Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Трофейный Су-24


4 февраля 2020 года Арсений Гришин, Военно-промышленный курьер


General Dynamics F-111, двухместный тактический бомбардировщик дальнего радиуса действия, стал революционным для своего времени. Это первая серийная машина с крылом изменяемой стреловидности и РЛС, позволявшей летать в автоматическом режиме на малых высотах «по рельефу» даже ночью, что делало его очень сложной целью для ПВО.

Война во Вьетнаме (1965–1974) оказала на отечественную «оборонку» большое влияние. С одной стороны, там обкатывалось советское оружие, что позволило выявить недостатки и найти способы их устранения. С другой – появилась возможность заполучить образцы техники «потенциального противника». В числе прочего удалось доставить в СССР для исследований F-4 Fantom, F-5E Tiger II, легкий штурмовик А-37В Dragonfly, тактический бомбардировщик F-111. История с обретением последнего выглядит как детектив.

Основные «подарки» из ДРВ Советский Союз получил после масштабного наступления северовьетнамской армии на Сайгон, в ходе которого несколько типов самолетов были захвачены в работоспособном состоянии. Но случилось это в 1975 году, тогда как F-111 стал «нашим» еще в 1968-м.

“По наблюдениям в барах вычислили экипаж, наиболее охочий до денег, и подкупили его”

А на вооружение ВВС США он поступил всего лишь годом раньше и примерно в то же время публично демонстрировался на авиасалоне в Ле Бурже. Как писал в воспоминаниях Олег Самойлович, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого, на выставке он фотографировал американскую машину до мелочей и старался получить максимум информации о ней. А в следующем году у наших конструкторов и военных появилась возможность детально исследовать новейший самолет.

Есть две версии его «приобретения». Согласно первой при помощи специальной аппаратуры вначале заглушили всю электронику американского бомбардировщика, после чего МиГ-21 принудил его совершить посадку в окрестностях Ханоя. Скорее всего это легенда для наших специалистов, придуманная, чтобы не вдаваться в детали при ответе на вопрос: «Где взяли?». На самом деле главную роль в операции сыграло ГРУ, но об этом знал весьма ограниченный круг лиц.

Схема была точно такой же, как в случае с угоном нашего МиГ-25 в Японию: пилотов попросту купили. В Индокитай первая шестерка F-111 прибыла в середине марта 1968 года. Вьетнамская разведка выяснила, что базируются они на аэродроме в Тахли (Таиланд). «Сто одиннадцатые» сразу начали участвовать в бомбардировках. И тогда же в Таиланде активизировалась агентура ГРУ. Детали вербовки американцев неизвестны. Скорее всего, наблюдая в барах за экипажами, разведчики вычислили тот, что наиболее охоч до денег, и попросту подкупили его. Рассказывают, что курс из района выполнения задачи до аэродрома, где ждали перебежчиков, был отмечен, как вешками, рыбацкими лодками. Затем самолет морем переправили в Союз. Возможно, экипаж тоже оказался на нашей территории, но сведений о нем нет.

Зато известно, как резко активизировались работы по самолету проекта Т-6, которые велись в ОКБ Сухого. Собственно, за американские корни Су-24 говорит время создания нашего самолета. Согласно официальным данным решение о постройке Т-6-2, который после принятия на вооружение стал Су-24, было принято в 1968 году, а первый полет он совершил уже в январе 1970-го – даже для тех времен, когда новая техника создавалась в немыслимые для нынешних конструкторов сроки, это было фантастическим показателем. Олег Самойлович пишет: «Обводы носового конуса были нами скопированы с самолета F-111. В ходе летных испытаний обнаружилось, что излучение радиолокатора миллиметрового диапазона «Орион» проходит через сильно заостренный радиопрозрачный конус с большими потерями. Для переделки обводов головной части самолета времени не оставалось. Поэтому мы просто затупили конус. Получилось некрасиво, но выхода не было». Конечно, основные ноу-хау американского самолета таились в его эффективных двигателях и уникальной электронной начинке. Но что в Су-24 исконно наше, а что позаимствовано – снаружи не видно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer