Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кость в горле. Почему американцы надолго запомнили советский МиГ-17


3 февраля 2020 года Андрей Коц, РИА Новости


Более 40 стран-эксплуатантов, десятки войн и вооруженных конфликтов, выдающиеся тактико-технические характеристики — ровно 70 лет назад в воздух впервые поднялся прототип советского фронтового истребителя МиГ-17. Советский Союз построил восемь тысяч таких машин, еще почти три тысячи изготовили по лицензии за рубежом. "Семнадцатые" получились скоростными, маневренными, несли мощное бортовое вооружение. О том, где им довелось сражаться, — в материале РИА Новости.

На страже неба

Первые серийные МиГ-17 поступили в войска в 1951-м. Их сразу включили в систему противовоздушной обороны наравне с более ранними МиГ-15. В те годы СССР еще не хватало средств ПВО, и разведывательные самолеты вероятного противника частенько нарушали воздушное пространство страны. С ними особо не церемонились, стараясь сбить во что бы то ни стало.

Первую победу "семнадцатые" одержали 29 июля 1953-го. Американский самолет RB-50 проводил разведку над Казахской АССР. Борт вовремя обнаружили и подняли на перехват два истребителя с аэродрома Николаевка. Увидев МиГ-17, нарушитель открыл огонь из 12,7-миллиметровых пулеметов. Один из истребителей получил повреждения, после чего перехватчики сбили RB-50 своими 23-миллиметровыми пушками. Из 17 человек, находившихся на борту, выжил только один. Его задержали на земле.

Летом 1954-го Москва по просьбе Софии перебросила в Болгарию звено истребителей МиГ-17ПФ. В то время болгар сильно донимал американский самолет B-26 Invader, едва ли не каждую ночь наведывавшийся в гости. Местным перехватчикам никак не удавалось догнать нарушителя, который скрывался, стоило им подняться в небо. Советские истребители были более скоростными. МиГ-17 патрулировали болгарское небо по ночам. В одном из вылетов капитан Анатолий Жданович обнаружил B-26. Тот немедленно пустился наутек, но Жданович догнал его у греческой границы, открыл огонь и сбил.

Первого июля 1968-го пятерка МиГ-17 308-го истребительного авиаполка перехватила американский пассажирский самолет DC-8, вторгшийся в воздушное пространство СССР над Курильскими островами. Нарушитель не реагировал на сигналы и пытался уйти на недоступную МиГам высоту. Один из истребителей дал очередь из трех пушек по курсу движения DC-8 и вновь повторил сигнал "К посадке". Самолет приземлился на небольшом аэродроме на острове Итуруп.
На борту находились 214 американских военнослужащих, летевших во Вьетнам, в том числе три генерала. Чтобы уследить за всеми, на базе едва хватало охраны. Американские морпехи, впрочем, проявили железную дисциплину и во всем слушались советских военных. В итоге США принесли извинения за нарушение воздушного пространства и через трое суток DC-8 отпустили. Но перед этим особисты тщательно проверили самолет на наличие специальной разведывательной аппаратуры.

Вьетнамский опыт

В 1960-х годах СССР поставлял МиГ-17 Северному Вьетнаму. Именно этим самолетам досталась львиная доля воздушных боев с американской авиацией. За годы войны вьетнамцы сбили 143 вражеских летательных аппарата, потеряв 75 своих. Первую победу "семнадцатые" одержали четвертого апреля 1965-го. Четверка вьетнамских летчиков атаковала восемь американских ударных истребителей F-105 Thunderchief в небе над Тханьхоа. МиГ-17 превосходили машины противника в маневренности, поэтому пилоты без особого труда сбили два "Тандерчифа". С тех пор четвертого апреля во Вьетнаме отмечается День авиации.

Помимо побед над F-105 и "Фантомами", северовьетнамские асы, пилотировавшие МиГ-17, записали на свой счет самолет-разведчик. Американский RC-47D 29 июля 1966-го выполнял разведывательное задание в районе Сам Нео в Лаосе. Во время полета он пересек границу Северного Вьетнама в провинции Хоабинь. Самолет заметили с земли и передали информацию на ближайший военный аэродром. На перехват поднялся МиГ-17Ф. Пилот Лыу Хуа Бинь сбил машину противника в 35 километрах от города Хоабинь. Ему потребовался всего один заход.

МиГ-17 нередко использовали для ударов по наземным и морским целям. Так, 19 апреля 1972-го пара истребителей совершила налет на американский флот, ведущий огонь по побережью в районе Донг Хой. Под крыльями заранее установили бомбодержатели для боеприпасов калибра 250 килограммов. МиГ-17 приблизились к двум эсминцам ВМС США незамеченными, скрываясь в облаках, и спикировали на один из кораблей. Прямое попадание бомбой полностью разрушило орудийную установку. Однако моряки ответным огнем повредили один из самолетов. Это была первая воздушная атака на американские военные корабли со времен Второй мировой.

Без потерь

МиГ-17 широко применялись арабскими странами в многочисленных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке. Дебютировал истребитель во время Суэцкого кризиса в 1956-м. В ВВС Египта преобладали самолеты МиГ-15бис, но были и 12 МиГ-17Ф. Основными противниками советских машин в этом конфликте выступали французские истребители MD-454 Mystere и MD-450 Ouragan ВВС Израиля. МиГ-17 уверенно одержали несколько воздушных побед без потерь со своей стороны. В бою над аэродромом Кабрит тройка "семнадцатых" сбила три израильских "Мистэра".

В начале 1960-х СССР поставил несколько МиГ-17 в КНДР. Двадцатого апреля 1961-го в воздушное пространство страны вторгся истребитель F-86 Sabre ВВС Южной Кореи, пилотируемый американским военным советником Делином Андерсоном. Пара МиГ-17 быстро настигла нарушителя и в ходе короткого боя подбила "Сейбр". Истребитель попытался совершить вынужденную посадку на авиабазе Кунсан, но разбился. А 27 апреля 1965-го два МиГ-17ПФ успешно перехватили реактивный разведывательный самолет RB-47 ВВС США. Борт был сильно поврежден огнем 23-миллиметровых снарядов, однако экипажу удалось отогнать истребители очередями из кормовой установки. Подбитый самолет-разведчик приземлился в Японии. Из-за полученных повреждений так и не был восстановлен.

К слову, КНДР — единственная страна, до сих пор сохранившая на вооружении истребители МиГ-17Ф, а точнее, их китайские копии J-5. Самолет, впервые поднявшийся в воздух 70 лет назад, все еще способен воевать.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBmmNZ
Грузовая перевозка: http://perevozki.youdo.com/cars/kamaz/price/ по этой ссылке.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer