Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах


12 февраля 2020 года Арсений Гришин, Военно-промышленный курьер


Самолеты, поставленные по ленд-лизу, изумляли советских специалистов не запредельными характеристиками – в чем-то американские машины даже уступали нашим. Но это была техника, создатели которой думали не только о безопасности пилота, а и о его комфорте.

Опыт войны нашими КБ был учтен. Казалось бы, советским конструкторам не составляло труда перенять и американское отношение к тем, кто летает на их технике и ее обслуживает. Но нет – и тридцать лет спустя ситуация осталась прежней.

В 1976 году в Москву доставили американские самолеты, захваченные вьетнамцами в ходе наступления на Сайгон. Это было большой удачей – получить современную авиатехнику потенциального противника в летном состоянии, полностью укомплектованную да еще и с документацией. На территории авиабазы «Чкаловская» устроили «выставку» для армейского командования. Тогда же в Ахтубинске наши летчики приступили к освоению трофеев. И вновь настало время удивляться, насколько конструкторы учитывали «человеческий фактор».

“Наши авиастроители постарались перенять у американцев «защиту от дурака»”

Истребитель F-5E Tiger II в США считали аналогом нашего МиГ-21 или МиГ-23. Так по сути и было – освоение «американцев» нашими летчиками прошло без проблем. Единственное – заменили часть указателей на приборной панели на более привычные наши. Технический персонал тихо радовался тому, что о них тоже подумали: самолет оказался чрезвычайно удобным в эксплуатации, до всех агрегатов можно было дотянуться с земли, не требовалось специальных инструментов и приспособлений. Более того – часть люков, открывавшихся вверх, образовывала навес, позволявший техникам работать с машиной в непогоду. И стремянку летчику подавать не надо – в кабину можно подняться по откидным ступеням. Авиаинженеры искали и нигде не могли найти топливные фильтры. Зато подсмотрели протектирование топливных баков специальной губкой, предохранявшей их от возгорания и взрыва паров керосина. Но так и не поняли – то ли керосин у американцев не нуждается в дополнительной очистке, то ли функцию фильтра взяла на себя протекторная губка. Замену двигателей конструкция F-5 позволяла провести за полтора часа – притом что на МиГ-21 с такой работой было и за сутки не управиться.

Поначалу наши посмеивались над тем, сколько перед вылетом нужно снять всяких защитных чек, предохранявших от случайной уборки шасси, сброса бомб и прочих неожиданностей. Но именно «защиту от дурака» наши авиастроители постарались перенять у американцев – в результате отмеченные в отчете «яркие ленты с напоминаниями», установленные на всех деталях, которые требовалось удалить перед полетом, прочно вошли в быт нашей авиации. Теперь это еще и «ремувки», самые распространенные сувениры с авиасалонов.

В кабине находились лишь самые необходимые летчику приборы, для наглядности еще и размещенные на схеме самолета. Тумблеры – не наши скользкие полированные шпеньки, а пластины с выемкой под палец. Очень говорящая мелочь.

Понравилась летчикам и высокая посадка в американском истребителе, обеспечивавшая превосходный обзор, особенно в сравнении с МиГ-23, с которыми летчики вели учебные воздушные бои. При схожих характеристиках грамотная компоновка позволяла F-5E быть куда маневреннее наших самолетов, а коллиматорный прицел AN/ASQ-29 занимал в кабине вдвое меньше места, нежели наш аналог. Плюс МиГ-23 с крылом изменяемой стреловидности оказался очень чувствительным к перегрузкам, жесткое же крыло F-5E легко переносило 7–8 G.

Еще одно удивление – надежность техники. В Ахтубинск специально доставили запасной двигатель, чтобы использовать его для замены выходящих из строя деталей, но он так и простоял нераскрытый – отказов не было.

Так что же наши авиастроители позаимствовали у американцев? В первую очередь протектирование топливных баков, для чего был специально разработан ячеистый пенополиуретан. Прошло всего несколько лет, и бои в Афганистане показали, насколько это было своевременным. Но «мелочовка» вроде самоконтрящихся соединений и удобных электроразъемов, несмотря на всю простоту и эффективность, так нигде тогда и не была внедрена – не вписывалось это в наши технологии.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer