Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Электронное "Поле" против дронов-убийц


4 декабря 2020 года Алексей Рамм, Независимое военное обозрение


В Нагорном Карабахе прекратились боевые действия, в республику введены российские миротворческие силы. В настоящее время Азербайджан и Армения занимаются разведением сил и средств, передачей территории, а также разминированием и поиском тел погибших. За прошедшие три недели не было ни одного вооруженного столкновения между армянскими и азербайджанскими военными.

С самого начала конфликта Баку и Ереван ввели жесткие ограничения на распространение информации. Азербайджан пошел на беспрецедентные меры: в отдельных регионах страны был введен запрет на популярные социальные сети и видеохостинги. Но сейчас армянское и азербайджанское правительства уже отказались от информационной блокады. Поэтому в настоящее время стороны активно публикуют видео с ранее неизвестными моментами войны, а также воспоминания участников.

По итогам недавних боев в Армении начался политический кризис. Правительство уже отправило в отставку несколько чиновников. А часть функционеров армянского военно-политического руководства самостоятельно подали в отставку. На этом фоне в средствах массовой информации Армении начала появляться достаточно интересная информация, которая проливает свет на многие аспекты прошедшей войны.

Поэтому в настоящее время возникла реальная возможность оценить не только боевые действия, но и отдельные их аспекты. В частности, противостояние средств радиоэлектронной борьбы и беспилотных летательных аппаратов.

Русский след

Первые сообщения о том, что Россия начала оказывать военную помощь Армении и Нагорному Карабаху появились еще в ходе боев. Несколько популярных интернет-ресурсов, отслеживающих полеты военной авиации, обратили внимание на постоянные рейсы транспортных Ил-76 из российских Минеральных Вод в Армению. В основном «семьдесят шестые» принадлежали армянской стороне. За регулярность полетов этот маршрут даже получил шутливое прозвище «Минераловодский экспресс».

Когда бои уже шли в районе Лачинского коридора и в Шуше, на некоторых информационных ресурсах появилась информация о том, что российская сторона передала Армении современные средства радиоэлектронной борьбы. Изданием AsiaTiime назывались станции РЭБ «Красуха-4».

Примечательно, что к этому времени азербайджанская сторона успела потерять несколько беспилотников. Управление дронами было утрачено, они покинули воздушное пространство НКР и пересели границу с Ираном. После чего БПЛА были перехвачены иранскими средствами противовоздушной обороны.

19 ноября бывший глава Генштаба Вооруженных сил Армении Мовсес Акопян на пресс-конференции официально заявил, что Россия передала армянской стороне станции помех «Поле-21Э». По словам Акопяна, после начала работы комплекса азербайджанские военные четыре дня не могли нормально использовать свои БПЛА. Но на пятый день они, видимо, подобрали ключи к действию системы. Правда, о каких «ключах» говорит Акопян, несовсем понятно.

Фактически Карабах стал первым конфликтом, где в бою столкнулись современные и достаточно технологичные беспилотные летательные аппараты, а также средства радиоэлектронной борьбы нового поколения.

Конечно, можно вспомнить, что российские средства радиоэлектронной борьбы и зенитные комплексы уже давно защищают авиабазу «Хмеймим» от ударов БПЛА террористов. Но в данном случае речь идет о кустарных изделиях, которые к тому же применяют иррегулярные вооруженные формирования. А вот в Карабахе, напротив, было противостояние двух государств и их вооруженных сил.

Прежде всего стоит понять: какие же на самом деле средства радиоэлектронной борьбы были переданы Армении? «Красуха-4» – это один из самых известных в мире российских комплексов радиоэлектронной борьбы. В 2015 году они одними из первых были развернуты на авиабазе «Хмеймим». С этого момента «четверки» постоянно прикрывают объекты Вооруженных сил России в Сирии.

Правда, в настоящее время семейство «Красух» – это не самые современные комплексы радиоэлектронной борьбы в арсенале ВС РФ. Им на смену идут более универсальные станции «Дивноморье». Последние заменят одновременно станции помех «Красуха-2» и «Красуха-4», а также систему радиотехнической разведки и управления «Москва».

Но насколько «Красуха-4» эффективна против беспилотников? Эта станция радиоэлектронной борьбы поступает на вооружение батальонов РЭБ, предназначенных для борьбы с авиацией противника.

Как указывается в многочисленных пресс-релизах российского военного ведомства, «станция РЭБ «Красуха-4» предназначена для противодействия бортовым радарам ударной, разведывательной и беспилотной авиации условного противника. Возможности широкополосной станции активных помех позволяют эффективно бороться со всеми современными радиолокационными станциями, используемыми на самолетах различных типов».

То есть «четверка» борется не с беспилотными, а с радиолокационными станциями, которые могут быть на них установлены. Но ни Азербайджан, ни Турция не располагали БПЛА, оборудованными бортовыми РЛС. А вот для постановки помех системам управления и навигации БПЛА «Красухи-4» не подходят.

До недавнего времени «Поле-21» была одной из самых закрытых систем радиоэлектронной борьбы в российских Вооруженных силах. Первая информации о «Поле» появилась осенью 2016 года. В настоящее время «двадцать первое изделие» уже массово поступает на вооружение.

В составе «Поле-21» несколько десятков малогабаритных передатчиков. Они устанавливаются на высокие стационарные объекты, в частности вышки сотовой связи. Задача «Поля» – борьба с системами спутниковой навигации. Один комплекс может закрыть площадь размером 150 на 150 км.

Как указывается в информационных сообщениях российского Минобороны, «Поле-21» предназначена для защиты стратегически важных объектов от крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и управляемых авиабомб».

Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что «Красухи-4» армянской стороне не передавались. Также в боях в Нагорном Карабахе эти станции помех не применялись. Для них просто не нашлось бы целей.

А вот «Поле-21» – один из важнейших компонентов борьбы с беспилотниками в арсенале российских Вооруженных сил. В качестве систем-«антидрон» они неоднократно применялись российскими военными на учениях. Также этот комплекс в своем интервью назвал бывший армянский НГШ Мовсес Акопян.

Поле помех

Комплексы радиоэлектронного подавления систем спутниковой навигации уже давно есть в арсенале российских вооруженных сил. Их разработка стартовала еще в начале 2000-х годов. А первую проверку такие средства РЭБ прошли в ходе учений «Запад-2009». Один из самых известных российских комплексов «анти-GPS» – это Р-330Ж «Житель», или на военном сленге «Жнец».

Принцип работы систем подавления спутниковой навигации достаточно прост.

В основе систем GPS, ГЛОНАСС, Beidu и др. лежит передача простейшего сигнала от спутника к передатчику. Поэтому малейшее отклонение от заданной частоты даже на миллисекунды приведет к потере точности. Передача сигнала идет в достаточно узком диапазоне согласно открытым данным – 1575,42 МГц и 1227,60 МГц. Поэтому работа современных глушилок направлена именно на его блокирование. При наличии достаточно мощной шумовой помехи заглушить диапазон не составляет особого труда.

Но современные беспилотники научились обходить такие системы. Комплексам РЭБ требуется создавать очень мощный сигнал. Но площадь его покрытия относительно невелика. Поэтому, потеряв связь с системами спутниковой навигации, дрон возвращается на несколько километров назад. И так выходит из зоны работы станций РЭБ и восстанавливает работу навигационной системы.

Уникальность системы «Поле-21» заключается в ее конфигурации. Как уже было сказано выше, у нее несколько десятков относительно небольших передатчиков помех малой мощности вместо нескольких изделий с большой силой сигнала. Поэтому «Поле» накрывает сразу сотни километров.

Также операторы «двадцать первого изделия» благодаря продвинутой системе управления анализируют ситуацию и могут задействовать не все передатчики, а только определенную группу. Благодаря такому решению зона работы «Поля» не демаскируется. В то же время дрону уже не получится вернуться на несколько километров назад и попытаться восстановить связь со спутниковыми навигационными системами.

Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что именно «Поле-21» ответственно за азербайджанские дроны, которые залетели за иранскую границу. Также становится понятно, что рассказ Мовсеса Акопяна о неких «ключах», которые азербайджанцы подобрали к «Полю», относится скорее к разряду «военно-охотничьих» баек. Однако «двадцать первое изделие» нельзя назвать универсальным оружием.

Главная проблема «Поля-21» – это ее недостаточная подвижность. Фактически это стационарная система. Она идеально подходит для защиты военных баз, позиций стратегических ракет, важных промышленных и военных объектов. Малогабаритные передатчики нужно устанавливать, монтировать и подключать. А это требует достаточно много времени. Поэтому в Вооруженных силах России «Поле-21» работает в связке с подвижными комплексами РЭБ нового поколения «Силок».

Недолёт

Попробуем разобраться, как показали себя системы радиоэлектронной борьбы во время боев в НКР. Косвенным признаком их эффективности могут служить ролики, которые размещало Министерство обороны Азербайджана на своем официальном YouTube-канале.

В первые дни конфликта мы видели достаточно подробные сюжеты, на которых демонстрировалось видео, записанное с бортовых оптико-электронных систем БПЛА. Но уже с началом боев на подступах Лачинскому коридору ситуация изменилась. Сюжеты практически перестали публиковаться. А если видео и попадало в YouTube-канал, то оно было с более спокойных участков фронта.

Также следует отметить, что в боях за Лачинский коридор азербайджанским военным пришлось экстренно менять свои планы. Фактически выполнить поставленную задачу они не смогли. Можно предположить, что свою немаловажную роль сыграли и армянские средства РЭБ. Не исключено, что они лишили Баку важнейшего инструмента – беспилотной авиации.

Похожая ситуация сложилась и в ходе боев за Шушу. Азербайджанские мобильные штурмовые группы вели бой в Шуше практически без поддержки беспилотной поддержки.

Подведем итоги. Средства радиоэлектронной борьбы со своей задачей справились. В местах наибольшего напряжения они смогли обезопасить свои войска от беспилотников противника. Но если Лачинский коридор удалось отстоять, то вот Шушу армянские войска сдали даже без ударов беспилотников. К сожалению, средства РЭБ не смогли повлиять на общую картину развала армянской обороны.

Негативно сказалась и малая подвижность «Поля-21». Скорее всего армянские военные смогли создать две-три зоны работы комплексов. Можно предположить, что они действовали в районе Лачинского коридора, Шуши и, возможно, Степанакерта. В то же время другие участки фронта оказались не прикрытыми от работы беспилотников. Поэтому до самого конца конфликта азербайджанские БПЛА продолжали терроризировать армянских военных. К примеру, известно, что видео уничтожения армянского зенитного комплекса «Тор-2МКМ» было снято на северном участке линии фронта – в сотнях километров от зоны активных боев.

Важно отметить, что Армении надо было начать создавать системы радиоэлектронной борьбы еще до начала конфликта. За это время основные направления можно было прикрыть зонами «Поля-21». А низкую мобильность этих комплексов могли бы компенсировать станции «Репеллент» ( в ходе конфликта они были бездарно потеряны в самые первые часы боев). 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer