Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"


19 февраля 2020 года Владимир Добрынин, Известия


Транснациональная авиастроительная корпорация Airbus Industries опубликовала отчет за 2019 год. Результаты неутешительные: хотя объем продаж в €70,9 млрд стал рекордным за всю историю фирмы, амбициозная программа строительства военно-транспортных самолетов терпит фиаско. Более того, компания закончила год с убытком в €1,3 млрд, связанным с многомиллиардными штрафами, наложенными на Airbus по итогам нескольких антикоррупционных расследований. Что происходит с крупнейшим в мире производителем пассажирских самолетов и к чему приводят его «милитаристские» амбиции, разбирались «Известия».

Усталость металла

Разработка транспортника А400М Atlas началась еще в 1982 году. В 2003-м было подписано соглашение о предстоящих закупках серийных самолетов. В 2009-м первый экземпляр совершил испытательный полет в Севилье (детали, узлы и агрегаты самолета изготавливаются на заводах, расположенных во многих странах Европы, а финальная сборка летательного аппарата происходит в столице Андалусии). Результатами полета конструкторы были удовлетворены, военные — тоже. Портфель заказов на самолет к 2013 году составлял 181 машину. Германия заказала 60 штук, Франция — 50, Испания — 27, Великобритания — 25, Турция — 10, Бельгия — 7, Люксембург и примкнувшая позже всех Малайзия решили взять всего по одной машине. Вошедшие было в состав концессии Италия и ЮАР, поразмыслив, решили отказаться от дела.

9 мая 2015 года один из А400М, уже подготовленный для передачи Турции, должен был совершить испытательный полет. Попытка взлета с аэродрома в Севилье оказалась неудачной: практически сразу после отрыва от бетонки экипаж принял решение посадить машину. На вопрос башни, что происходит, ответ командира корабля был коротким: «Падаем». После чего четырехмоторная махина действительно грохнулась оземь. Четверо из шести человек, находившихся на его борту, погибли, двое по счастливой случайности выжили. Стоимость упавшего аппарата — €165 млн.

После расследования, тянувшегося год, в прессу утекли сведения, что «некоторые детали фюзеляжа разрушились по причине усталости материалов и неверно подобранных их комбинаций и сплавов». Деталей СМИ получить не удалось, поэтому большого шума вокруг происшествия не случилось. Просочилась лишь информация, что «трещинки в обшивке фюзеляжа возникали еще в 2011 году», но большого значения этому не придали — ведь ни один «четырехсотый» не упал из-за разрушения корпуса. Катастрофа не подтолкнула покупателей к отзыву своих заказов, но насторожила тех, кто числился среди новых потенциальных заказчиков. Индонезия, Египет, Мексика, Саудовская Аравия, Иордания и Южная Корея обозначили намерения приобрести от четырех до восьми лайнеров каждая, но, как выясняется сегодня, дальше демонстрации интереса не пошли.

Компания сочла это временными трудностями и занялась исправлением ошибок и недостатков в надежде на «всё будет хорошо». Расходы на программу в тот момент с планировавшихся €12 млрд выросли до €27 млрд, но это никого не остановило.

Дали слабину

Чуть позднее возникли вопросы к двигателям TP400-D6, производимым консорциумом Europrop International: выяснилось, что мощности у этих моторов маловато для самолета таких размеров. Да и по электрической части что-то не так — профсоюзы испанских военнослужащих добыли информацию, согласно которой А400М упал под Севильей по причине сбоя в электросистеме сразу у трех двигателей. Согласно данным, которыми располагает испанское издание El Confidencial, руководство концерна «запретило распространять какую-либо информацию о технических проблемах самолета». Но возникшая на борту «Атласа» ВВС Великобритании весной 2016-го ситуация с отказом мотора по той же причине привела к тому, что тайное стало явным. Англичанам, надо сказать, сильно повезло: у них остановился всего один движок, и на трех работающих они посадили машину без особых сложностей.

Недостаточная мощность и ненадежная электроника — далеко не полный список недостатков ТР400-D6. «Неправильно подобранные сплавы» имеются и в его деталях. Весной 2016 года было зафиксировано 14 случаев чрезмерного перегрева силового агрегата, а в редукторах некоторых из них была обнаружена металлическая стружка. В Airbus поспешили объявить, что «данную неисправность нельзя считать серьезной», однако это не мешает любому здравомыслящему человеку догадаться, что при образовании стружки в достаточном количестве она может заклинить редуктор.

Конструкторы ITP Aero (испанский субсидиарий Rolls-Royce, ответственный в консорциуме Europrop International за НИОКР) пообещали все недостатки устранить, но пока с выполнением явно не справились. Заменить же ТР400 на какой-то другой двигатель проблематично. Для этого пришлось бы серьезно переделывать модель — скорее всего, понадобилась бы новая развесовка на крыле.

Пришла расплата

По мнению El Confidencial, «на предприятии слишком увлеклись процессом экономии на расходах и нанимали слишком молодых инженеров-конструкторов, сажая их на оклады продавцов овощных лавок — от €30 тыс. до €40 тыс. в год».

В течение 2019 года, следует из отчета, программа А400М съела еще €3 млрд незапланированных расходов и объем общих затрат перевалил рубеж €30 млрд. Теперь, чтобы проект вышел на минимум рентабельности, вместо первоначально запланированной постройки восьми А400М в год требуется выпускать не менее 15 ежегодно в течение 10 лет. Откуда эти дополнительные заказы возьмутся, если наблюдается совершенно противоположный процесс? Португалия и Италия, согласовавшие практически все детали контрактов до последней запятой, в последний момент передумали подписывать бумаги.

Саудовская Аравия в 2017 году проявила большой интерес к закупкам 4–6 «Атласов», но реализации сделки помешала Германия, наложившая вето на поставки своего оружия саудитам в наказание за убийство журналиста Джамала Хашогги. Airbus — международная компания, но на детали немецкого производства, применяемые при сборке самолета эмбарго тоже распространяется и препятствует продаже.

Глядя на ситуацию с Саудовской Аравией, засомневались, стоит ли связываться с Airbus Объединенные Арабские Эмираты и Оман. В качестве потенциальных клиентов севильский сборочный завод рассматривает Египет, Мексику, Иорданию, но с ними вообще всё пока выглядит туманно.

Египет, получивший многомиллиардную помощь от США после прихода к власти в результате военного переворота Абдул-Фаттаха Ас-Сиси, охладел к европейским авиапроизводителям. В Мексике смена президента (Энрике Пенья Нетто на Андреса Лопеса Обрадора) повлекла и изменение приоритетов: Обрадор предпочитает закупать гражданские машины, а не военные.

Бразилия до избрания президентом проамерикански настроенного Жаира Болсонару сигнализировала о своем желании купить несколько «Атласов», но не успела реализовать это желание.

Нежелание учитывать нюансы, содержащиеся в требованиях разных заказчиков относительно комплектации, тоже сыграло свою роль в уменьшении клиентской базы А400М. В финансовом плане ударом по программе было и закрытие на три года производственных точек Airbus во Франции, Великобритании и США из-за проведения расследования по обнаруженным фактам коррупции. Внесудебные соглашения и штрафы вылились в сумму €3,6 млрд.

Справка «Известий»: Airbus A400M Atlas

Длина — 45,1 м, высота — 14,7 м, размах крыла 42,4 м, грузоподъемность — 37 т, масса пустого самолета — 76,5 т, максимальная взлетная масса — 141 т, крейсерская скорость — 780 км/ч, предельная — 825 км/ч. Оснащен четырьмя турбовинтовыми восьмилопастными двигателями Europrop International TP400-D6, 11000 л. с. каждый. Потолок — 12200 м, максимальная дальность полета с полной загрузкой — 3300 км, пустым — 8700 км. Минимальная длина ВПП — 900 м (грунт).




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer