Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Полет формальный: для владельцев дронов готовят аналог ОСАГО


27 февраля 2020 года Александр Волобуев, Известия


Для владельцев дронов хотят ввести обязательное страхование ответственности. Законодательная рабочая группа Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет» до апреля передаст в Минтранс проект соответствующего нормативного акта. Об этом «Известиям» рассказал руководитель группы Сергей Жуков. В марте документ обсудят со страховщиками, производителями и эксплуатантами беспилотников. Под новое регулирование могут попасть все дроны тяжелее нескольких килограммов, в том числе бытовые квадрокоптеры.

ОСАГО для коптера

В Министерстве транспорта подтвердили «Известиям», что разработка документа заложена в «дорожной карте» НТИ. Ведомство участвует в заседаниях, где поэтапно рассматриваются материалы, подготовленные рабочей группой, добавил представитель Минтранса.

Пока не решено, будет ли это новый федеральный закон либо отдельные поправки в действующие положения Воздушного кодекса (ВК), уточнил «Известиям» Александр Хрипунов, разработчик документа, занимающийся проектом по заказу профильного инфраструктурного центра НТИ. Юрист пояснил, что сегодня в ст. 131 Воздушного кодекса (ВК) формально уже закреплена обязанность владельцев воздушных судов (ВС) по страхованию ответственности за причинение вреда жизни и здоровью, а также имуществу третьих лиц. Однако те, кто приобретает небольшие бытовые коптеры для личных нужд, как правило, не оформляют такие полисы.

— У страховщиков также есть проблемы с продвижением этого страхового продукта. Это связано с тем, что минимальный размер страховой суммы привязан ко взлетной массе ВС, и в случае с небольшим коптером в 0,5–2 кг он слишком низкий, — сказал Александр Хрипунов.

Управляющий партнер юрфирмы «Шипович и партнеры» Денис Шипович пояснил, что формально малые дроны и квадрокоптеры можно отнести к сверхлегким ВС (согласно ст. 32 ВК). Но страхование ответственности их владельцев по действующим нормам, по словам юриста, бессмысленно из-за низких сумм компенсации в случае повреждения имущества третьих лиц или причинения вреда их здоровью. При этом ущерб может исчисляться десятками, а иногда и сотнями тысяч рублей, добавил он.

По словам Сергея Жукова, в нормативном акте четко пропишут лимиты ответственности, а также максимальный вес коптеров, которые нужно обязательно будет страховать. По его словам, это требование не станут распространять на игрушечные дроны массой до 250 г, но под регулирование могут подпасть беспилотники тяжелее нескольких килограммов.

— Чтобы прикинуть возможный ущерб, который дрон может нанести имуществу или здоровью человека, нужно учитывать не только его массу, но и возможную скорость. Мы знаем, что птица весом 2–3 кг может разрушить двигатель самолета. Поэтому машины, к примеру, в 10 кг точно должны быть застрахованы, — сказал он.

Минимальный подъем

Проработать вопрос обязательного страхования ответственности операторов дронов до середины декабря 2019-го должны были руководитель НП ГЛОНАСС Александр Гурко и эксперты «АльфаСтрахования», сообщается в протоколе комиссии при президенте РФ по развитию авиации общего назначения от 22 ноября (копия есть у «Известий»). Инициатором выступал директор по авиастрахованию «АльфаСтрахования» Илья Кабачник.

По мнению Александра Гурко, минимальную страховую сумму следует устанавливать на основе оценки рисков причинения ущерба третьим лицам в зависимости от категории использования дронов (для личных целей или коммерческих), их характеристик и условий применения, следует из протокола. В НП ГЛОНАСС не стали комментировать тему ОСАГО для дронов.

По словам гендиректора ассоциации «Аэронет» (объединяет разработчиков и эксплуатантов БВС) Глеба Бабинцева, предложения «АльфаСтрахования» заключались в том, чтобы установить единый лимит ответственности в 1 млн рублей вне зависимости от массы беспилотника. Но в этом случае под «плоское» регулирование подпадут и авиамоделисты, и владельцы легких квадрокоптеров, и коммерческие эксплуатанты, сказал «Известиям» эксперт.

В «АльфаСтраховании» заявили «Известиям», что вопрос пока не согласован с участниками авиационного сообщества. Поэтому говорить о страховых суммах и типах БВС, на которые могут распространяться подобные требования, там считают преждевременным. Вместе с тем в страховой компании обратили внимание на рост количества коптеров для личного использования, что неизбежно ведет к увеличению рисков причинения вреда. По данным компании, сегодня в России наиболее распространены БВС массой от 0,25 до 4 кг.

— При существующих требованиях воздушного законодательства лимит страховой ответственности для таких дронов составляет 200–800 рублей. В то время как в Европе для БВС, используемых в некоммерческих целях, лимиты начинаются от $300 тыс., — сказала «Известиям» руководитель PR-службы «АльфаСтрахования» Мария Карцева.

Именно поэтому, по ее словам, компания выступает за рост лимита ответственности. По нашим расчетам, даже при их многократном увеличении цена годового полиса для наиболее распространенных дронов массой до 2 кг составит не более 1 тыс. рублей, добавила она. О необходимости увеличения лимита страхового покрытия заявили также в «Ингосстрахе», ВСК и «Согласии». В частности, начальник управления «Ингосстраха» Вадим Семеньков сказал «Известиям», что действующие лимиты страхования беспилотников «крайне малы и неадекватны».

Вице-президент Страхового дома ВСК Руслан Кубарев пояснил, что выплаты рассчитываются на основе старого МРОТа в 100 рублей. Основными клиентами компании, которая в 2018 году одной из первых внедрила полисы для владельцев БВС, являются организации, интерес физлиц к продукту пока минимальный, отметил он.

Дополнительный налог

По словам PR-директора яхт-клуба Санкт-Петербурга Алексея Жирова, введение обязательной страховки для владельцев и операторов квадрокоптеров на данном этапе воспринимается как дополнительный налог.

— Мы активно используем такую технику. Но в основном делаем это над водой для съемок парусных регат. Поэтому что касается ущерба имуществу или ранения людей, то для нас эти риски неактуальны. Вместе с тем даже бытовые дроны становятся массивнее, и воспринимать их как игрушку, наверное, неправильно, — сказал он «Известиям».

Введение ОСАГО для коптеров, по мнению Алексея Жирова, сместит интересы рынка из бытовой ниши в коммерческую.

По данным НП ГЛОНАСС, в стране порядка 800 тыс. БВС, включая личные и те, что используются в коммерческих целях. Точной статистики нет. В ВСК говорят, что в стране эксплуатируется порядка 40–50 тыс. бытовых коптеров.

Государство постепенно ужесточает надзор за дронами на фоне резкого роста их количества. Так, в июле 2019-го были внесены поправки в КоАП, увеличивающие в 10 раз штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства (минимальный размер наказания для физлиц достиг 20 тыс. рублей, для юрлиц –– 250 тыс.). А в конце сентября вступили в силу поправки в законодательство, согласно которым все БВС весом от 250 г до 30 кг должны ставиться на учет в Росавиации. По состоянию на начало февраля было зарегистрировано 15,3 тыс. дронов, следует из данных ведомства. Сделать это можно, только направив заявление с данными владельца и фотографии аппарата по почте. В Росавиации не смогли уточнить «Известиям», когда заработает обещанный ранее сервис по их онлайн-регистрации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer