Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Электронное "Поле" против дронов-убийц


4 декабря 2020 года Алексей Рамм, Независимое военное обозрение


В Нагорном Карабахе прекратились боевые действия, в республику введены российские миротворческие силы. В настоящее время Азербайджан и Армения занимаются разведением сил и средств, передачей территории, а также разминированием и поиском тел погибших. За прошедшие три недели не было ни одного вооруженного столкновения между армянскими и азербайджанскими военными.

С самого начала конфликта Баку и Ереван ввели жесткие ограничения на распространение информации. Азербайджан пошел на беспрецедентные меры: в отдельных регионах страны был введен запрет на популярные социальные сети и видеохостинги. Но сейчас армянское и азербайджанское правительства уже отказались от информационной блокады. Поэтому в настоящее время стороны активно публикуют видео с ранее неизвестными моментами войны, а также воспоминания участников.

По итогам недавних боев в Армении начался политический кризис. Правительство уже отправило в отставку несколько чиновников. А часть функционеров армянского военно-политического руководства самостоятельно подали в отставку. На этом фоне в средствах массовой информации Армении начала появляться достаточно интересная информация, которая проливает свет на многие аспекты прошедшей войны.

Поэтому в настоящее время возникла реальная возможность оценить не только боевые действия, но и отдельные их аспекты. В частности, противостояние средств радиоэлектронной борьбы и беспилотных летательных аппаратов.

Русский след

Первые сообщения о том, что Россия начала оказывать военную помощь Армении и Нагорному Карабаху появились еще в ходе боев. Несколько популярных интернет-ресурсов, отслеживающих полеты военной авиации, обратили внимание на постоянные рейсы транспортных Ил-76 из российских Минеральных Вод в Армению. В основном «семьдесят шестые» принадлежали армянской стороне. За регулярность полетов этот маршрут даже получил шутливое прозвище «Минераловодский экспресс».

Когда бои уже шли в районе Лачинского коридора и в Шуше, на некоторых информационных ресурсах появилась информация о том, что российская сторона передала Армении современные средства радиоэлектронной борьбы. Изданием AsiaTiime назывались станции РЭБ «Красуха-4».

Примечательно, что к этому времени азербайджанская сторона успела потерять несколько беспилотников. Управление дронами было утрачено, они покинули воздушное пространство НКР и пересели границу с Ираном. После чего БПЛА были перехвачены иранскими средствами противовоздушной обороны.

19 ноября бывший глава Генштаба Вооруженных сил Армении Мовсес Акопян на пресс-конференции официально заявил, что Россия передала армянской стороне станции помех «Поле-21Э». По словам Акопяна, после начала работы комплекса азербайджанские военные четыре дня не могли нормально использовать свои БПЛА. Но на пятый день они, видимо, подобрали ключи к действию системы. Правда, о каких «ключах» говорит Акопян, несовсем понятно.

Фактически Карабах стал первым конфликтом, где в бою столкнулись современные и достаточно технологичные беспилотные летательные аппараты, а также средства радиоэлектронной борьбы нового поколения.

Конечно, можно вспомнить, что российские средства радиоэлектронной борьбы и зенитные комплексы уже давно защищают авиабазу «Хмеймим» от ударов БПЛА террористов. Но в данном случае речь идет о кустарных изделиях, которые к тому же применяют иррегулярные вооруженные формирования. А вот в Карабахе, напротив, было противостояние двух государств и их вооруженных сил.

Прежде всего стоит понять: какие же на самом деле средства радиоэлектронной борьбы были переданы Армении? «Красуха-4» – это один из самых известных в мире российских комплексов радиоэлектронной борьбы. В 2015 году они одними из первых были развернуты на авиабазе «Хмеймим». С этого момента «четверки» постоянно прикрывают объекты Вооруженных сил России в Сирии.

Правда, в настоящее время семейство «Красух» – это не самые современные комплексы радиоэлектронной борьбы в арсенале ВС РФ. Им на смену идут более универсальные станции «Дивноморье». Последние заменят одновременно станции помех «Красуха-2» и «Красуха-4», а также систему радиотехнической разведки и управления «Москва».

Но насколько «Красуха-4» эффективна против беспилотников? Эта станция радиоэлектронной борьбы поступает на вооружение батальонов РЭБ, предназначенных для борьбы с авиацией противника.

Как указывается в многочисленных пресс-релизах российского военного ведомства, «станция РЭБ «Красуха-4» предназначена для противодействия бортовым радарам ударной, разведывательной и беспилотной авиации условного противника. Возможности широкополосной станции активных помех позволяют эффективно бороться со всеми современными радиолокационными станциями, используемыми на самолетах различных типов».

То есть «четверка» борется не с беспилотными, а с радиолокационными станциями, которые могут быть на них установлены. Но ни Азербайджан, ни Турция не располагали БПЛА, оборудованными бортовыми РЛС. А вот для постановки помех системам управления и навигации БПЛА «Красухи-4» не подходят.

До недавнего времени «Поле-21» была одной из самых закрытых систем радиоэлектронной борьбы в российских Вооруженных силах. Первая информации о «Поле» появилась осенью 2016 года. В настоящее время «двадцать первое изделие» уже массово поступает на вооружение.

В составе «Поле-21» несколько десятков малогабаритных передатчиков. Они устанавливаются на высокие стационарные объекты, в частности вышки сотовой связи. Задача «Поля» – борьба с системами спутниковой навигации. Один комплекс может закрыть площадь размером 150 на 150 км.

Как указывается в информационных сообщениях российского Минобороны, «Поле-21» предназначена для защиты стратегически важных объектов от крылатых ракет, беспилотных летательных аппаратов и управляемых авиабомб».

Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что «Красухи-4» армянской стороне не передавались. Также в боях в Нагорном Карабахе эти станции помех не применялись. Для них просто не нашлось бы целей.

А вот «Поле-21» – один из важнейших компонентов борьбы с беспилотниками в арсенале российских Вооруженных сил. В качестве систем-«антидрон» они неоднократно применялись российскими военными на учениях. Также этот комплекс в своем интервью назвал бывший армянский НГШ Мовсес Акопян.

Поле помех

Комплексы радиоэлектронного подавления систем спутниковой навигации уже давно есть в арсенале российских вооруженных сил. Их разработка стартовала еще в начале 2000-х годов. А первую проверку такие средства РЭБ прошли в ходе учений «Запад-2009». Один из самых известных российских комплексов «анти-GPS» – это Р-330Ж «Житель», или на военном сленге «Жнец».

Принцип работы систем подавления спутниковой навигации достаточно прост.

В основе систем GPS, ГЛОНАСС, Beidu и др. лежит передача простейшего сигнала от спутника к передатчику. Поэтому малейшее отклонение от заданной частоты даже на миллисекунды приведет к потере точности. Передача сигнала идет в достаточно узком диапазоне согласно открытым данным – 1575,42 МГц и 1227,60 МГц. Поэтому работа современных глушилок направлена именно на его блокирование. При наличии достаточно мощной шумовой помехи заглушить диапазон не составляет особого труда.

Но современные беспилотники научились обходить такие системы. Комплексам РЭБ требуется создавать очень мощный сигнал. Но площадь его покрытия относительно невелика. Поэтому, потеряв связь с системами спутниковой навигации, дрон возвращается на несколько километров назад. И так выходит из зоны работы станций РЭБ и восстанавливает работу навигационной системы.

Уникальность системы «Поле-21» заключается в ее конфигурации. Как уже было сказано выше, у нее несколько десятков относительно небольших передатчиков помех малой мощности вместо нескольких изделий с большой силой сигнала. Поэтому «Поле» накрывает сразу сотни километров.

Также операторы «двадцать первого изделия» благодаря продвинутой системе управления анализируют ситуацию и могут задействовать не все передатчики, а только определенную группу. Благодаря такому решению зона работы «Поля» не демаскируется. В то же время дрону уже не получится вернуться на несколько километров назад и попытаться восстановить связь со спутниковыми навигационными системами.

Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что именно «Поле-21» ответственно за азербайджанские дроны, которые залетели за иранскую границу. Также становится понятно, что рассказ Мовсеса Акопяна о неких «ключах», которые азербайджанцы подобрали к «Полю», относится скорее к разряду «военно-охотничьих» баек. Однако «двадцать первое изделие» нельзя назвать универсальным оружием.

Главная проблема «Поля-21» – это ее недостаточная подвижность. Фактически это стационарная система. Она идеально подходит для защиты военных баз, позиций стратегических ракет, важных промышленных и военных объектов. Малогабаритные передатчики нужно устанавливать, монтировать и подключать. А это требует достаточно много времени. Поэтому в Вооруженных силах России «Поле-21» работает в связке с подвижными комплексами РЭБ нового поколения «Силок».

Недолёт

Попробуем разобраться, как показали себя системы радиоэлектронной борьбы во время боев в НКР. Косвенным признаком их эффективности могут служить ролики, которые размещало Министерство обороны Азербайджана на своем официальном YouTube-канале.

В первые дни конфликта мы видели достаточно подробные сюжеты, на которых демонстрировалось видео, записанное с бортовых оптико-электронных систем БПЛА. Но уже с началом боев на подступах Лачинскому коридору ситуация изменилась. Сюжеты практически перестали публиковаться. А если видео и попадало в YouTube-канал, то оно было с более спокойных участков фронта.

Также следует отметить, что в боях за Лачинский коридор азербайджанским военным пришлось экстренно менять свои планы. Фактически выполнить поставленную задачу они не смогли. Можно предположить, что свою немаловажную роль сыграли и армянские средства РЭБ. Не исключено, что они лишили Баку важнейшего инструмента – беспилотной авиации.

Похожая ситуация сложилась и в ходе боев за Шушу. Азербайджанские мобильные штурмовые группы вели бой в Шуше практически без поддержки беспилотной поддержки.

Подведем итоги. Средства радиоэлектронной борьбы со своей задачей справились. В местах наибольшего напряжения они смогли обезопасить свои войска от беспилотников противника. Но если Лачинский коридор удалось отстоять, то вот Шушу армянские войска сдали даже без ударов беспилотников. К сожалению, средства РЭБ не смогли повлиять на общую картину развала армянской обороны.

Негативно сказалась и малая подвижность «Поля-21». Скорее всего армянские военные смогли создать две-три зоны работы комплексов. Можно предположить, что они действовали в районе Лачинского коридора, Шуши и, возможно, Степанакерта. В то же время другие участки фронта оказались не прикрытыми от работы беспилотников. Поэтому до самого конца конфликта азербайджанские БПЛА продолжали терроризировать армянских военных. К примеру, известно, что видео уничтожения армянского зенитного комплекса «Тор-2МКМ» было снято на северном участке линии фронта – в сотнях километров от зоны активных боев.

Важно отметить, что Армении надо было начать создавать системы радиоэлектронной борьбы еще до начала конфликта. За это время основные направления можно было прикрыть зонами «Поля-21». А низкую мобильность этих комплексов могли бы компенсировать станции «Репеллент» ( в ходе конфликта они были бездарно потеряны в самые первые часы боев). 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer