Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М


3 февраля 2020 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


На Казанском авиазаводе и в КБ «Туполева» — праздник: вчера в первый полет подняли долгожданный Ту-160М. Впрочем, шампанское откупорили и в КРЭТ, бортовая радиоэлектроника которого на данном этапе — главное новшество новорожденного самолета, и на паре сотен участвовавших в кооперации по новому ракетоносцу предприятий. Почему вчерашнее мероприятие — несомненный повод для оптимизма, при помощи источников в отрасли выяснял «БИЗНЕС Online». Также мы публикуем эксклюзивное видео первого полета.

«ВСЕ РАБОТАЛИ ОДНОЙ КОМАНДОЙ»

2 февраля 2020 года на Казанском авиазаводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) экипаж под командованием Анри Наскидянца поднял в первый полет ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Полет проходил на высоте 1,5 тыс. м и длился 34 минуты, сообщила пресс-служба «Туполева», проверены системы и оборудование — они отработали без замечаний.

«Пришлось ловить погоду — нижний край облачности был всего 400 метров, и, как только появились просветы, полетели! — эмоционально рассказывает близкий к министерству обороны источник „БИЗНЕС Online“. — Летчики-испытатели выполнили свое дело! Завод — умница! Все работали одной командой!.. Это праздник для 8 тысяч человек в Казани, конструкторского бюро, летчиков-испытателей, 200 с лишним предприятий, чьи изделия на самолете, — для всех таких людей и их семей!»

Данное событие готовили 5 лет, с тех пор, как министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении возобновить производство Ту-160, а если шире, то с начала 2000-х, когда задумана программа радикального обновления «Белого лебедя». И хотя пресс-служба «Ту» отмечает, что «первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации», надо подчеркнуть, что это неизбежный этап для строительства новых ракетоносцев.

ИМЕНИ АМЕРИКАНСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА

Напомним, первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 машин, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 ракетоносцев осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, причем есть основания полагать, что один из них на самом деле разобрали и вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов, в январе 2018 года довел до летного состояния еще один оставшийся от Советского Союза планер, продемонстрировав, что России это по силам.

Предполагается, что с нуля построят 10 ракетоносцев, а модернизируют все, что сейчас есть у ВКС: 15–16 машин (название и у тех и у других одинаковое — Ту-160М), к последним и относится взлетевший вчера бомбардировщик. Судя по имени на борту, первый полет он совершил в 1989 году, затем служил на авиабазе в Прилуках, после развала Советского Союза остался на Украине, был выкуплен (то есть спасен от утилизации) в 1999-м. В 2012 году решением командования ВВС наречен «Игорем Сикорским» — по имени русского авиаконструктора, создателя первого в мире тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец», эмигранта, основателя всемирно известной корпорации Sikorsky Aircraft. Что ж, хорошая мысль первым трансформировать в новую «кузькину мать» самолет с именем американского бизнесмена-авиаконструктора, которого к тому же полагают своим на Украине (Игорь Иванович родился в Киеве в 1889 году)… По данным портала militaryrussia.ru, с 2014-го ракетоносец находился на хранении, сначала — в Энгельсе, затем — в Казани.

Предположительно, в рамках опытно-конструкторской работы за «Игорем Сикорским» до нового формата доведут еще два самолета, а далее начнется серийный процесс модернизации.

ЧТО НОВОГО?

Главное свершение на сегодня — замена всего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе отображения информации — вместо «будильников» появятся многофункциональные дисплеи. Все самое передовое, почти то же самое установят на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), первый полет которого запланирован на 2025–2026 годы. То есть перед нами еще и испытательная платформа для совершенно нового дальнего ударного самолета.

«На Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия», — сообщает пресс-служба «Туполева». По данным источника «БИЗНЕС Online» в промышленности, программное ядро БРЭО — разработка КБ «Туполева», а аппаратная часть, оборудование системы управления и аппаратура комплекса радиоэлектронного подавления — предприятий концерна «Радиоэлектронные технологии» нашего земляка Николая Колесова.

В дальнейшем Ту-160М будут учить воевать. Главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. километров.

НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ — НА ИСПЫТАНИЯХ

Волнующий момент — двигатели. На первом Ту-160М это штатные НК-32. Ранее руководство минобороны заявляло, что в 2019 году моторостроители самарского «Кузнецова» начнут поставлять новые движки — НК-32-02, но, видимо, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.

Отметим, что создание НК-32 было титаническим трудом. Научно-исследовательская работа стартовала в 1970 году, испытания — в 1977-м, серия — в 1986-м. Когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей, так что сегодня приходится воссоздавать всю технологическую цепочку. Как подчеркивает наш близкий к минобороны источник, НК-32-02 — это улучшенная конструкция и современные технологии, а следовательно, и полный цикл испытаний, почти как для новой продукции. Также собеседник отметил, что двигателя, подобного по характеристикам исходному НК-32, не удалось создать даже американцам. По словам близкого к Объединенной двигателестроительной корпорации источника «БИЗНЕС Online», самолетокомплект новых двигателей находится на испытаниях и будет установлен на Ту-160М уже в ходе заводских проверок.

Наконец, вопрос, который может возникнуть у читателя при виде первого Ту-160М: а чего такой ободранный? «Видимо, не покрасили для удобства дальнейших работ по доводке в ходе начинающихся интенсивных испытаний, — говорит наш источник в авиапроме. — Это обычная практика для самолетов, ранее эксплуатировавшихся и проходящих глубокую модернизацию, в том числе с заменой элементов старой обшивки. Обычно самолет красят для очередных этапов заводских испытаний, официальной демонстрации ВКС или публичной церемонии выкатки — ничего этого пока не было. Скорее всего, покрасят, как появится окно в испытаниях, подобное занимает около недели».
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/456083




комментарии (0):










Материалы рубрики

Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.
Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале



Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш
Наталья Башлыкова, Александр Волобуев
Известия
Взлетно-полосатые: котам предлагают покупать места в самолетах
Булат Баширов
КоммерсантЪ-Уфа
Высокая культура убытка. "Аэрофлот" предъявил аэропорту Уфы претензии за инцидент 2017 года
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Трофейный Су-24
Герман Костринский
КоммерсантЪ
ТВС-2МС полетят над дорогами Магадана
Н.Портякова, П. Панов, А. Лавров, Е. Сидоренко, Я. Костенко
Известия
Китайский грузовой: россиян эвакуируют из Уханя транспортными самолетами
Е. Черненко, В. Мишина, Г. Костринский, А. Черных
КоммерсантЪ
Коронавирусу заказан воздушный путь
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М
Роман Азанов
ТАСС
Як-130 вне конкуренции. Кто чемпион среди учебно-боевых самолетов мира?
Андрей Коц
РИА Новости
Кость в горле. Почему американцы надолго запомнили советский МиГ-17
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Зачем Варшаве американские F-35?
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Войну с коронавирусом выигрывает "Аэрофлот"
Андрей Сидорчик
Аргументы и факты
"Чкалов в юбке". Большая жизнь Валентины Гризодубовой
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Истребитель пятого поколения Су-57 похож на легенду
Елена Голубева
112.ua
Не взлетел: Почему "Антонов", несмотря на обещания, так и не возобновил серийное производство самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer