Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на "кукурузниках"


20 февраля 2020 года Елена Мотренко, Известия


Утром 20 февраля легкомоторный самолет Ан-2, принадлежавший частной компании, совершил жесткую посадку при взлете в Магадане. На борту находилось 14 человек (вахтовики и два члена экпижа), у пятерых врачи диагностировали компрессионный перелом позвоночника. Следователи уже рассматривают две основные версии произошедшего: техническая неисправность воздушного судна и нарушение правил пилотирования. По информации в СМИ, самолет эксплуатировался в пассажирских и грузовых перевозках с 1985 по 2013 год, а в 2016 году в разобранном виде был выставлен на аукцион. Почему мы до сих пор летаем на «кукурузниках», производство которых было остановлено еще в 1970-е, и чем их планируют заменить — читайте в материале «Известий».

Царь полей и не только

Новенький легкий многоцелевой транспортный самолет Ан-2 выкатился из ангара для первого полета в 1947 году. «Кукурузник», который изначально проектировался в том числе для замены устаревшего сельскохозяйственного У-2, быстро стал многоцелевым.

Самолет выпускался почти в двух десятках модификаций, среди которых были: поплавковый самолет и транспортно-пассажирский; санитарный и самолет метеоразведки; пожарный и лесопожарный; ночной артиллерийский корректировщик и аэрофотосъемщик. Мощность двигателя Ан-2 — 1 тыс. л. с., максимальная скорость — 250 км/ч, грузоподъемность — до 1,5 тыс. кг.

К 1971 году в СССР построили более 5 тыс. машин, и на этом серийное производство Ан-2 прекратилось. Впрочем, «кукурузник» пришелся также по душе в Польше, где его выпускали вплоть до 2002 года. В 1956 году Ан-2 стали производить в Китае под привычным для местного уха названием «Фонгшу-2» и «Юншучжи-5».

Его ругали за неказистый внешний вид, но хвалили за неприхотливость: взлетно-посадочная полоса ему особо не нужна, он может взлетать с большой поляны (даже заснеженной) и колхозного поля.

Ан-2 даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, который производился более 60 лет. По некоторым данным, сейчас в мире эксплуатируется около 1,4 тыс. самолетов, а всего было построено около 18 тыс. Ан-2 в различных модификациях.

Морально устарел

Происшествия с Ан-2 далеко не редкость. В сентябре прошлого года Ан-2 совершил аварийную посадку на Кубани. Тогда никто не пострадал. В августе частный Ан-2 совершил вынужденную посадку в Якутии — двое из семи пассажиров погибли. В этом же месяце было еще два происшествия с Ан-2 — в Курской и Ростовской областях. В июле в Чечне во время опрыскивания полей «кукурузник» зацепился за провода ЛЭП и упал на жилой дом. Пилот и жительница дома были госпитализированы. Причины в каждом случае разные: ошибка пилотирования (где-то у пилота даже не было лицензии), неисправность техники, но о кризисе в малой авиации говорят давно. В 2017 году «непотопляемому» Ан-2 давали от силы 5–6 лет — «кукурузник» совсем износился. Исходя из расчетов ГосНИИ ГА, к 2023 году из эксплуатации выйдет 89% парка региональных коммерческих самолетов. К 2025 году потребуется 360–490 самолетов на 9–19 мест, а до 2030 года — более 600 (из них свыше 70% составят аналоги Ан-2 на 7–9 пассажиров).

«Самолет для региональных и межрегиональных линий нам очень нужен… Потому что у нас огромная страна, расстояния большие, дороги плохие, а вертолетов на всех не хватает… Мы сейчас восстанавливаем базовые аэропорты, восстанавливаем небольшие аэропорты, и для них, соответственно, нужна техника», — говорил обозреватель журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко.

Смена всё еще растет

Чем заменить устаревший, но такой нужный Ан-2? Звучат разные предложения: от легкого экраноплана до гибридного дирижабля. В январе с новым «кукурузником» поторопил президент: Владимир Путин поручил правительству продумать запуск серийного производства самолета «Байкал» на основе прототипа ТВС-2ДТС, а также сертификации с учетом реализации проекта по созданию легкого многоцелевого самолета.

Самолет ТВС-2ДТС «Байкал» — цельнокомпозитная модель, созданная в 2017 году новосибирским ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина». По словам разработчиков, от Ан-2 новый самолет унаследовал размеры, взлетно-посадочные характеристики, но обошел по другим параметрам. Так, грузоподъемность «Байкала» увеличена на 2 т, при этом летает он быстрее (крейсерская скорость увеличена на 190 км/ч и составляет 300 км/ч), а топлива расходует примерно столько же, что и старый-добрый «кукурузник» (около 200 л авиационного топлива в час). В сентябре 2019 года Центральный институт авиационного моторостроения им. П.И. Баранова (ЦИАМ) рекомендовал разработать «Байкал» с одним и с двумя двигателями.

Впрочем, как заметили в Минпромторге, «Байкал» Сибирского НИИ авиации — экспериментальный образец, созданный для отработки новых технологий. Для серийного производства нужна новая машина (с учетом полученного задела).

Конкурс на разработку самолета выиграла компания «Байкал-Инжиниринг» (входит в состав Уральского завода гражданской авиации). Бюджет опытно-конструкторских работ — 1,25 млрд рублей. И хотя серийное производство планируют начать в 2023 году, уже известно, что новый «Байкал» оснастят спасательной парашютной системой.
«Сейчас такие системы созданы для самолетов массой до 2 т, уже активно применяются и спасли много жизней. Наш самолет будет весить 5 т, разработчику мы заказали систему, рассчитанную на этот вес», — заявил генеральный директор Уральского завода гражданской авиации Вадим Бадеха.

«Быстрее, чем на машине»

Пока запуск серийного производства нового «кукурузника» только обсуждается на самом высоком уровне, регионы пытаются летать на том, что уже есть, постепенно заменяя устаревшие образцы. Так, для полетов в отдаленные районы «Авиация Колымы» закупила два самолета ТВС-2МС, рассчитанные на 12 пассажиров каждый. Как писал «Авиапорт», ТВС-2МС — это ремоторизированный Ан-2 со своим фюзеляжем и крыльями, но с новой моторамой и американским керосиновым двигателем. При необходимости на эти самолеты быстро ставятся медицинские модули.

Пылиться в ангаре покупке некогда: самолеты стоят в расписании до 31 марта с полетами по трем направлениям — из Магадана в Сусуман, Омсукчан, Сеймчан и обратно.

Первый полет был долгим — из-за сильного ветра время в пути составило 2 часа 15 минут. Самолет летел осторожно, вдоль трассы, чтобы при отказе двигателя можно было приземлиться на асфальт. Хотя в экстренной ситуации машина может сесть и на замерзшую реку.

«Печка дует только на передние места. Рассадка, как в вертолете. В «кукурузнике» летели девять человек. Предполагается, что мест в самолете 12, но не представляю, где поместятся еще три человека. Самолет резкий, страшненько», — рассказывали после полета некоторые пассажиры, поеживаясь от холода.

Впрочем, всё относительно. Оптимистов по жизни полет не утомил. «Чувствую себя первопроходцем. Пока всё комфортно и быстрее, чем на машине», — заметила одна из летевших.

Позже представитель «Авиации Колымы» предположил, что в самолете было холодно, потому что пассажиры заставили багажом обогреватель и перекрыли поток теплого воздуха, но пообещал принять меры и доработать недостатки совместно с производителем и эксплуатирующей организацией.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer