Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М


3 февраля 2020 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


На Казанском авиазаводе и в КБ «Туполева» — праздник: вчера в первый полет подняли долгожданный Ту-160М. Впрочем, шампанское откупорили и в КРЭТ, бортовая радиоэлектроника которого на данном этапе — главное новшество новорожденного самолета, и на паре сотен участвовавших в кооперации по новому ракетоносцу предприятий. Почему вчерашнее мероприятие — несомненный повод для оптимизма, при помощи источников в отрасли выяснял «БИЗНЕС Online». Также мы публикуем эксклюзивное видео первого полета.

«ВСЕ РАБОТАЛИ ОДНОЙ КОМАНДОЙ»

2 февраля 2020 года на Казанском авиазаводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) экипаж под командованием Анри Наскидянца поднял в первый полет ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Полет проходил на высоте 1,5 тыс. м и длился 34 минуты, сообщила пресс-служба «Туполева», проверены системы и оборудование — они отработали без замечаний.

«Пришлось ловить погоду — нижний край облачности был всего 400 метров, и, как только появились просветы, полетели! — эмоционально рассказывает близкий к министерству обороны источник „БИЗНЕС Online“. — Летчики-испытатели выполнили свое дело! Завод — умница! Все работали одной командой!.. Это праздник для 8 тысяч человек в Казани, конструкторского бюро, летчиков-испытателей, 200 с лишним предприятий, чьи изделия на самолете, — для всех таких людей и их семей!»

Данное событие готовили 5 лет, с тех пор, как министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении возобновить производство Ту-160, а если шире, то с начала 2000-х, когда задумана программа радикального обновления «Белого лебедя». И хотя пресс-служба «Ту» отмечает, что «первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации», надо подчеркнуть, что это неизбежный этап для строительства новых ракетоносцев.

ИМЕНИ АМЕРИКАНСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА

Напомним, первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 машин, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 ракетоносцев осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, причем есть основания полагать, что один из них на самом деле разобрали и вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов, в январе 2018 года довел до летного состояния еще один оставшийся от Советского Союза планер, продемонстрировав, что России это по силам.

Предполагается, что с нуля построят 10 ракетоносцев, а модернизируют все, что сейчас есть у ВКС: 15–16 машин (название и у тех и у других одинаковое — Ту-160М), к последним и относится взлетевший вчера бомбардировщик. Судя по имени на борту, первый полет он совершил в 1989 году, затем служил на авиабазе в Прилуках, после развала Советского Союза остался на Украине, был выкуплен (то есть спасен от утилизации) в 1999-м. В 2012 году решением командования ВВС наречен «Игорем Сикорским» — по имени русского авиаконструктора, создателя первого в мире тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец», эмигранта, основателя всемирно известной корпорации Sikorsky Aircraft. Что ж, хорошая мысль первым трансформировать в новую «кузькину мать» самолет с именем американского бизнесмена-авиаконструктора, которого к тому же полагают своим на Украине (Игорь Иванович родился в Киеве в 1889 году)… По данным портала militaryrussia.ru, с 2014-го ракетоносец находился на хранении, сначала — в Энгельсе, затем — в Казани.

Предположительно, в рамках опытно-конструкторской работы за «Игорем Сикорским» до нового формата доведут еще два самолета, а далее начнется серийный процесс модернизации.

ЧТО НОВОГО?

Главное свершение на сегодня — замена всего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе отображения информации — вместо «будильников» появятся многофункциональные дисплеи. Все самое передовое, почти то же самое установят на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), первый полет которого запланирован на 2025–2026 годы. То есть перед нами еще и испытательная платформа для совершенно нового дальнего ударного самолета.

«На Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия», — сообщает пресс-служба «Туполева». По данным источника «БИЗНЕС Online» в промышленности, программное ядро БРЭО — разработка КБ «Туполева», а аппаратная часть, оборудование системы управления и аппаратура комплекса радиоэлектронного подавления — предприятий концерна «Радиоэлектронные технологии» нашего земляка Николая Колесова.

В дальнейшем Ту-160М будут учить воевать. Главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. километров.

НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ — НА ИСПЫТАНИЯХ

Волнующий момент — двигатели. На первом Ту-160М это штатные НК-32. Ранее руководство минобороны заявляло, что в 2019 году моторостроители самарского «Кузнецова» начнут поставлять новые движки — НК-32-02, но, видимо, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.

Отметим, что создание НК-32 было титаническим трудом. Научно-исследовательская работа стартовала в 1970 году, испытания — в 1977-м, серия — в 1986-м. Когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей, так что сегодня приходится воссоздавать всю технологическую цепочку. Как подчеркивает наш близкий к минобороны источник, НК-32-02 — это улучшенная конструкция и современные технологии, а следовательно, и полный цикл испытаний, почти как для новой продукции. Также собеседник отметил, что двигателя, подобного по характеристикам исходному НК-32, не удалось создать даже американцам. По словам близкого к Объединенной двигателестроительной корпорации источника «БИЗНЕС Online», самолетокомплект новых двигателей находится на испытаниях и будет установлен на Ту-160М уже в ходе заводских проверок.

Наконец, вопрос, который может возникнуть у читателя при виде первого Ту-160М: а чего такой ободранный? «Видимо, не покрасили для удобства дальнейших работ по доводке в ходе начинающихся интенсивных испытаний, — говорит наш источник в авиапроме. — Это обычная практика для самолетов, ранее эксплуатировавшихся и проходящих глубокую модернизацию, в том числе с заменой элементов старой обшивки. Обычно самолет красят для очередных этапов заводских испытаний, официальной демонстрации ВКС или публичной церемонии выкатки — ничего этого пока не было. Скорее всего, покрасят, как появится окно в испытаниях, подобное занимает около недели».
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/456083




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBnSLR
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, смотреть здесь.
Покраска авто на https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer