Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В сетях "Птицелова": ПВО вооружат зенитными комплексами-«автоматами»


4 декабря 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Пехотинцев и зенитчиков защитят от беспилотников специальные «автоматы». Перспективный комплекс ПВО ближнего действия «Птицелов» получит уникальную интеллектуальную боевую систему управления. Новинка сможет по оптическому изображению отличать самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и дроны противника и атаковать их. Расчету остается только вывести технику на позицию. Дальше комплекс выполнит боевую задачу самостоятельно. Опыт недавних боевых действий в Карабахе продемонстрировал необходимость срочного обновления средств противовоздушной обороны малой дальности, считают эксперты.

На ближнем рубеже

Как рассказали «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе и в военном ведомстве, принципиальное решение об оснащении «Птицелова» новой интеллектуальной системой боевого управления уже принято. Более того, в рамках этого проекта объявлен конкурс на разработку перспективного облика оптико-электронных средств боевых машин (техническое задание имеется в распоряжении «Известий»). В нем предусматривается широкая автоматизация работы комплекса и создание алгоритмов по обработке изображений цели. Ожидается, что работы по контракту будут завершены до конца следующего года.

Предполагается, что после выхода на позицию боевой машине назначат сектор наблюдения и диапазон высот, рассказали источники. Комплекс сможет с помощью оптико-электронной системы (ОЭС) самостоятельно обнаруживать, опознавать цели и открывать огонь, если не удалось подтвердить принадлежность объекта как дружественного. Расчету остается только вывести «Птицелов» на позицию. После этого комплекс переходит в боевой режим. Возможности позволяют ОЭС находить и уверено работать с обнаруженными целями днем и ночью в любых погодных условиях. И даже тогда, когда противник пытается «ослепить» оптику с помощью лазера или ложных помех.

Под обозначением «Птицелов» разрабатывается семейство ракетных комплексов малой и ближней дальности для Сухопутных войск и ВДВ. Они займут промежуточное положение между переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) и тяжелыми боевыми машинами «Панцирь» и «Бук».

Завершить опытно-конструкторскую работу по созданию сухопутного «Птицелова» и его испытания планируют к концу 2022 года. Сухопутные войска и ВДВ получат разные его версии. Создается вариант как на шасси БМП-3, так и на авиадесантируемой БМД-4М.

— Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» давно требует замены, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Он уже совершенно не удовлетворяет современным требованиям ни по средствам наведения, ни по ракете. Требуется система с новыми средствами разведки и целеуказания, а также алгоритмами. Задачи распознавания объектов и определение приоритетных целей будут возложены на технику. На старых комплексах это делал человек. У «Птицелова» более мощная ракета. А главное, у «Стрелы-10» не было никаких средств интеграции в систему ПВО, кроме обычной радиостанции. Новый ЗРК такие средства получит. Этот комплекс продемонстрирует в разы более высокую эффективность.

По лазерному лучу

Первоначально под обозначением «Птицелов» был известен перспективный комплекс противовоздушной обороны для ВДВ. Планировалось, что он будет авиадесантируемым и окажется в два раза более эффективным, чем состоящие на вооружении сейчас ЗРК «Стрела-10М3». По данным СМИ, разработку нового оружия должны были завершить в 2020 году. Но, как ранее сообщали «Известия», было принято решение унифицировать ЗРК для десантников и Сухопутных войск и расширить функции, чтобы он смог заменить сразу несколько имеющихся сейчас на вооружении комплексов.

Контракт на новую опытно-конструкторскую работу «Птицелов» Минобороны и НПК «КБМ» подписали в мае 2018-го. По плану завершить ее планируется в конце 2021-го. После этого можно будет организовать серийный выпуск новых машин для замены имеющегося парка ЗРК в войсках.

Технический облик новинки официально пока не представлен. Известно, что этап эскизного проектирования «Птицелова» завершился только в начале прошлого года. Именно на нем определяют основные характеристики вооружения.

На роль нового комплекса ПВО для поля боя претендовали несколько кандидатов. Среди самых подготовленных назывался проект «Сосна» от того же НПК «КБМ». По заявлениям разработчиков, за счет применения новой ракеты дальность этого ЗРК достигала 10 км. Сбивать цели он мог на высоте 5 км. Наработки пригодились для «Птицелова», который будет выполнен в вариантах малой и ближней дальности.

Ранее стало известно, что на «Птицелове» ракеты станут наводиться на цель по лазерному лучу, а для самообороны боевые машины получат дистанционно-управляемую пулеметную установку. Для обнаружения целей будет использоваться как высокотехнологичная оптико-электронная система с ночным тепловизионным каналом, так и радар.

Столкновение дронов

В последнее десятилетие в России наиболее интенсивно перевооружались не средства ПВО ближнего действия, а дальнобойные зенитные ракетные системы и комплексы. Воздушно-космические войска получили ЗРС С-400 «Триумф» и С-350 «Витязь», новые ЗРК «Панцирь-С». Они прикрывают область радиусом от 400 до 20 км.

Виктор Мураховский напомнил, что во время карабахского конфликта, где активно использовалась беспилотная авиация, именно средства ПВО ближнего радиуса действия показали крайне низкую эффективность.

— Борьба за превосходство в воздухе свелась к противоборству беспилотных летательных аппаратов, барражирующих боеприпасов и устаревших комплексов войсковой ПВО, которые были у армии обороны Нагорного Карабаха, — рассказал эксперт. — Там использовались «Стрела-10», С-125, «Шилка» и «Оса». Но когда эти комплексы не объединены в единую систему и не интегрированы со средствами разведки, то они не способны достать многие типы дронов на высоте больше пяти километров.

Это доказывает, что надо иметь современные комплексы во всех звеньях и в каждом эшелоне ПВО. У нас сейчас имеются системы большой и средней дальности, а вот новых комплексов ближнего радиуса действия в войсках пока не было. Надеюсь, «Птицелов» займет достойное место в системе противовоздушной обороны, — заключил эксперт.

Российские армейские ПВО малой дальности оснащены в основном техникой советских образцов, разрабатывавшейся до массового появления боевых дронов. Среди них «Тунгуска-М1», «Стрела-10», «Тор-М2» и «Оса». Состоящие на вооружении ВДВ ЗРК «Стрела-10М3» имеют максимальную дальность в пять и досягаемость по высоте в 3,5 км, что не позволяет им бороться с современными ударными беспилотниками.

Сейчас для прикрытия наземных войск от воздушных угроз такого типа уже ведется разработка сухопутной версии «Панцирь-СМ-СВ» на гусеничном шасси и ЗРК «Птицелов». Для борьбы с объектами на еще меньших дальностях Минобороны намерено использовать новейший ПЗРК «Верба». Ожидается также скорое поступление на вооружение комплексов «Гибка-С» на базе автомашин «Тигр».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer