Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М


3 февраля 2020 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


На Казанском авиазаводе и в КБ «Туполева» — праздник: вчера в первый полет подняли долгожданный Ту-160М. Впрочем, шампанское откупорили и в КРЭТ, бортовая радиоэлектроника которого на данном этапе — главное новшество новорожденного самолета, и на паре сотен участвовавших в кооперации по новому ракетоносцу предприятий. Почему вчерашнее мероприятие — несомненный повод для оптимизма, при помощи источников в отрасли выяснял «БИЗНЕС Online». Также мы публикуем эксклюзивное видео первого полета.

«ВСЕ РАБОТАЛИ ОДНОЙ КОМАНДОЙ»

2 февраля 2020 года на Казанском авиазаводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) экипаж под командованием Анри Наскидянца поднял в первый полет ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Полет проходил на высоте 1,5 тыс. м и длился 34 минуты, сообщила пресс-служба «Туполева», проверены системы и оборудование — они отработали без замечаний.

«Пришлось ловить погоду — нижний край облачности был всего 400 метров, и, как только появились просветы, полетели! — эмоционально рассказывает близкий к министерству обороны источник „БИЗНЕС Online“. — Летчики-испытатели выполнили свое дело! Завод — умница! Все работали одной командой!.. Это праздник для 8 тысяч человек в Казани, конструкторского бюро, летчиков-испытателей, 200 с лишним предприятий, чьи изделия на самолете, — для всех таких людей и их семей!»

Данное событие готовили 5 лет, с тех пор, как министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении возобновить производство Ту-160, а если шире, то с начала 2000-х, когда задумана программа радикального обновления «Белого лебедя». И хотя пресс-служба «Ту» отмечает, что «первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации», надо подчеркнуть, что это неизбежный этап для строительства новых ракетоносцев.

ИМЕНИ АМЕРИКАНСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА

Напомним, первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 машин, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 ракетоносцев осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, причем есть основания полагать, что один из них на самом деле разобрали и вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов, в январе 2018 года довел до летного состояния еще один оставшийся от Советского Союза планер, продемонстрировав, что России это по силам.

Предполагается, что с нуля построят 10 ракетоносцев, а модернизируют все, что сейчас есть у ВКС: 15–16 машин (название и у тех и у других одинаковое — Ту-160М), к последним и относится взлетевший вчера бомбардировщик. Судя по имени на борту, первый полет он совершил в 1989 году, затем служил на авиабазе в Прилуках, после развала Советского Союза остался на Украине, был выкуплен (то есть спасен от утилизации) в 1999-м. В 2012 году решением командования ВВС наречен «Игорем Сикорским» — по имени русского авиаконструктора, создателя первого в мире тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец», эмигранта, основателя всемирно известной корпорации Sikorsky Aircraft. Что ж, хорошая мысль первым трансформировать в новую «кузькину мать» самолет с именем американского бизнесмена-авиаконструктора, которого к тому же полагают своим на Украине (Игорь Иванович родился в Киеве в 1889 году)… По данным портала militaryrussia.ru, с 2014-го ракетоносец находился на хранении, сначала — в Энгельсе, затем — в Казани.

Предположительно, в рамках опытно-конструкторской работы за «Игорем Сикорским» до нового формата доведут еще два самолета, а далее начнется серийный процесс модернизации.

ЧТО НОВОГО?

Главное свершение на сегодня — замена всего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе отображения информации — вместо «будильников» появятся многофункциональные дисплеи. Все самое передовое, почти то же самое установят на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), первый полет которого запланирован на 2025–2026 годы. То есть перед нами еще и испытательная платформа для совершенно нового дальнего ударного самолета.

«На Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия», — сообщает пресс-служба «Туполева». По данным источника «БИЗНЕС Online» в промышленности, программное ядро БРЭО — разработка КБ «Туполева», а аппаратная часть, оборудование системы управления и аппаратура комплекса радиоэлектронного подавления — предприятий концерна «Радиоэлектронные технологии» нашего земляка Николая Колесова.

В дальнейшем Ту-160М будут учить воевать. Главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. километров.

НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ — НА ИСПЫТАНИЯХ

Волнующий момент — двигатели. На первом Ту-160М это штатные НК-32. Ранее руководство минобороны заявляло, что в 2019 году моторостроители самарского «Кузнецова» начнут поставлять новые движки — НК-32-02, но, видимо, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.

Отметим, что создание НК-32 было титаническим трудом. Научно-исследовательская работа стартовала в 1970 году, испытания — в 1977-м, серия — в 1986-м. Когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей, так что сегодня приходится воссоздавать всю технологическую цепочку. Как подчеркивает наш близкий к минобороны источник, НК-32-02 — это улучшенная конструкция и современные технологии, а следовательно, и полный цикл испытаний, почти как для новой продукции. Также собеседник отметил, что двигателя, подобного по характеристикам исходному НК-32, не удалось создать даже американцам. По словам близкого к Объединенной двигателестроительной корпорации источника «БИЗНЕС Online», самолетокомплект новых двигателей находится на испытаниях и будет установлен на Ту-160М уже в ходе заводских проверок.

Наконец, вопрос, который может возникнуть у читателя при виде первого Ту-160М: а чего такой ободранный? «Видимо, не покрасили для удобства дальнейших работ по доводке в ходе начинающихся интенсивных испытаний, — говорит наш источник в авиапроме. — Это обычная практика для самолетов, ранее эксплуатировавшихся и проходящих глубокую модернизацию, в том числе с заменой элементов старой обшивки. Обычно самолет красят для очередных этапов заводских испытаний, официальной демонстрации ВКС или публичной церемонии выкатки — ничего этого пока не было. Скорее всего, покрасят, как появится окно в испытаниях, подобное занимает около недели».
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/456083




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnSLR
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, смотреть здесь.
Покраска авто на https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer