Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М


3 февраля 2020 года Тимур Латыпов, БИЗНЕС Online


На Казанском авиазаводе и в КБ «Туполева» — праздник: вчера в первый полет подняли долгожданный Ту-160М. Впрочем, шампанское откупорили и в КРЭТ, бортовая радиоэлектроника которого на данном этапе — главное новшество новорожденного самолета, и на паре сотен участвовавших в кооперации по новому ракетоносцу предприятий. Почему вчерашнее мероприятие — несомненный повод для оптимизма, при помощи источников в отрасли выяснял «БИЗНЕС Online». Также мы публикуем эксклюзивное видео первого полета.

«ВСЕ РАБОТАЛИ ОДНОЙ КОМАНДОЙ»

2 февраля 2020 года на Казанском авиазаводе им. Горбунова — филиале ПАО «Туполев» (КАЗ) экипаж под командованием Анри Наскидянца поднял в первый полет ракетоносец-бомбардировщик Ту-160М. Полет проходил на высоте 1,5 тыс. м и длился 34 минуты, сообщила пресс-служба «Туполева», проверены системы и оборудование — они отработали без замечаний.

«Пришлось ловить погоду — нижний край облачности был всего 400 метров, и, как только появились просветы, полетели! — эмоционально рассказывает близкий к министерству обороны источник „БИЗНЕС Online“. — Летчики-испытатели выполнили свое дело! Завод — умница! Все работали одной командой!.. Это праздник для 8 тысяч человек в Казани, конструкторского бюро, летчиков-испытателей, 200 с лишним предприятий, чьи изделия на самолете, — для всех таких людей и их семей!»

Данное событие готовили 5 лет, с тех пор, как министр обороны Сергей Шойгу объявил о решении возобновить производство Ту-160, а если шире, то с начала 2000-х, когда задумана программа радикального обновления «Белого лебедя». И хотя пресс-служба «Ту» отмечает, что «первый опытный Ту-160М был создан в рамках масштабной программы модернизации строевых авиационных комплексов стратегической и дальней авиации», надо подчеркнуть, что это неизбежный этап для строительства новых ракетоносцев.

ИМЕНИ АМЕРИКАНСКОГО АВИАКОНСТРУКТОРА

Напомним, первый серийный Ту-160 взлетел в Казани 10 октября 1984 года. Всего должны были построить 100 машин, но в 1992-м, выпустив 34 самолета, Россия решила прекратить их производство. После развала СССР 19 ракетоносцев осталось на Украине: 8 после длительных переговоров украинцы вернули в счет долгов, 1 оставили в музее, а 10 утилизировали, причем есть основания полагать, что один из них на самом деле разобрали и вывезли в США. В 2000-м и 2008-м КАЗ сдал две машины, достроенные из советских заделов, в январе 2018 года довел до летного состояния еще один оставшийся от Советского Союза планер, продемонстрировав, что России это по силам.

Предполагается, что с нуля построят 10 ракетоносцев, а модернизируют все, что сейчас есть у ВКС: 15–16 машин (название и у тех и у других одинаковое — Ту-160М), к последним и относится взлетевший вчера бомбардировщик. Судя по имени на борту, первый полет он совершил в 1989 году, затем служил на авиабазе в Прилуках, после развала Советского Союза остался на Украине, был выкуплен (то есть спасен от утилизации) в 1999-м. В 2012 году решением командования ВВС наречен «Игорем Сикорским» — по имени русского авиаконструктора, создателя первого в мире тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец», эмигранта, основателя всемирно известной корпорации Sikorsky Aircraft. Что ж, хорошая мысль первым трансформировать в новую «кузькину мать» самолет с именем американского бизнесмена-авиаконструктора, которого к тому же полагают своим на Украине (Игорь Иванович родился в Киеве в 1889 году)… По данным портала militaryrussia.ru, с 2014-го ракетоносец находился на хранении, сначала — в Энгельсе, затем — в Казани.

Предположительно, в рамках опытно-конструкторской работы за «Игорем Сикорским» до нового формата доведут еще два самолета, а далее начнется серийный процесс модернизации.

ЧТО НОВОГО?

Главное свершение на сегодня — замена всего бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО), в том числе отображения информации — вместо «будильников» появятся многофункциональные дисплеи. Все самое передовое, почти то же самое установят на перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), первый полет которого запланирован на 2025–2026 годы. То есть перед нами еще и испытательная платформа для совершенно нового дальнего ударного самолета.

«На Ту-160М установлено новое пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, система управления, радиолокационная станция, комплекс радиоэлектронного противодействия», — сообщает пресс-служба «Туполева». По данным источника «БИЗНЕС Online» в промышленности, программное ядро БРЭО — разработка КБ «Туполева», а аппаратная часть, оборудование системы управления и аппаратура комплекса радиоэлектронного подавления — предприятий концерна «Радиоэлектронные технологии» нашего земляка Николая Колесова.

В дальнейшем Ту-160М будут учить воевать. Главным оружием Ту-160М станут крылатые ракеты семейства Х-101 с обычной (фугасной, осколочно-фугасной, кассетной, объемно-детонирующей) и ядерной (Х-102) боевой частью. Первое боевое применение этого изделия было в Сирии, предположительно — со специально доработанного Ту-160. Самолет способен нести 12 таких ракет. В ближайшем будущем семейство продолжится ракетой Х-БД с дальностью полета 5 тыс. километров.

НОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ — НА ИСПЫТАНИЯХ

Волнующий момент — двигатели. На первом Ту-160М это штатные НК-32. Ранее руководство минобороны заявляло, что в 2019 году моторостроители самарского «Кузнецова» начнут поставлять новые движки — НК-32-02, но, видимо, дело оказалось сложнее, чем предполагалось изначально.

Отметим, что создание НК-32 было титаническим трудом. Научно-исследовательская работа стартовала в 1970 году, испытания — в 1977-м, серия — в 1986-м. Когда правительство России решило свернуть производство Ту-160, остановили и выпуск двигателей, так что сегодня приходится воссоздавать всю технологическую цепочку. Как подчеркивает наш близкий к минобороны источник, НК-32-02 — это улучшенная конструкция и современные технологии, а следовательно, и полный цикл испытаний, почти как для новой продукции. Также собеседник отметил, что двигателя, подобного по характеристикам исходному НК-32, не удалось создать даже американцам. По словам близкого к Объединенной двигателестроительной корпорации источника «БИЗНЕС Online», самолетокомплект новых двигателей находится на испытаниях и будет установлен на Ту-160М уже в ходе заводских проверок.

Наконец, вопрос, который может возникнуть у читателя при виде первого Ту-160М: а чего такой ободранный? «Видимо, не покрасили для удобства дальнейших работ по доводке в ходе начинающихся интенсивных испытаний, — говорит наш источник в авиапроме. — Это обычная практика для самолетов, ранее эксплуатировавшихся и проходящих глубокую модернизацию, в том числе с заменой элементов старой обшивки. Обычно самолет красят для очередных этапов заводских испытаний, официальной демонстрации ВКС или публичной церемонии выкатки — ничего этого пока не было. Скорее всего, покрасят, как появится окно в испытаниях, подобное занимает около недели».
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/456083




комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider



Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов
Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп
Мария Кокорева, Елена Сухорукова, Тимофей Дзядко
РБК
ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Сбыча мест

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Юду: http://courier.youdo.com/courier-services/services/mspb/, смотреть здесь.
Покраска авто на https://youdo.com/auto/kuzovnoy/painting/.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer