Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX


17 февраля 2020 года Мария Кокорева, РБК


Авиакомпания, долг которой превышает 75 млрд руб., направила в Минтранс новую стратегию развития до 2026 года. В ней предусмотрены обновление флота с помощью Boeing MAX, несмотря на проблемы с их поставками, и выход на прибыль.

Авиакомпания Utair, занимающая шестое место в России по количеству перевезенных в 2019 году пассажиров, подготовила новую стратегию развития на 2020–2025 годы и в конце прошлого года направила ее в Минтранс. РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили два источника — близкий к правительству и к перевозчику.

Представитель Utair отказался от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса.

Предыдущая стратегия, рассчитанная до 2020 года, предполагала расширение маршрутной сети в регионах России и наращивание частоты полетов. К 2020 году компания Utair планировала довести свою долю на российском рынке авиаперевозок с 6,8 до 10%. Но в конце 2018-го авиакомпания столкнулась с нехваткой ликвидности и допустила дефолт по одному из кредитов, после чего начала переговоры с банками о реструктуризации. Общий долг Utair на конец прошлого года — 75,8 млрд руб. Свои проблемы компания объясняла задержками поставок новых самолетов, резким ростом затрат на подорожавший керосин и убыточными региональными перевозками. Из-за сложного финансового положения заложенных в стратегии целей достичь не удалось, и, по собственным данным компании, ее доля в перевозках снизилась с 7,7 до 6,9%.

В новой стратегии указано — как именно компания намерена выйти из убытков и выправить финансовую ситуацию.

Что будет с флотом авиакомпании

Utair планирует до конца 2025 года обновить флот для пассажирских перевозок (сейчас в парке 61 лайнер), практически полностью сформировав его из самолетов типа Boeing MAX (33 шт.) и Boeing NG (14 шт.). Общий парк должен увеличиться до 65 лайнеров: Utair рассчитывает сохранить 15 двухмоторных лайнеров ATR 72, предназначенных для коротких рейсов, а также три Boeing 767-200.

Сейчас основа парка компании — Boeing 737-500 (30 шт.), их возраст — около 25 лет. К концу 2025-го они будут полностью выведены из эксплуатации, как и шесть самолетов Boeing 737-400, указано в документе. О том, что компания намерена продать как минимум 20% устаревшего флота, говорил журналистам вице-президент «Ютэйр — Пассажирские авиалинии» Дмитрий Белоконь в конце октября 2019 года.

Согласно новой стратегии, авиакомпания видит стабильное развитие в среднемагистральных перевозках. Для этого перевозчик планировал еще к 2018 году закупить более 20 Boeing MAX, контракт на поставку шести таких самолетов авиакомпания подписала еще в 2016 году. «Обновление парка (переход к монотипу 737 NG/MAX) возвращает сегмент в прибыльную зону и делает Utair самой эффективной компанией по структуре затрат к 2025 году», — указывается в стратегии.

«Ускоренный вывод» 737-400 и замещение типом 737 MAX связаны с обновленными ожиданиями темпов роста цен на топливо, также говорится в документе. Но с заменой флота на MAX уже возникли сложности: Boeing приостановила поставки таких лайнеров в марте 2019 года, а затем и их производство в связи с двумя авиакатастрофами, которые произошли из-за проблем с системой MCAS (отвечает за угол наклона самолета). Эта проблема также частично оговаривается в стратегии с формулировкой: «увеличение парка 737 NG из-за задержек с поставками 737 MAX».

В случае если будут дальнейшие задержки с поставками Boeing MAX, перевозчик рассматривает постепенное пополнение парка новейшими Boeing NG, а также закупку у конкурентного производителя — Аirbus 321Neo, уточнил РБК источник, близкий к авиакомпании. Но он не ответил на вопрос РБК — как закупка части лайнеров у Airbus соответствует планам компании по созданию монофлота из самолетов Boeing.

На каких направлениях сосредоточится Utair

В рамках реализации стратегии Utair планирует сосредоточиться на среднемагистральном сегменте (маршруты от 2,5 тыс. до 6 тыс. км) как «самом перспективном для развития в России» и «единственном по-настоящему рыночном и конкурентном секторе в российской авиации».

Компания не намерена развивать дальнемагистральные перевозки, называя их «высокорискованными». «Дальнемагистральный сегмент сжался до «Аэрофлота» и небольшого числа чартерных перевозчиков, работа в этом сегменте принципиально отличается от среднемагистрального», — поясняется в документе. Возможность развития дальних авиаперевозок в России «определяется политикой ценообразования рейсов на Дальний Восток (имеется в виду субсидирование перевозок со стороны государства. — РБК), политикой распределения прав на международные направления и возможностью обеспечивать продажи пакетных туров через туроператорскую сеть», объясняет Utair.

Но Utair намерена продолжить работу в стратегических для себя регионах. «Сегмент региональных перевозок представляет собой нишевый рынок, возможность развития данного сегмента зависит от способности привлекать субсидирование, что означает высокие политические риски», — указано в стратегии. Безубыточность региональных перевозок возможна только при программах субсидирования, а накопленные убытки в регионах перевозчик предлагает покрывать за счет «прибыльного московского сегмента».

Компания также ожидает развитие внешнеэкономических перевозок за счет авиационных услуг для миссий ООН («Ютэйр — Карго» уже сертифицирована как поставщик авиационных услуг для организации). Но выход на зарубежные рынки сильно осложнен из-за отсутствия сертифицированной техники и существующих санкций в адрес российских компаний. Для конкуренции с Sukhoi Superjet 100 на международном направлении компания планирует использовать самолеты семейства Boeing 737.

В плане компании также заложено дальнейшее развитие вертолетного бизнеса: по итогам 2019 года доля «Ютэйр — Вертолетные услуги» на рынке таких перевозок оценивается компанией в 34% с учетом сервисных компаний (без их учета — 44%), в парке оператора 205 вертолетов. Как рассказывали источники РБК среди банков-кредиторов, летом участники синдиката предлагали компании подумать о продаже своего прибыльного вертолетного бизнеса, но Utair против такого сценария.

Когда Utair вернется к прибыли

«Финансовый результат» среднемагистрального сегмента за 2019 год — 900 млн руб. прибыли, региональный сегмент показал общий убыток в размере 800 млн руб. В итоге авиакомпания получила за прошлый год прибыль в размере 100 млн руб., говорится в материалах компании. В 2018 году Utair получила убыток 4,4 млрд руб.

Но источник, близкий к авиакомпании, утверждает, что окончательных расчетов финансовых показателей за прошлый год еще нет — они будут готовы к концу марта. По его словам, операционная прибыль Utair за 2019 год составила 1,5 млрд руб. Как сообщала компания, за девять месяцев 2019 года Utair получила 3 млрд руб. операционной прибыли и 1 млрд руб. чистой прибыли.

Компания намерена увеличить EBITDA margin с 0,1% по итогам 2019 года до 2,5% в 2025 году.

В стратегии Utair указано, что при «агрессивном росте «Аэрофлота» в Москве маржинальность бизнеса Utair не способна покрыть полный объем текущих обязательств, в связи с чем уже к 2019 году была необходима реструктуризация».

Utair год ведет переговоры с 11 банками о реструктуризации трех кредитов на общую сумму 56,5 млрд руб. Во вторник, 11 февраля, глава Сбербанка (одного из крупнейших кредиторов Utair) Герман Греф заявил, что переговоры по реструктуризации — в финальной стадии. При этом предправления банка «Траст» (еще один крупный кредитор) Александр Соколов на следующий день сказал, что не видит прогресса в переговорах. «Этот процесс, который не так мало времени тянется, вынуждает нас готовить альтернативные сценарии и всерьез их рассматривать», — сказал тогда он, не уточнив, о каких сценариях идет речь.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
Взлет пошел на снижение
Евгений Гайва
Российская газета
Зашли на просадку
Алексей Иванов
Российская газета
Разрушители легенд: как сербам удалось сбить самолет-"невидимку" F-117
Глеб Каланов
РБК
Лоукостер «Аэрофлота» приостановил все полеты. Акции компании упали на 6%
Андрей Фишер, Анна Старицкая, Денис Малышев
360TV
Boeing хочет возобновить производство 737 MAX к маю. Но путь к небу будет долгим и сложным
Надежда Афанасьева
Прайм
"Закрытое небо" может нанести удар по всей российской экономике
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударный беспризорник: российский дрон научат воевать самостоятельно
Игорь Сергеев
URA.ru
Что коронавирус сделал с «Уральскими авиалиниями». Хуже не бывает



Герман Костринский
КоммерсантЪ
Управделами президента не хватило залов в Шереметьево
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
Лучший носитель "Цирконов" – самолет
Александра Полянская
Известия
Сиди дома, не гуляй: как турбизнес переносит COVID-19
Мария Васильева
Известия
Челночный побег: возвращение россиян из Латинской Америки взяли под контроль
Герман Костринский
КоммерсантЪ
У аэропортов настала черная полоса
Наталья Карнова
Прайм
Хуже теракта и извержения. Коронавирус вверг авиакомпании в кризис
Евгений Гайва
Российская газета
Отдых строгого режима
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Cargo Logic Air складывает крылья
Анастасия Чеповская
Известия
Заканчивается посадка: тысячи россиян оказались заблокированы за рубежом
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300
Дмитрий Гринкевич, Татьяна Бочкарёва
Известия
Поддержка рейса: во сколько обойдется бюджету помощь авиации и туризму
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Военно-бюджетная авиация. Аэропорт Махачкалы предлагают обновить за счет Минобороны
Мария Кокорева
РБК
Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за вируса
Тимур Алимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в число лучших истребителей поколения 4+
Антон Лавров Богдан Степовой
Известия
Штабный вариант: на базе Ми-38 создадут воздушный командный пункт
Александр Буланов
Известия
Свободный подлет: мегаполисы страны свяжет беспилотное аэротакси
Кирилл Сенин, Александр Волобуев
Известия
На одном крыле: коронавирус добрался до частной авиации

ТАСС
Эксперты: массовая отмена международных рейсов может привести к банкротству авиакомпаний
Ярослава Костенко, Елена Сидоренко
Известия
Летательный исход: COVID-19 может не пережить каждая пятая туркомпания
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании напомнили Мишустину о компенсации расходов на топливо

Известия
Кошки Шрёдингера: Шереметьево опровергло гибель животных в багаже
Елена Ганжур, Сергей Титов, Александр Левинский, Владимир Моторин
Forbes
"Последует череда банкротств": что ждет авиакомпании и туроператоров после прекращения полетов в Европу
Алексей Наумов, Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
В соответствии с "Буком" закона. В Нидерландах начался суд по делу о катастрофе MH17
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый уровень безопасности полётов
Николай Якубович
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и «Сейбр» совсем не родственники
Кирилл Антонов
КоммерсантЪ - Казань
Татарстан хочет продолжить полет
Михаил Сафонов
BFM
Коронавирус приближает мировую авиаиндустрию к кризису
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Стратегические взятконосцы. Пилоты дальней авиации сдавали зачеты по тактике за деньги
Александр Волобуев
Известия
Возвращать — неплохая примета: от авиакомпаний требуют 1,4 млрд за отмененные туры
Евгений Крутиков
Взгляд
Турецким беспилотникам приписали фантастические успехи в Сирии
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неперспективное расследование
Галина Пономарева
Военно-промышленный курьер
Язык до катастрофы доведет
Екатерина Москвич
ТАСС
Спутники, дроны, инспекции. Кто и как контролирует строительство космодрома Восточный
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Самолеты уносит грузооттоком
Денис Костоглодов
KGD.ru
"Приманка для лоукостеров": что даст Калининграду режим "седьмой свободы воздуха"
Анна Седова
Свободная пресса
"Суперджет" без ручки: Был ковер-самолет, а у нас появился самолет-пылесос

Национальная служба новостей (НСН)
"Детская болезнь авиапрома". Кто виноват в проблемах Superjet 100?
Андрей Борисов
Lenta.ru
Проклятие команчи
Валерий Стурит
ТАСС
Первые военные. О девушках, которые будут управлять всеми видами боевой авиации
Мария Кокорева
РБК
Разорившаяся после теракта "Когалымавиа" потребовала $200 млн от Египта
Анна Владимирова
TourDom.ru
Эксперты рассказали о причинах банкротства европейского перевозчика
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Летчику-старлею абсурдно присудили 35 миллионов штрафа за поврежденный самолет

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer