Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


США победили Китай в Киеве: "Мотор Сич" достанется американцам


25 февраля 2020 года Максим Рубченко, РИА Новости


Администрация Трампа празднует важную победу над Пекином: Киев готов запретить продажу двигателестроительной компании "Мотор Сич" Китаю и уступить ее американцам. Это результат сильного давления Вашингтона на Владимира Зеленского, в том числе замораживания военной помощи. Однако отношения Украины с крупнейшим торговым партнером — КНР — отныне будут испорчены.

Спасение с Востока

В марте Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) объявит о запрете продажи корпорации "Мотор Сич" китайской компании Beijing Skyrizon Aviation. Об этом сообщило американское издание BuzzFeed News со ссылкой на украинского чиновника, знакомого с вопросом. Источник подчеркнул, что соответствующее решение принял Владимир Зеленский с учетом "потенциальных нарушений закона" китайцами и "геополитических проблем, с этим связанных".

"Мотор Сич" — украинский производитель двигателей самолетов и вертолетов. Около 80 процентов продукции традиционно покупали российские авиазаводы, однако в марте 2014-го Киев запретил поставки "государству-агрессору".

Потеря крупнейшего рынка сбыта поставила предприятие в тяжелейшие условия. Этим воспользовались китайцы, заключившие с "Мотор Сич" контракт на авиадвигатели по выгодным для себя ценам.

Как утверждал президент и главный акционер "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев, речь идет только о двигателях небоевых самолетов, таких как учебный L-15. Но Пекин захотел большего.

Дело в том, что, несмотря на огромные ресурсы, вложенные в развитие собственного авиапрома, китайцам так и не удалось разработать авиадвигатели с большим межремонтным ресурсом. Доступ к советским технологиям, которыми располагает украинский производитель, помог бы решить эту проблему.

По мнению экспертов, прежде всего китайцев интересуют двигатель АИ-222 российского учебно-боевого самолета Як-130 и двигатели самого большого в мире вертолета Ми-26. Пекин уже пять лет бьется над созданием аналога такой машины.

В мае 2017-го вице-премьер Украины Степан Кубив сообщил, что "Мотор Сич" совместно с Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co построит в китайском Чунцине завод. Кроме того, китайская компания договорилась с Богуслаевым о приобретении контрольного пакета акций "Мотор Сич", взамен пообещав инвестировать 250 миллионов долларов в развитие производства.

На сделку требовалось разрешение АМКУ, и в конце 2017-го Skyrizon направил в ведомство соответствующий запрос. Так на Украине узнали, что ведущая промышленная компания страны переходит под контроль китайцев.

"Государственная измена"

Реакция оказалась вполне предсказуемой: в начале 2018-го Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело о вывозе части оборудования "Мотор Сич" в Китай, на новый завод в Чунцыне. На акции "Мотор Сич" и реестр акционеров наложили арест, так что завершить сделку не удалось.

Летом прошлого года ситуация вокруг предприятия резко обострилась. Министерство обороны США выпустило доклад о том, что Китай хочет превратить свои вооруженные силы в первоклассную военную машину, чтобы конкурировать с американцами по всему миру и, возможно, вторгнуться в Тайвань.

После этого Вашингтон заморозил программу военной помощи Украине на 391 миллион долларов. Кроме того, Госдепартамент США задержал на неопределенный срок выдачу лицензий на поставку Киеву оружия и боеприпасов, за которые украинцы уже заплатили 30 миллионов.

"Американцы говорят нам: "Давайте сначала посмотрим, как вы справитесь с продажей китайцам "Мотор Сич", а потом уже будем решать другие вопросы", — рассказал изданию BuzzFeed News высокопоставленный украинский чиновник, чьего имени издание не называет.

В августе в ходе визита в Киев советник (теперь уже бывший) президента США по национальной безопасности Джон Болтон указал, что "Мотор Сич" — вопрос, важный не только для Украины, но и для США, Европы, Японии, Австралии, Канады и других стран".

Через несколько дней СБУ открыло расследование в отношении "Мотор Сич" по подозрению в "возможной подготовке диверсии и государственной измене на предприятии". Проще говоря, компанию заподозрили в нелегальных поставках продукции в Россию. Сделка с китайцами окончательно сорвалась.

Знакомые лица

Тем временем администрация Трампа лихорадочно искала нового, "благонадежного" покупателя на "Мотор Сич". И нашла — в лице малоизвестной компании Oriole Capital Group. Управляющий партнер Oriole Хоссейн Моусави подтвердил BuzzFeed News, что собирается приобрести "Мотор Сич". "Подготовить сделку помогали чиновники из Государственного департамента и посольства США в Киеве", — уточнил он.

Oriole Capital Group — знакомое название для украинцев. В 2017-м эта компания обещала инвестировать 150 миллионов долларов в Харьковский государственный авиационный завод (ХГАЗ). Деньги планировалось вложить в достройку самолетов АН-74, которые заказывал еще ливийский лидер Муаммар Каддафи. После его гибели производство заморозили, поскольку других заказчиков не было. Oriole пообещала во всем разобраться.

Об этой сделке, которая "избавит национальный авиапром от необходимости сотрудничества с Россией", тогда раструбили все украинские СМИ. Однако многих экспертов насторожило, что о компании-благодетеле нигде нет никакой информации.

"Укроборонпрому" даже пришлось опубликовать специальное разъяснение "в связи с повышенным интересом к инвестированию американской Oriole Capital Group в ГП "Харьковское государственное авиационное производственное предприятие".

Сообщили, что Oriole Capital Group — компания, "специально созданная для реализации конкретного проекта с "Харьковским государственным авиационным производственным предприятием", и ее задача — аккумуляция ресурсов от различного типа инвесторов, фондов, а также общий менеджмент". И успокоили: "это общая мировая практика".

Учредители Oriole Capital Group — граждане США Хоссейн Моусави ("имеет большой опыт управления компаниями в сфере авиации и телекоммуникаций") и Набил Баракат ("владелец Wamar Inc., развивающей проекты в сфере безопасности и обороны в США и странах Ближнего Востока с 1983 года").

Та сделка тоже не состоялась — "из-за отсутствия суверенных гарантий со стороны Украины", как позже объяснил журналистам Хоссейн Моусави. И вот теперь Oriole Capital Group вновь спешит на помощь украинскому стратегическому предприятию, на этот раз — "Мотор Сич".

Кто платить будет

Украинско-американские интриги вокруг "Мотор Сич" вызывают большое раздражение в Пекине. После августовского заявления Джона Болтона, что "Мотор Сич" важен не только для Украины, но и для других стран, посол КНР в Киеве Дай Вэй немедленно созвал пресс-конференцию, где обвинил американцев в "недружественных высказываниях" и напомнил, что Китай — крупнейший экономический партнер Украины.

Сигнал понятен: Киеву лучше не ссориться с Пекином, иначе Украина лишится щедрых инвестиций. Ключевой вопрос сейчас: каким образом возмещать китайцам моральный и материальный ущерб.

По мнению украинских экспертов, единственный легальный способ аннулировать сделку по "Мотор Сич" — национализировать предприятие и выплатить китайской стороне компенсацию. Отступные — от 500 миллионов до двух миллиардов долларов.

Поскольку украинскому бюджету такие расходы не под силу, остается надеяться, что эти деньги предоставит Oriole Capital Group. Однако, как сообщают американские СМИ со ссылкой на чиновников Белого дома, администрация Трампа намеревается действовать исключительно с позиции силы.

Если Skyrizon не откажется от сделки, американцы введут санкции против "Мотор Сич", заблокировав зарубежные счета компании. Заказов от "Укроборонпрома" нет, так что предприятие сейчас выживает только за счет экспорта, расчеты за который идут через западные банки. Санкции все это перекроют.

Американцы надеются, что такая перспектива сделает Skyrizon уступчивее в вопросе компенсации за отказ от покупки "Мотор Сич". Что будет с Украиной, если "китайский дракон" решит выместить гнев на Киеве, никого не волнует.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer