Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Су-57 получит помощника с большими возможностями


7 декабря 2020 года Виктор Сокирко, Взгляд


Все больше ясности появляется по поводу того, как именно Россия планирует применять в вооруженных конфликтах будущего тяжелые ударные беспилотники. Какая роль отводится этим машинам, в частности БПЛА «Охотник», зачем этим аппаратам может понадобиться искусственный интеллект – и как все это будет работать в связке с истребителем Су-57?

Своего «Охотника» (БПЛА С-70, разработка ПАО «Копания Сухой», производитель – Новосибирский авиационный завод имени В. П. Чкалова) Россия особо не афиширует. Официальных подробностей о возможностях данного БПЛА крайне мало. Сообщается разве что о том, что существует один летный прототип, который совершил первый полет 3 августа 2019 года. Все остальное – из области догадок и специальных утечек в прессу от различных источников.

И вот – очередная утечка, и крайне важная. Как сообщается, на полигоне Ашулук были впервые проведены испытания «Охотника» в варианте истребителя-перехватчика с имитаторами ракет «воздух – воздух». Источник пояснил, что полеты «позволят оценить сопряжение бортового радиоэлектронного оборудования с системами наведения ракет и ведущим самолетом Су-57».

Тут надо прежде всего вспомнить следующее. С точки зрения предназначения этот БПЛА рассматривался и в качестве ударного бомбардировщика (взлетная масса в 20 тонн позволяет нести серьезную ракетно-бомбовую нагрузку), и как раз в качестве истребителя, и даже в качестве дальнего воздушного разведчика. Конструкция БПЛА «Охотник» предполагает оснащение по модульной схеме, что позволит менять полезную нагрузку в зависимости от типа боевого задания. Подобная начинка плюс практически сверхзвуковая скорость (предполагается, что С-70 будет развивать 1000 км/ч) ставит его на первое место в подобном классе летательных аппаратов.

Стоит обратить внимание и на саму конструкцию «летающего крыла», в которой отсутствует вертикальное хвостовое оперение, что значительно снижает маневренность. «Сама по себе схема «летающего крыла» в авиации до конца не раскрыта, – рассказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Борис Джерелиевский. – Появление БПЛА «Охотник» представляется интересной разработкой для новых технологий, вероятно, что и в истребительной авиации. Единственный нюанс – отсутствие хвостового оперения, которое, как представляется, трудно компенсировать изменением вектора тяги одних лишь реактивных двигателей. В любом случае это интересная разработка в варианте с использованием подобной схемы именно в беспилотнике».

И вот теперь получено новое подтверждение тех догадок, что уже давно высказывались специалистами. Становится все более понятно, что БПЛА «Охотник» предназначен прежде всего для работы в связке с новейшим российским истребителем Су-57. Пилотируемый истребитель будет выступать в роли штабного самолета, управляющего группой беспилотников с разными задачами.

Среди этих задач может быть и разведка, удары по наземным целям, и, как было показано на данных испытаниях – борьба с истребителями противника. Нынешние полеты с отработкой применения БПЛА С-70 ракет класса «воздух – воздух» свидетельствуют о том, что одной из его основных целей может быть именно уничтожение авиации противника – истребителей, бомбардировщиков, вертолетов.

Вспомним учения ВВС России летом нынешнего года. Тогда в сообщениях о новых испытаниях Су-57 говорилось о том, что отрабатывалась тактика управления этим истребителем «стаей» истребителей Су-35. Су-57 выступал опять-таки как командно-штабной самолет. Используя свои данные о воздушной обстановке, полученные со своих новейших радаров, Су-57 со обменивался этой информацией со «стаей» в режиме реального времени и наводил напарников на различные цели. Надо полагать, что подобная схема отрабатывалась именно под БПЛА «Охотник», которые составят в перспективе воздушную «банду» для Су-57.

Вырисовывается следующая возможная тактика применения БПЛА «Охотник» во время возможных конфликтов будущего. В небо взлетают «штабной» Су-57 и его беспилотные напарники. В сторону противника прежде всего выдвигаются БПЛА. Каждый из этих аппаратов имеет собственную специализацию – разведка, удары по наземным и воздушным целям, связь, радиоэлектронное подавление и так далее. Вся группировка обменивается информацией друг с другом и с командным пунктом на земле в режиме реального времени, и в этом ей помогает находящийся в тылу самолет ДРЛО А-50 (или перспективный А-100). Су-57 может как сам открывать огонь по противнику по тому целеуказанию, что ему предоставляет беспилотный разведчик, так и давать команду на поражение другому, ударному БПЛА. 

Более того, некоторые эксперты видят большую вероятность того, что российские БПЛА такого класса могут быть оснащены каким-либо вариантом искусственного интеллекта (ИИ), который даст им возможность действовать самостоятельно. Возможно, вплоть до решения о применении оружия. Это будет важнейшим отличием «Охотника» от западных беспилотников.

Применение ИИ для российских беспилотников будет иметь еще один плюс – помимо самых очевидных, вроде большей скорости принятия решения на поражение. Дело в том, что сложнейшей задачей при управлении БПЛА оператором с земли является обеспечение защищенной, высокоскоростной и надежной связи – а с этим в российских Вооруженных силах всегда были и остаются проблемы. Искусственный интеллект, действуя автономно, устраняет подобные сложности. Разумеется, все это только предположения, официально о возможности применения ИИ на «Охотнике» не сообщалось.

Группа тяжелых БПЛА «Охотник» на радарах противника будет, скорее всего, полностью идентична группе обычных истребителей – тем более что и двигатели у «Охотников» те же, что и у Су-30/57. Именно по БПЛА средства ПВО противника и откроют огонь, а пилотируемый штабной Су-57 останется незаметным. Оставаясь вне зоны поражения, летчик Су-57 будет направлять своих беспилотных напарников на любую цель, получая при этом информацию о противнике.

Для эффективности во время воздушного боя относительно неуклюжий (из-за слабой маневренности) С-70 представляется прежде всего удобной платформой для пуска относительно дешевых и небольших, предназначенных для ближнего боя ракет «воздух – воздух». Су-57, наоборот, будет нести ракеты дальнего радиуса действия. Не исключено, кстати, что «Охотник» будет способен нести не только ракеты, но и небольшие дроны-разведчики или дроны-камикадзе.

Важнейшей задачей «Охотника» представляется прорыв зоны ПВО противника. Имея при этом относительно высокую эффективную площадь рассеивания (ЭРП), он также сможет отвлекать на себя внимание радаров. Можно также предположить, что на «Охотнике» предполагается установление бортового комплекса обороны (БКО), который обеспечивает возможность постановки радиоэлектронных помех.

Иначе говоря, еще одним из «Охотника» будет являться прикрытие управляющего «воздушного штаба» Су-57. Отвлечения огня на себя. Зенитные ракеты должны полететь в первую очередь на активно «светящийся» на экранах радаров БПЛА и отвлечь внимание противника от наиболее важной цели – истребителя Су-57 или иного командного пункта управления. Да, при этом БПЛА первым ставится под удар, но на то он и беспилотник, по сути, груда металла, пусть и весьма дорогого в техническом исполнении. Потеря летчика и воспринимается обществом гораздо более тяжело, и является необратимой.

Разумеется, все эти соображения – пока в большей степени догадки и теория. Особенно с учетом того, что и самих истребителей пятого поколения Су-57 в составе ВКС РФ не так уж и много (что-то около десяти летных прототипов), да и сам «Охотник» вроде как существует в единственном экземпляре. Пройдут годы, прежде чем после всех испытаний и доработок связка С-70 и Су-57 поступит на вооружение ВКС России.

Остается добавить, что БПЛА «Охотник», даже по официальным данным – уже не единственный аппарат подобного класса, который планируется применять в связке с истребителем Су-57. Для аналогичных задач уже разрабатывается и даже был показан еще один БПЛА, «Гром», который сможет действовать в том числе и истребителями Су-35.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании



Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer