Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Продажа "Мотор Сич": Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой


21 февраля 2020 года Светлана Гомзикова, Свободная пресса


Многомесячное противостояние Пекина и Вашингтона вокруг украинского стратегического предприятия «Мотор Сич» может закончиться в пользу США. О том, что Киев, скорее всего, расторгнет сделку с Китаем, сообщило на днях американское интернет-издание BuzzFeed.

На самом деле, окончательное решение о судьбе украинского промышленного актива в конце марта должен принять Антимонопольный комитет Украины (АМКУ). Но, как сообщил BuzzFeed на условиях анонимности некий украинский чиновник, оно будет именно таким — продажу «Мотор Сич» китайцам Киев аннулирует.

Между тем, Forbes, свою очередь, напоминает, что в декабре 2019 года президент ОАО «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев подтвердил факт продажи предприятия китайским компаниям Skyrizon Aircraft и Xinwei Group. На условиях, что помимо приобретения акций завода, они инвестируют в него в течение двух лет 250 млн. долларов.

Собственно, КНР еще в 2017 году выразила желание приобрести «Мотор Сич» — единственное на Украине предприятие по производству авиационных двигателей. На данный момент на руках у потенциальных китайских покупателей более 50% акций завода. Но сделку еще должен согласовать Антимонопольный комитет Украины, куда Skyrizon Aircraft и Xinwei Group еще в августе минувшего года подали соответствующие заявки.

Штаты же делают все, чтобы Пекин не получил доступ к уникальным оборонным технологиям, доставшимся Украине по наследству от Советского Союза. Причем, кампания на срыв украино-китайской сделки развернулась на самом высоком уровне.

Тот же Forbes пишет, как в августе (незадолго до своей отставки) в Киев приезжал советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, который лично обсуждал этот вопрос с президентом Зеленским, настаивая на том, чтобы столь важный завод не отдавали под контроль Пекина.

И, как отмечает уже BuzzFeed, администрация Трампа, похоже, смогла добиться того, чтобы сделка с КНР сорвалась, а контрольный пакет акций аэрокосмической фирмы достоялся американским компаниям. К тому же, в Вашингтоне рассчитывают на покладистость Зеленского, который будет стремиться восстановить отношения с президентом США после истории с Украингейтом и импичментом.

Прокомментировать ситуацию «СП» попросила главу Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексея Анпилогова:

— Давайте сначала рассмотрим эту проблему с точки зрения украинского законодательства. Фактически в вопросе монополизации или демонополизации рынка эта сделка для «Мотор Сич» ничего не меняет — будут ли покупателями выступать китайцы или американцы.

«Мотор Сич» — один из «монстров» советского ВПК, который достался Украине. На сегодня это единственный на Украине крупный производитель турбореактивных двигателей для самолетов, двигателей для крылатых ракет, вертолетных двигателей. Там есть как военная, так и гражданская номенклатура.

Понятное дело, что обращение в антимонопольное ведомство было чисто формальным — таково требование украинского законодательства. Но, как я сказал, продавать Китаю или США — вообще никакой разницы. С точки зрения монополии на рынке это ничего не меняло.

Как известно, в 2015 году Порошенко принял закон, по которому все украинские предприятий должны были приостановить сотрудничество с РФ. Поскольку продукция «Мотор Сич» либо военного, либо двойного назначения, завод тогда потерял большую часть бизнеса в России, а с ним и 70% ежегодной прибыли.

Остались, условно говоря, кастрюли и сковородки. У нас тоже в советское время все военные заводы что-нибудь для народного потребления выпускали — кто трактора, кто кастрюли, кто скороварки… У «Мотор Сич» остался небольшой бизнес с Россией «по части скороварок», а все остальное было потеряно.

«СП»: — Откуда тогда такой интерес к предприятию у китайцев? Что им нужно?

— Китайцам, конечно, не нужны бетонные корпуса, портальные краны, даже какие-то станки. Это все у них есть.

Им нужны технологии. Чертежи, технологические карты — все то, что называется ноу-хау. И им нужны специалисты, которые могут в этом ноу-хау разбираться, советовать, что-то поправлять. То есть, создать то же самое производство авиационных двигателей, двигателей для крылатых ракет уже на территории Китая.

И они к этому достаточно успешно двигались. Выкупали на «сером» рынке, а то и на «черном» акции «Мотор Сич», покупали документацию, переманивали к себе специалистов ключевых — на разовые контракты, на постоянное проживание и работу. Процесс этот шел.

Допустим, советскую крылатую ракету Х-55 китайцы и так уже успешно производят. И никто Китаю слова поперек не может сказать по поводу того, что в «Мотор Сич» им продали всю документацию. Но в военном деле свои законы, как говорится.

Китайцев также интересует и гражданская линейка — двигатели для вертолетов, для самолетов им желательно копировать не цельнотянутым образом. Документация есть, и они хотели бы ее легализовать.

Этому и была посвящена эта сделка. Если бы они приобрели официально «Мотор Сич», то получили бы возможность производить у себя на китайском заводе официально уже всю номенклатуру изделий украинского предприятия.

Теперь, если сделка сорвется, это будет сделать сложнее. Но можно. Тем более, сейчас у них есть уже свой первый пассажирский самолет, который они делают серийно — C919. И как-то так совпало — американцы как раз закрыли для китайцев доступ к авионике и к двигателям именно по той номенклатуре, которую они собирались использовать в C919.

Соответственно, Китаю сейчас в любом случае придется выкручиваться из этого сложного положения, в которое американцы пытаются их загнать. И они это будут делать. С боем. С затратами. С потерями по времени, но будут.

У КНР есть своя программа авиастроения — гражданского и военного. И они будут ее реализовывать — с «Мотор Сич» или без «Мотор Сич», с черной документацией, с серой, белой… Абсолютно без разницы.

Китайцы много раз уже показывали, что они всегда хотят договориться по-хорошему. Но если по-плохому — значит, по-плохому.

Так произошло с их программой строительства авианосцев. Они просто пошли своим путем, когда им перестали передавать документацию, и сейчас уже собираются строить свой атомный авианосец. Что Советский Союз не успел сделать.

«СП»: — А чем объясняется такое — почти маниакальное — поведение американцев? Почему они столько энергии тратят на то, чтобы эта сделка не состоялась?

— Говорят, что потенциальными покупателями будут американцы. Но частная компания, которую в связи с этим упоминают, явно не стратегический партнер. Она совершенно никому не известна. Поэтому ожидать, что она обеспечит какой-то прорыв «Мотор Сич», это просто наивно. Ничего подобного не будет.

Американцам просто важно не допустить китайцев (в той мере, в какой они сейчас могут влиять на процесс) к ноу-хау «Мотор Сич».

«СП»: — Но, получается, что американцы уже опоздали?

— Да, опоздали. Но создать какие-то сложности могут…

Знаете, как бывает. Начали что-то производить по документации, а на десятой странице столкнулись с непонятной формулой, непонятным сплавом… Когда у тебя есть завод, есть целый технический отдел, инженерный центр, который у тебя на зарплате, это одно. А когда ты вынужден по чужой документации производить, это другое.

Что касается интересов политического класса Украины то, разумеется, им хочется помириться с Трампом. Поскольку все так рьяно «топили за демократов», что замазались буквально поголовно. И с президентом США у них нет сейчас взаимопонимания.

Украина стала токсичным активом. И я не верю в какую-то встречу Зеленского с Трампом. Трампу это совершенно не надо, ему бы сейчас переизбраться и потом уже спокойно решать проблемы. А Украина — это просто некий инструмент, который, в представлении американцев, может воздействовать на Россию и делать ее более сговорчивой, и более уступчивой в других вопросах.

Для американцев это предприятие не является таким уж привлекательным активом — у них свое передовое двигателестроение. Технологии «Мотор Сич» интересны китайцам, но не американцам.

«СП»: — И как, по-вашему, Китай отреагирует, если Киев все переиграет?

— Китайцы уже давно поняли, что Киев абсолютно несамостоятелен и пытается играть на два фронта. У них достаточно большой опыт в этом смысле.

Еще при Януковиче были разворованы деньги на строительство китайского глубоководного порта в Черном море. Когда представители Пекина поинтересовались судьбой проекта и куда пошли деньги, новые власти им сказали, что то было преступное правительство, у них эти деньги и ищите. Хотя бюджет, понятное дело, просто разворовали. Поэтому китайцы теперь очень настороженно относятся к Украине.

История с «Мотор Сич», как минимум, два десятилетия продолжалась. И сделка помогла бы легализовать весь тот объем документов, который и так уже попал в распоряжение китайских инженеров и конструкторов. Ну, не получилось… Ничего страшного. Свой C919 все равно достроят.

«СП»: — А что в итоге само предприятие ждет и людей, которые там еще работают?

— Людей жалко. Это все же не какой-то свечной заводик. Я раньше в Запорожье часто бывал, там целый район построили — Шевченковский, где живут работники «Мотор Сич».

И завод фактически его содержал. Он его обеспечивал работой, деньгами, детскими садиками, школами — всем. Но уже сейчас Шевченковский район один из самых депрессивных в Запорожье. Можно сказать, постепенно превращается в район-призрак. Квартиры там очень сильно упали в цене, хотя дома там сравнительно новые — 70−80 гг. постройки.

Люди будут уезжать в Китай, в Россию. Россия с удовольствием принимает специалистов с «Мотор Сич».

Ведь это был серьезный завод, который участвовал в длинных совместных производственных цепочках по самолетостроению, вертолетостроению, «военке». Соответственно, все эти цепочки сейчас нужно перетягивать в РФ. В этом заинтересованы различные наши ведомства — Минобороны, Минэкономразвития. И они это делают: людей приглашают, дают вид на жительство в упрощенной форме, обеспечивают жильем.

А само предприятие, конечно, постепенно деградирует. Но это не первое предприятие, и не последнее, которое постигнет такая участь.

Сильную промышленность сейчас может иметь сильная страна. Украина из этого списка выпала еще при Кучме, когда его заставили под угрозой известного «кассетного скандала» выдать все секреты радиоэлектронной промышленности. Правда, сейчас они там говорят, что это не американцы «слили» пленки Мельниченко, а то была «рука Кремля».

В том же Запорожье завод «Радиоприбор» занимался средствами радиоэлектронной борьбы. Но он точно так же загнулся, потому что все заказчики были в России. Сейчас предприятие фактически на грани банкротства. Как и «Турбоатом» в Харькове, «Зарямашпроект» в Николаеве и днепропетровский ракетный гигант «Южмаш».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer