Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Геройские Илы Керченского пролива


11 февраля 2020 года Павел Брунтальский, Военно-промышленный курьер


За две весны и два лета 2015 и 2016 годов при строительстве Керченского моста, который ныне связывает материковую Россию и Крымский полуостров, на дне разделяющего их пролива было обнаружено четыре штурмовика Ил-2.

По номерам и некоторым другим артефактам энтузиасты поискового клуба «Подвиг» из Геленджика выяснили имена всех погибших членов экипажей, вышли на их родственников. Подъем самолетов со дна осуществляли профессионалы подводно-поисковой экспедиции Кронштадтского морского музея.

13 августа 2015 года на 15-метровой глубине гидрографы наткнулись на первый советский самолет. 17 августа он был поднят. Тут же определили: это штурмовик Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301.

Корпус «летающей крепости», как называли эти легендарные штурмовики на фронте, покоившийся под водой более 70 лет, был относительно цел: отсутствовали лишь плексигласовый колпак кабины и хвостовая часть, которую делали из дерева, она скорее всего сгорела при падении. Сохранилось также одно крыло с выпущенным шасси и частью боекомплекта. «Илюшу» (и так именовали Ил-2) доставили в Геленджик и в течение всего четырех дней стопроцентно установили, что боевая машина выпущена на заводе № 1 в Куйбышеве 19 июля 1943 года. Она получила прописку в составе 2-й эскадрильи 8-го гвардейского полка 11-й штурмовой авиадивизии ВВС Черноморского флота. Ил-2 не прибыл на аэродром базирования с боевого задания 1 ноября 1943-го. Пилот – гвардии младший лейтенант Александр Ударов, 1918 года рождения, уроженец станицы Первомайская Чечено-Ингушской АССР, стрелок-радист – родившийся в 1924 году младший сержант Петр Калинкин, его малая родина – село Сергиевка Уметского района Тамбовской области.

Без боеприпасов и парашюта

17 октября того же года после тщательных поисков сотрудники Центрального военно-морского архива обнаружили фото Александра Ударова. Красавцем-парнем он был – хоть в кино снимай!

“Некоторые летчики не брали с собой парашют, отрицая таким образом любую возможность попадания в плен”

В найденном самолете его останки находились внутри спасательного жилета на пилотском месте – у педалей. Там же оказался орден Боевого Красного Знамени. Награда сильно пострадала, в процессе очистки не удалось сохранить эмаль – она полностью растворилась, однако цифры 50071 на тыльной стороне хоть и с трудом, но удалось прочитать. Они подкрепили уверенность: это номер ордена Александра Ударова, которым он был награжден 3 октября 1943 года.

Случай этот, по словам руководителя клуба «Подвиг» офицера запаса Александра Шимкива, в поисковой практике уникальный: «Мы не нашли в кабине никаких признаков парашюта. Приходилось и раньше слышать, что некоторые летчики не брали с собой это средство спасения, отрицая таким образом любую возможность попадания в плен, но на практике столкнулись с подобным впервые».

Подвижник поискового движения считает, что морские летчики Великой Отечественной были уникальными специалистами. Их изначально готовили к выполнению самых экстремальных задач. И вспомним: не кому-то, а именно им в августе 1941 года поручили важнейшее задание – провести бомбардировку Берлина. Тогда за месяц морская авиация совершила 86 вылетов на столицу Германии и показала – с русскими в небе нужно считаться.

Бои над Эльтигеном

Стоит привести свидетельство участника тех жестоких боев. Речь о кавалере двух орденов Славы капитане в отставке Георгии Литвине, который на Ил-2 совершил 57 боевых вылетов, сбил четыре фашистских истребителя. В вышедшей в 1990 году книге «Я был воздушным стрелком» он пишет: «Утром и днем 1 ноября враг пытался сбросить десант в море. Это видели летчики и сообщали по радио, что десантники сражаются. На помощь им была брошена авиация, в том числе и наш полк. На Эльтиген (крайний южный прибрежный район Керчи. – П. Б.) шестерку Ил-2 опять повел Тамерлан Ишмухамедов (замкомандира эскадрильи 43-го гвардейского шап 230-й шад, гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза. – П. Б.). Вот и Керченский пролив. Внизу коса Тузла, а далее весь в огне Эльтиген. К берегу идут мелкие суда. По ним стреляет вражеская артиллерия. Облачность низкая, море штормит. Выскочив на сушу, открываем огонь по атакующей пехоте противника. Тамерлан командует: бомбы сбрасывать на танки, потом штурмовать пехоту! После бомбометания наблюдаем костры – три танка горят. Снижаемся, расстреливаем пехоту. Еще заход! Мы уже так низко, что видно, как в контратаку устремляются моряки, сбрасывая на бегу бушлаты. После третьего захода Тамерлан командует: «Все, хватит! Сбор над проливом». В это время с запада появляются немецкие истребители, за ними бомбардировщики, а через пролив с Кубани летят наши бомбардировщики, штурмовики и истребители. Над Эльтигеном самолетов – как стая ворон…»

2 ноября Литвину запомнилось тем, что он одержал первую победу в небе: «Над Эльтигеном стоял сущий ад. Рвались бомбы, снаряды, земля была окутана плотным слоем дыма. Над головой, ревя моторами, носились истребители – и наши, и противника. Кто-то горящей свечкой уже падал в Керченский залив. В эфире надрывались по-немецки: «Ахтунг, ахтунг!». Тут же летел русский мат, кто-то просил о помощи: «Вася, прикрой! Я ему... сейчас врежу!». Штурмовики с ходу бросали на цель бомбы, затем с бреющего полета поливали противника огнем из пушек и пулеметов. Напряжение боя нарастало…»

Герой дня подробно рассказал, как в том полете, одном из первых в его боевой практике, «подстрелил» первого воздушного фашиста – Ме-109. Его минуту спустя добил наш ЛаГГ-3, и пока Литвин по неопытности завороженно «провожал» вражеский истребитель до земли с тянущимся за ним густым черным шлейфом дыма, другой «Мессершмидт» подобрался к ним снизу и занял, так называемое, мертвое пространство. То есть позицию вне угла зоны поражения пулемета воздушного стрелка Ил-2. У Литвина промелькнула недобрая мысль: конец! Как вдруг осенило: не строить бой по писаному. «В той схватке я решил стрелять по мессеру через… фюзеляж собственного самолета, – вспоминает он. – Ни в одной инструкции такого не вычитаешь. А что оставалось делать – ждать, когда очередью снарядов твою башку разнесет по кабине? Развязка в том поединке с мессером произошла мгновенно. Когда я прошил свой фюзеляж пулеметной очередью, она тут же впилась в самолет противника. Он камнем рухнул вниз».

Морское кладбище Илов

Одновременно с опознанием останков искали родственников. Откликнулись трое: племянник Петра Калинкина – Павел Матвеевич Свинцов (Крым) и внучатый племенник героя Юрий Николаевич Щербинин (Москва), а также проживающая в Тбилиси 46-летняя внучка Александра Ударова – Нино Кучухидзе.

Через год восстановленный и облагороженный фюзеляж ударовского боевого Ил-2 занял почетное место в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» около подмосковной Кубинки.

В те же дни у поисковиков зародилась идея организовать установку памятника штурмовику Ил-2 у строящегося моста через Керченский пролив, а также добиться, чтобы назвали будущий надводный путепровод именем Ударова – Калинкина. А в июле 2018 года в поселке Кача (близ Севастополя) открыли памятник летчикам, защищавшим крымское небо. На мемориале есть фрагмент одного из самолетов Ил-2, поднятым со дна Керченского пролива во время строительства моста.

В трех других штурмовиках тоже были обнаружены останки пилотов. Установлены их имена.

28 ноября 1943 года был подбит Ил-2 старшего лейтенанта Евгения Мышко. Он в воздухе получил тяжелое проникающее ранение в живот, но все же нашел силы перевалиться через борт кабины и покинуть горящий самолет с парашютом. Летчика подобрали проплывающие суда и передали медикам, однако ранение оказалось смертельным – он умер 2 декабря в станице Вышестеблевская и был захоронен в станице Стеблевская недалеко от Тамани. А о судьбе стрелка ничего не было известно.

2 декабря 1943-го был сбит штурмовик, пилотируемый младшим лейтенантом Валентином Едушем, стрелок – 18-летний младший сержант Владимир Силин, уроженец деревни Крупиха Зайковского района Свердловской области. Их самолет был вызволен из донного ила Черного моря 14 апреля 2016 года.

5 декабря 1943-го в морскую пучину рухнул подбитый Ил-2, которым управлял младший сержант Иван Седов, 1903 года рождения, уроженец села Стремка Вадского района Кировской области. Хвост штурмовика прикрывал воздушный стрелок красноармеец Борис Фридман, родившийся в 1923-м в Киеве. Оба погибли. Самолет был поднят из вод Керченского пролива 17 июня 2016 года.

В битве за Крым советская авиация потеряла 164 штурмовых Ила. Они в основном прикрывали с воздуха знаменитую десантную операцию Красной армии. И здесь их морское кладбище. Так что найдено только мизерное число самолетов, крайне мало имен погибших летчиков установлено и возвращено из небытия. Но те, что установлены, заслуга еще и общественной организации «Кубанский плацдарм», которая проводит большую работу по их поиску. Со дня своего образования в 2014 году поисковики «Кубанского плацдарма» обнаружили и перезахоронили более пяти тысяч советских солдат и офицеров, установили и исследовали места падения почти 200 самолетов.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Светлана Гомзикова
Свободная пресса
Продажа "Мотор Сич": Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой
Елена Мотренко
Известия
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на "кукурузниках"
Олег Корякин
Российская газета
Су-35 против F-15EX: российский истребитель сравнили с американским
Роман Азанов
ТАСС
"Помню запах, взлет и цвета…" Астронавт NASA Анна Фишер — почему женщины летают к звездам
Александр Буланов
Известия
Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков
Владимир Добрынин
Известия
Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"
Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний



Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.
Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш
Наталья Башлыкова, Александр Волобуев
Известия
Взлетно-полосатые: котам предлагают покупать места в самолетах
Булат Баширов
КоммерсантЪ-Уфа
Высокая культура убытка. "Аэрофлот" предъявил аэропорту Уфы претензии за инцидент 2017 года
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Трофейный Су-24
Герман Костринский
КоммерсантЪ
ТВС-2МС полетят над дорогами Магадана
Н.Портякова, П. Панов, А. Лавров, Е. Сидоренко, Я. Костенко
Известия
Китайский грузовой: россиян эвакуируют из Уханя транспортными самолетами
Е. Черненко, В. Мишина, Г. Костринский, А. Черных
КоммерсантЪ
Коронавирусу заказан воздушный путь
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М
Роман Азанов
ТАСС
Як-130 вне конкуренции. Кто чемпион среди учебно-боевых самолетов мира?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer