Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В сетях "Птицелова": ПВО вооружат зенитными комплексами-«автоматами»


4 декабря 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Пехотинцев и зенитчиков защитят от беспилотников специальные «автоматы». Перспективный комплекс ПВО ближнего действия «Птицелов» получит уникальную интеллектуальную боевую систему управления. Новинка сможет по оптическому изображению отличать самолеты, вертолеты, крылатые ракеты и дроны противника и атаковать их. Расчету остается только вывести технику на позицию. Дальше комплекс выполнит боевую задачу самостоятельно. Опыт недавних боевых действий в Карабахе продемонстрировал необходимость срочного обновления средств противовоздушной обороны малой дальности, считают эксперты.

На ближнем рубеже

Как рассказали «Известиям» источники в оборонно-промышленном комплексе и в военном ведомстве, принципиальное решение об оснащении «Птицелова» новой интеллектуальной системой боевого управления уже принято. Более того, в рамках этого проекта объявлен конкурс на разработку перспективного облика оптико-электронных средств боевых машин (техническое задание имеется в распоряжении «Известий»). В нем предусматривается широкая автоматизация работы комплекса и создание алгоритмов по обработке изображений цели. Ожидается, что работы по контракту будут завершены до конца следующего года.

Предполагается, что после выхода на позицию боевой машине назначат сектор наблюдения и диапазон высот, рассказали источники. Комплекс сможет с помощью оптико-электронной системы (ОЭС) самостоятельно обнаруживать, опознавать цели и открывать огонь, если не удалось подтвердить принадлежность объекта как дружественного. Расчету остается только вывести «Птицелов» на позицию. После этого комплекс переходит в боевой режим. Возможности позволяют ОЭС находить и уверено работать с обнаруженными целями днем и ночью в любых погодных условиях. И даже тогда, когда противник пытается «ослепить» оптику с помощью лазера или ложных помех.

Под обозначением «Птицелов» разрабатывается семейство ракетных комплексов малой и ближней дальности для Сухопутных войск и ВДВ. Они займут промежуточное положение между переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК) и тяжелыми боевыми машинами «Панцирь» и «Бук».

Завершить опытно-конструкторскую работу по созданию сухопутного «Птицелова» и его испытания планируют к концу 2022 года. Сухопутные войска и ВДВ получат разные его версии. Создается вариант как на шасси БМП-3, так и на авиадесантируемой БМД-4М.

— Зенитный ракетный комплекс «Стрела-10» давно требует замены, — рассказал «Известиям» военный эксперт Виктор Мураховский. — Он уже совершенно не удовлетворяет современным требованиям ни по средствам наведения, ни по ракете. Требуется система с новыми средствами разведки и целеуказания, а также алгоритмами. Задачи распознавания объектов и определение приоритетных целей будут возложены на технику. На старых комплексах это делал человек. У «Птицелова» более мощная ракета. А главное, у «Стрелы-10» не было никаких средств интеграции в систему ПВО, кроме обычной радиостанции. Новый ЗРК такие средства получит. Этот комплекс продемонстрирует в разы более высокую эффективность.

По лазерному лучу

Первоначально под обозначением «Птицелов» был известен перспективный комплекс противовоздушной обороны для ВДВ. Планировалось, что он будет авиадесантируемым и окажется в два раза более эффективным, чем состоящие на вооружении сейчас ЗРК «Стрела-10М3». По данным СМИ, разработку нового оружия должны были завершить в 2020 году. Но, как ранее сообщали «Известия», было принято решение унифицировать ЗРК для десантников и Сухопутных войск и расширить функции, чтобы он смог заменить сразу несколько имеющихся сейчас на вооружении комплексов.

Контракт на новую опытно-конструкторскую работу «Птицелов» Минобороны и НПК «КБМ» подписали в мае 2018-го. По плану завершить ее планируется в конце 2021-го. После этого можно будет организовать серийный выпуск новых машин для замены имеющегося парка ЗРК в войсках.

Технический облик новинки официально пока не представлен. Известно, что этап эскизного проектирования «Птицелова» завершился только в начале прошлого года. Именно на нем определяют основные характеристики вооружения.

На роль нового комплекса ПВО для поля боя претендовали несколько кандидатов. Среди самых подготовленных назывался проект «Сосна» от того же НПК «КБМ». По заявлениям разработчиков, за счет применения новой ракеты дальность этого ЗРК достигала 10 км. Сбивать цели он мог на высоте 5 км. Наработки пригодились для «Птицелова», который будет выполнен в вариантах малой и ближней дальности.

Ранее стало известно, что на «Птицелове» ракеты станут наводиться на цель по лазерному лучу, а для самообороны боевые машины получат дистанционно-управляемую пулеметную установку. Для обнаружения целей будет использоваться как высокотехнологичная оптико-электронная система с ночным тепловизионным каналом, так и радар.

Столкновение дронов

В последнее десятилетие в России наиболее интенсивно перевооружались не средства ПВО ближнего действия, а дальнобойные зенитные ракетные системы и комплексы. Воздушно-космические войска получили ЗРС С-400 «Триумф» и С-350 «Витязь», новые ЗРК «Панцирь-С». Они прикрывают область радиусом от 400 до 20 км.

Виктор Мураховский напомнил, что во время карабахского конфликта, где активно использовалась беспилотная авиация, именно средства ПВО ближнего радиуса действия показали крайне низкую эффективность.

— Борьба за превосходство в воздухе свелась к противоборству беспилотных летательных аппаратов, барражирующих боеприпасов и устаревших комплексов войсковой ПВО, которые были у армии обороны Нагорного Карабаха, — рассказал эксперт. — Там использовались «Стрела-10», С-125, «Шилка» и «Оса». Но когда эти комплексы не объединены в единую систему и не интегрированы со средствами разведки, то они не способны достать многие типы дронов на высоте больше пяти километров.

Это доказывает, что надо иметь современные комплексы во всех звеньях и в каждом эшелоне ПВО. У нас сейчас имеются системы большой и средней дальности, а вот новых комплексов ближнего радиуса действия в войсках пока не было. Надеюсь, «Птицелов» займет достойное место в системе противовоздушной обороны, — заключил эксперт.

Российские армейские ПВО малой дальности оснащены в основном техникой советских образцов, разрабатывавшейся до массового появления боевых дронов. Среди них «Тунгуска-М1», «Стрела-10», «Тор-М2» и «Оса». Состоящие на вооружении ВДВ ЗРК «Стрела-10М3» имеют максимальную дальность в пять и досягаемость по высоте в 3,5 км, что не позволяет им бороться с современными ударными беспилотниками.

Сейчас для прикрытия наземных войск от воздушных угроз такого типа уже ведется разработка сухопутной версии «Панцирь-СМ-СВ» на гусеничном шасси и ЗРК «Птицелов». Для борьбы с объектами на еще меньших дальностях Минобороны намерено использовать новейший ПЗРК «Верба». Ожидается также скорое поступление на вооружение комплексов «Гибка-С» на базе автомашин «Тигр».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос



Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer