Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Геройские Илы Керченского пролива


11 февраля 2020 года Павел Брунтальский, Военно-промышленный курьер


За две весны и два лета 2015 и 2016 годов при строительстве Керченского моста, который ныне связывает материковую Россию и Крымский полуостров, на дне разделяющего их пролива было обнаружено четыре штурмовика Ил-2.

По номерам и некоторым другим артефактам энтузиасты поискового клуба «Подвиг» из Геленджика выяснили имена всех погибших членов экипажей, вышли на их родственников. Подъем самолетов со дна осуществляли профессионалы подводно-поисковой экспедиции Кронштадтского морского музея.

13 августа 2015 года на 15-метровой глубине гидрографы наткнулись на первый советский самолет. 17 августа он был поднят. Тут же определили: это штурмовик Ил-2 № 7826 с мотором АМ-38Ф № 25301.

Корпус «летающей крепости», как называли эти легендарные штурмовики на фронте, покоившийся под водой более 70 лет, был относительно цел: отсутствовали лишь плексигласовый колпак кабины и хвостовая часть, которую делали из дерева, она скорее всего сгорела при падении. Сохранилось также одно крыло с выпущенным шасси и частью боекомплекта. «Илюшу» (и так именовали Ил-2) доставили в Геленджик и в течение всего четырех дней стопроцентно установили, что боевая машина выпущена на заводе № 1 в Куйбышеве 19 июля 1943 года. Она получила прописку в составе 2-й эскадрильи 8-го гвардейского полка 11-й штурмовой авиадивизии ВВС Черноморского флота. Ил-2 не прибыл на аэродром базирования с боевого задания 1 ноября 1943-го. Пилот – гвардии младший лейтенант Александр Ударов, 1918 года рождения, уроженец станицы Первомайская Чечено-Ингушской АССР, стрелок-радист – родившийся в 1924 году младший сержант Петр Калинкин, его малая родина – село Сергиевка Уметского района Тамбовской области.

Без боеприпасов и парашюта

17 октября того же года после тщательных поисков сотрудники Центрального военно-морского архива обнаружили фото Александра Ударова. Красавцем-парнем он был – хоть в кино снимай!

“Некоторые летчики не брали с собой парашют, отрицая таким образом любую возможность попадания в плен”

В найденном самолете его останки находились внутри спасательного жилета на пилотском месте – у педалей. Там же оказался орден Боевого Красного Знамени. Награда сильно пострадала, в процессе очистки не удалось сохранить эмаль – она полностью растворилась, однако цифры 50071 на тыльной стороне хоть и с трудом, но удалось прочитать. Они подкрепили уверенность: это номер ордена Александра Ударова, которым он был награжден 3 октября 1943 года.

Случай этот, по словам руководителя клуба «Подвиг» офицера запаса Александра Шимкива, в поисковой практике уникальный: «Мы не нашли в кабине никаких признаков парашюта. Приходилось и раньше слышать, что некоторые летчики не брали с собой это средство спасения, отрицая таким образом любую возможность попадания в плен, но на практике столкнулись с подобным впервые».

Подвижник поискового движения считает, что морские летчики Великой Отечественной были уникальными специалистами. Их изначально готовили к выполнению самых экстремальных задач. И вспомним: не кому-то, а именно им в августе 1941 года поручили важнейшее задание – провести бомбардировку Берлина. Тогда за месяц морская авиация совершила 86 вылетов на столицу Германии и показала – с русскими в небе нужно считаться.

Бои над Эльтигеном

Стоит привести свидетельство участника тех жестоких боев. Речь о кавалере двух орденов Славы капитане в отставке Георгии Литвине, который на Ил-2 совершил 57 боевых вылетов, сбил четыре фашистских истребителя. В вышедшей в 1990 году книге «Я был воздушным стрелком» он пишет: «Утром и днем 1 ноября враг пытался сбросить десант в море. Это видели летчики и сообщали по радио, что десантники сражаются. На помощь им была брошена авиация, в том числе и наш полк. На Эльтиген (крайний южный прибрежный район Керчи. – П. Б.) шестерку Ил-2 опять повел Тамерлан Ишмухамедов (замкомандира эскадрильи 43-го гвардейского шап 230-й шад, гвардии старший лейтенант, Герой Советского Союза. – П. Б.). Вот и Керченский пролив. Внизу коса Тузла, а далее весь в огне Эльтиген. К берегу идут мелкие суда. По ним стреляет вражеская артиллерия. Облачность низкая, море штормит. Выскочив на сушу, открываем огонь по атакующей пехоте противника. Тамерлан командует: бомбы сбрасывать на танки, потом штурмовать пехоту! После бомбометания наблюдаем костры – три танка горят. Снижаемся, расстреливаем пехоту. Еще заход! Мы уже так низко, что видно, как в контратаку устремляются моряки, сбрасывая на бегу бушлаты. После третьего захода Тамерлан командует: «Все, хватит! Сбор над проливом». В это время с запада появляются немецкие истребители, за ними бомбардировщики, а через пролив с Кубани летят наши бомбардировщики, штурмовики и истребители. Над Эльтигеном самолетов – как стая ворон…»

2 ноября Литвину запомнилось тем, что он одержал первую победу в небе: «Над Эльтигеном стоял сущий ад. Рвались бомбы, снаряды, земля была окутана плотным слоем дыма. Над головой, ревя моторами, носились истребители – и наши, и противника. Кто-то горящей свечкой уже падал в Керченский залив. В эфире надрывались по-немецки: «Ахтунг, ахтунг!». Тут же летел русский мат, кто-то просил о помощи: «Вася, прикрой! Я ему... сейчас врежу!». Штурмовики с ходу бросали на цель бомбы, затем с бреющего полета поливали противника огнем из пушек и пулеметов. Напряжение боя нарастало…»

Герой дня подробно рассказал, как в том полете, одном из первых в его боевой практике, «подстрелил» первого воздушного фашиста – Ме-109. Его минуту спустя добил наш ЛаГГ-3, и пока Литвин по неопытности завороженно «провожал» вражеский истребитель до земли с тянущимся за ним густым черным шлейфом дыма, другой «Мессершмидт» подобрался к ним снизу и занял, так называемое, мертвое пространство. То есть позицию вне угла зоны поражения пулемета воздушного стрелка Ил-2. У Литвина промелькнула недобрая мысль: конец! Как вдруг осенило: не строить бой по писаному. «В той схватке я решил стрелять по мессеру через… фюзеляж собственного самолета, – вспоминает он. – Ни в одной инструкции такого не вычитаешь. А что оставалось делать – ждать, когда очередью снарядов твою башку разнесет по кабине? Развязка в том поединке с мессером произошла мгновенно. Когда я прошил свой фюзеляж пулеметной очередью, она тут же впилась в самолет противника. Он камнем рухнул вниз».

Морское кладбище Илов

Одновременно с опознанием останков искали родственников. Откликнулись трое: племянник Петра Калинкина – Павел Матвеевич Свинцов (Крым) и внучатый племенник героя Юрий Николаевич Щербинин (Москва), а также проживающая в Тбилиси 46-летняя внучка Александра Ударова – Нино Кучухидзе.

Через год восстановленный и облагороженный фюзеляж ударовского боевого Ил-2 занял почетное место в Центральном музее бронетанкового вооружения и техники военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» около подмосковной Кубинки.

В те же дни у поисковиков зародилась идея организовать установку памятника штурмовику Ил-2 у строящегося моста через Керченский пролив, а также добиться, чтобы назвали будущий надводный путепровод именем Ударова – Калинкина. А в июле 2018 года в поселке Кача (близ Севастополя) открыли памятник летчикам, защищавшим крымское небо. На мемориале есть фрагмент одного из самолетов Ил-2, поднятым со дна Керченского пролива во время строительства моста.

В трех других штурмовиках тоже были обнаружены останки пилотов. Установлены их имена.

28 ноября 1943 года был подбит Ил-2 старшего лейтенанта Евгения Мышко. Он в воздухе получил тяжелое проникающее ранение в живот, но все же нашел силы перевалиться через борт кабины и покинуть горящий самолет с парашютом. Летчика подобрали проплывающие суда и передали медикам, однако ранение оказалось смертельным – он умер 2 декабря в станице Вышестеблевская и был захоронен в станице Стеблевская недалеко от Тамани. А о судьбе стрелка ничего не было известно.

2 декабря 1943-го был сбит штурмовик, пилотируемый младшим лейтенантом Валентином Едушем, стрелок – 18-летний младший сержант Владимир Силин, уроженец деревни Крупиха Зайковского района Свердловской области. Их самолет был вызволен из донного ила Черного моря 14 апреля 2016 года.

5 декабря 1943-го в морскую пучину рухнул подбитый Ил-2, которым управлял младший сержант Иван Седов, 1903 года рождения, уроженец села Стремка Вадского района Кировской области. Хвост штурмовика прикрывал воздушный стрелок красноармеец Борис Фридман, родившийся в 1923-м в Киеве. Оба погибли. Самолет был поднят из вод Керченского пролива 17 июня 2016 года.

В битве за Крым советская авиация потеряла 164 штурмовых Ила. Они в основном прикрывали с воздуха знаменитую десантную операцию Красной армии. И здесь их морское кладбище. Так что найдено только мизерное число самолетов, крайне мало имен погибших летчиков установлено и возвращено из небытия. Но те, что установлены, заслуга еще и общественной организации «Кубанский плацдарм», которая проводит большую работу по их поиску. Со дня своего образования в 2014 году поисковики «Кубанского плацдарма» обнаружили и перезахоронили более пяти тысяч советских солдат и офицеров, установили и исследовали места падения почти 200 самолетов.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer