первой реализовавшей такой проект с 1976 года. В рамках миссий советских станций "Луна" в 1970-1976 годах на Землю было доставлено 324 граммов лунного грунта, а американские астронавты, летавшие на Луну в 1969-72 годах по программе "Аполлон", привезли 382 грамма грунта.

"Роскосмос" уже поздравил китайских коллег с прилунением аппарата "Чанъэ-5". "Для космической программы КНР это событие, безусловно, является историческим — впервые в истории космических исследований страны специалисты Китайской национальной космической администрации выполнили посадку автоматической возвращаемой станции на Луну, основной задачей которой является доставка на Землю лунного грунта", — сообщил заместитель генерального директора госкорпорации по международному сотрудничеству Сергей Савельев.

Савельев отметил, что исследование Луны является одним из приоритетных направлений космической деятельности всех стран, и Россия с Китаем регулярно обсуждают развитие сотрудничества в этой области.

Так, обсуждение сотрудничества по лунной программе состоялось в середине октября — "Роскосмос" и китайская космическая администрация провели видеоконференцию, во время которой обменялись мнениями по перспективным направлениям двустороннего сотрудничества, включая программу лунных исследований.

В июле глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин также сообщал о переговорах с китайской стороной о создании совместной лунной базы.

"Китайцы сильно выросли за последние годы, мы с уважением относимся к их результатам, и в принципе для нас они достойный партнер", — отмечал он.

Еще в июне прошлого года глава "Роскосмоса" на Петербургском международном экономическом форуме говорил о том, что Россия рассматривает возможность создания совместной российско-китайской лунной базы.

По его словам, проект предусматривает развертывание на Луне системы мониторинга космического пространства для изучения дальнего космоса с перспективой выхода на международное сотрудничество в области астероидно-кометной безопасности. Кроме этого глава госкорпорации отмечал, что Россия и Китай могли бы создать совместную систему операторов для коммерческого распространения результатов высокоточного дистанционного зондирования Земли.

Что касается высадки космонавтов на Луну, то, по его словам, этот этап Россия планирует провести после 2028 года, когда начнутся испытания сверхтяжелой лунной ракеты. Он рассчитывал, что пилотируемый полет к спутнику Земли пройдет в 2029 году.

Российскую лунную программу планировали утвердить в 2020 году. Скончавшийся в мае от коронавируса генконструктор "Энергии" Евгений Микрин в начале года говорил, что в конце 2020-х годов планировалось начать строительство лунной базы.

По его данным, первая высадка российских космонавтов на Луну была запланирована на начало 2030-х годов. Согласно представленной им "дорожной карте" Лунной программы, первая экспедиция должна продлиться две недели.

Между тем российская лунная программа может пострадать из-за сокращения финансирования космической отрасли. Также могут пострадать некоторые инфраструктурные проекты и разработка новых ракет-носителей.

Так, по проекту трехлетнего федерального бюджета ассигнования на реализацию госпрограммы "Космическая деятельность" в 2021-2023 годах планируется урезать на 25 млрд 700 млн рублей. Всего за три года на реализацию госпрограммы выделено 580 млрд 700 млн рублей.

Самое большое сокращение (до 40% в 2021 году) ждет подпрограмму "Приоритетные инновационные проекты ракетно-космической промышленности".

"Дмитрий Олегович (Рогозин) нам показал четко на цифрах, какие проекты пострадают в случае серьезного секвестирования. (...) Насколько мы поняли из доклада, "Луна-26", "Луна-27" и следующие частично профинансированы, но дальше идет большой, существенный секвестр", — отмечал в ноябре депутат Госдумы Денис Кравченко.

Вместе с тем Рогозин заявлял, что проект может быть открыт и для других стран, в том числе США.

В принципе, по его словам, сложности и риски полетов к Луне делают необходимым сотрудничество России и США по взаимной адаптации космических транспортных систем даже в случае отказа "Роскосмоса" от участия в американской программе Artemis.

На 71-м Международном астронавтическом конгрессе, который проходил в середине октября в онлайн-формате, он подчеркнул, что развитие лунных программ не должно подразумевать отказ от постоянного присутствия человека на околоземной орбите. По словам Рогозина, Международную космическую станцию и ее будущего преемника стоит воспринимать как "первую ступень" к дальним космическим рубежам.

"Если Россия создаст транспортную систему, она должна иметь возможность в случае необходимости состыковаться с Artemis. Поэтому мы говорим о том, что в любом случае потребуются договоренности и соглашения об адаптации интерфейсов и стандартов", — отмечал глава "Роскосмоса".

В России для полетов в дальний космос разрабатывается корабль "Орел" в рамках опытно-конструкторской работы "Федерация". Первый полет корабля без экипажа запланирован на 2023 год, с экипажем — на 2025. 

Корабль предназначен для доставки людей и грузов на космические станции на околоземной орбите, а также является одним из ключевых элементов существующей концепции освоения Луны. Для его создания применяются технологии, порой не имеющие аналогов в мировой космонавтике.

В частности, возвращаемый аппарат корабля будет выполнен c использованием новейших композиционных материалов. В самом корабле предусмотрен многоразовый стыковочный агрегат. Современное бортовое электронное оборудование позволит более эффективно решать задачи сближения и стыковки, повысить безопасность экипажа на этапах выведения и спуска на Землю.

Экипаж корабля составит до четырех человек. В режиме автономного полета корабль сможет находиться до 30 суток, при полете в составе орбитальной станции — до года. Общая масса корабля при полете к орбитальной станции будет равна 14,4 тонны (19 тонн при полете к Луне), масса возвращаемого аппарата — 9 тонн. Длина корабля — 6,1 метра. 

Кроме того, весной в России стартовало производство первых модулей перспективной российской сверхтяжелой ракеты-носителя "Енисей". Эскизный проект ракеты был одобрен в конце 2019 года. Начало летно-конструкторских испытаний ракеты назначено на 2028 год, она создается на основе блоков ракеты-носителя "Союз-5".

Ракета будет иметь грузоподъемность 88 тонн и обеспечивать вывод пилотируемого транспортного корабля массой 20 тонн на полярную окололунную орбиту. Это позволит начать пилотируемые полеты к Луне, включая вывод на орбиту спутника Земли пилотируемых и грузовых транспортных кораблей, посадочно-взлетных кораблей и модулей окололунных орбитальных станций.

В это же время компания Blue Origin создает в США корабль для полета к Луне. NASA совместно с Европейским и Японским космическими агентствами реализует проект возобновления полетов на Луну Artemis ("Артемида"). В рамках программы компания Lockheed Martin разрабатывает космический корабль "Орион".

13 октября американская аэрокосмическая компания запустила в суборбитальный полет многоразовую ракету New Shepard для испытания компонентов будущей лунной посадочной системы. Это уже седьмой запуск данной ракеты и 13-й в рамках проекта New Shepard. Предыдущий успешный полет ракеты был осуществлен 11 декабря 2019 года.

Систему предполагается использовать для высадки двух американских астронавтов на поверхность Луны в рамках программы Artemis в 2024 году. В конце октября NASA и Европейское космическое агентство (ЕКА) подписали соглашение о сотрудничестве в создании окололунной станции Gateway в рамках программы.

В соответствии с этим соглашением ЕКА создаст обитаемые и дозаправочные модули, а также обеспечит связь станции с поверхностью Луны.

Кроме того, ЕКА предоставит два европейских сервисных модуля для пилотируемого космического корабля NASA Orion, которые будут включать маршевые двигатели и обеспечивать капсулу энергией, водой и кислородом в рамках полетов по программе Artemis.

Между тем Рогозин убежден, что США не смогут реализовать свою лунную программу без помощи России. Освоение Луны возможно только в международной кооперации, ни одно государство ни справится с этим в одиночку, заявлял глава "Роскосмоса" в конце октября в эфире Первого канала, комментируя планы США по освоению Луны.

Он уверен, что сотрудничество в космосе между Россией и США будет сохраняться в любом случае.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer