Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет формальный: для владельцев дронов готовят аналог ОСАГО


27 февраля 2020 года Александр Волобуев, Известия


Для владельцев дронов хотят ввести обязательное страхование ответственности. Законодательная рабочая группа Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» до апреля передаст в Минтранс проект соответствующего нормативного акта. Об этом «Известиям» рассказал руководитель группы Сергей Жуков. В марте документ обсудят со страховщиками, производителями и эксплуатантами беспилотников. Под новое регулирование могут попасть все дроны тяжелее нескольких килограммов, в том числе бытовые квадрокоптеры.

ОСАГО для коптера

В Министерстве транспорта подтвердили «Известиям», что разработка документа заложена в «дорожной карте» НТИ. Ведомство участвует в заседаниях, где поэтапно рассматриваются материалы, подготовленные рабочей группой, добавил представитель Минтранса.

Пока не решено, будет ли это новый федеральный закон либо отдельные поправки в действующие положения Воздушного кодекса (ВК), уточнил «Известиям» Александр Хрипунов, разработчик документа, занимающийся проектом по заказу профильного инфраструктурного центра НТИ. Юрист пояснил, что сегодня в ст. 131 Воздушного кодекса (ВК) формально уже закреплена обязанность владельцев воздушных судов (ВС) по страхованию ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц. Однако те, кто приобретает небольшие бытовые коптеры для личных нужд, как правило, не оформляют такие полисы.

— У страховщиков также есть проблемы с продвижением этого страхового продукта. Это связано с тем, что минимальный размер страховой суммы привязан ко взлетной массе ВС, и в случае с небольшим коптером в 0,5–2 кг он слишком низкий, — сказал Александр Хрипунов.

Управляющий партнер юрфирмы «Шипович и партнеры» Денис Шипович пояснил, что формально малые дроны и квадрокоптеры можно отнести к сверхлегким ВС (согласно ст. 32 ВК). Но страхование ответственности их владельцев по действующим нормам, по словам юриста, бессмысленно из-за низких сумм компенсации в случае повреждения имущества третьих лиц или причинения вреда их здоровью. При этом ущерб может исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей, добавил он.

По словам Сергея Жукова, в нормативном акте четко пропишут лимиты ответственности, а также максимальный вес коптеров, которые нужно обязательно будет страховать. По его словам, это требование не станут распространять на игрушечные дроны массой до 250 г, но под регулирование могут подпасть беспилотники тяжелее нескольких килограммов.

— Чтобы прикинуть возможный ущерб, который дрон может нанести имуществу или здоровью человека, нужно учитывать не только его массу, но и возможную скорость. Мы знаем, что птица весом 2–3 кг может разрушить двигатель самолета. Поэтому машины, к примеру, в 10 кг точно должны быть застрахованы, — сказал он.

Минимальный подъем

Проработать вопрос обязательного страхования ответственности операторов дронов до середины декабря 2019-го должны были руководитель НП ГЛОНАСС Александр Гурко и эксперты «АльфаСтрахования», сообщается в протоколе комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения от 22 ноября (копия есть у «Известий»). Инициатором выступал директор по авиастрахованию «АльфаСтрахования» Илья Кабачник.

По мнению Александра Гурко, минимальную страховую сумму следует устанавливать на основе оценки рисков причинения ущерба третьим лицам в зависимости от категории использования дронов (для личных целей или коммерческих), их характеристик и условий применения, следует из протокола. В НП ГЛОНАСС не стали комментировать тему ОСАГО для дронов.

По словам гендиректора ассоциации «Аэронет» (объединяет разработчиков и эксплуатантов БВС) Глеба Бабинцева, предложения «АльфаСтрахования» заключались в том, чтобы установить единый лимит ответственности в 1 млн рублей вне зависимости от массы беспилотника. Но в этом случае под «плоское» регулирование подпадут и авиамоделисты, и владельцы легких квадрокоптеров, и коммерческие эксплуатанты, сказал «Известиям» эксперт.

В «АльфаСтраховании» заявили «Известиям», что вопрос пока не согласован с участниками авиационного сообщества. Поэтому говорить о страховых суммах и типах БВС, на которые могут распространяться подобные требования, там считают преждевременным. Вместе с тем в страховой компании обратили внимание на рост количества коптеров для личного использования, что неизбежно ведет к увеличению рисков причинения вреда. По данным компании, сегодня в России наиболее распространены БВС массой от 0,25 до 4 кг.

— При существующих требованиях воздушного законодательства лимит страховой ответственности для таких дронов составляет 200–800 рублей. В то время как в Европе для БВС, используемых в некоммерческих целях, лимиты начинаются от $300 тыс., — сказала «Известиям» руководитель PR-службы «АльфаСтрахования» Мария Карцева.

Именно поэтому, по ее словам, компания выступает за рост лимита ответственности. По нашим расчетам, даже при их многократном увеличении цена годового полиса для наиболее распространенных дронов массой до 2 кг составит не более 1 тыс. рублей, добавила она. О необходимости увеличения лимита страхового покрытия заявили также в «Ингосстрахе», ВСК и «Согласии». В частности, начальник управления «Ингосстраха» Вадим Семеньков сказал «Известиям», что действующие лимиты страхования беспилотников «крайне малы и неадекватны».

Вице-президент Страхового дома ВСК Руслан Кубарев пояснил, что выплаты рассчитываются на основе старого МРОТа в 100 рублей. Основными клиентами компании, которая в 2018 году одной из первых внедрила полисы для владельцев БВС, являются организации, интерес физлиц к продукту пока минимальный, отметил он.

Дополнительный налог

По словам PR-директора яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, введение обязательной страховки для владельцев и операторов квадрокоптеров на данном этапе воспринимается как дополнительный налог.

— Мы активно используем такую технику. Но в основном делаем это над водой для съемок парусных регат. Поэтому что касается ущерба имуществу или ранения людей, то для нас эти риски неактуальны. Вместе с тем даже бытовые дроны становятся массивнее, и воспринимать их как игрушку, наверное, неправильно, — сказал он «Известиям».

Введение ОСАГО для коптеров, по мнению Алексея Жирова, сместит интересы рынка из бытовой ниши в коммерческую.

По данным НП ГЛОНАСС, в стране порядка 800 тыс. БВС, включая личные и те, что используются в коммерческих целях. Точной статистики нет. В ВСК говорят, что в стране эксплуатируется порядка 40–50 тыс. бытовых коптеров.

Государство постепенно ужесточает надзор за дронами на фоне резкого роста их количества. Так, в июле 2019-го были внесены поправки в КоАП, увеличивающие в 10 раз штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства (минимальный размер наказания для физлиц достиг 20 тыс. рублей, для юрлиц –– 250 тыс.). А в конце сентября вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым все БВС весом от 250 г до 30 кг должны ставиться на учет в Росавиации. По состоянию на начало февраля было зарегистрировано 15,3 тыс. дронов, следует из данных ведомства. Сделать это можно, только направив заявление с данными владельца и фотографии аппарата по почте. В Росавиации не смогли уточнить «Известиям», когда заработает обещанный ранее сервис по их онлайн-регистрации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer