← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Новый уровень безопасности полётов


11 марта 2020 года Юрий Авдеев, Красная звезда


Заместитель министра обороны генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров совершил рабочую поездку, в ходе которой проверил состояние лабораторно-экспериментальной базы Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Минобороны и ознакомился с ходом выполнения гособоронзаказа АО «РАА «Спецтехника».

В авиационной тематике Минобороны на первом месте традиционно стоят вопросы безопасности полётов. Ведущая роль здесь отводится Научно-исследовательскому центру (НИЦ) Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) ВВС Минобороны.

В настоящее время НИЦ (г. Люберцы, Московская обл.) – головная организация в проведении системных военно-научных исследований, связанных с эксплуатацией и ремонтом авиационной техники, прикладных исследований, испытаний и экспертных работ в области обеспечения безопасности полётов.

Сотрудники НИЦ участвуют в исследованиях, связанных с выявлением причин аварий, катастроф и опасных инцидентов с воздушными судами государственной авиации, в том числе и авиации Вооружённых Сил. Усилия специалистов сосредоточены на разработке рекомендаций для промышленности, органов военного управления, связанных с обеспечением безопасной эксплуатации и эффективным применением парка авиационной техники по предназначению. Итогом этой работы становятся нормативно-правовые документы с обоснованными эксплуатационно-техническими требованиями к авиационной технике и вооружению ВКС, морской авиации ВМФ.

Такой объём научно-прикладных работ невозможно выполнять без современных технических средств и комплексов. В городе Люберцы замглавы военного ведомства проверил состояние объектов строительства и лабораторно-экспериментальной базы вновь созданного на базе института управления безопасности полётов.

В ходе проверки замминистра обороны Юнус-Бек Евкуров заслушал доклады начальника ЦНИИ ВВС Минобороны полковника Александра Зацепилина и заместителя начальника института по научной работе полковника Дмитрия Дорохова о наработках института в части исследований проблем безопасности полётов.

Замминистра отметил широкий спектр, а также практическую направленность и актуальность вопросов, решаемых учёными в сфере безопасности полётов. Он напомнил сотрудникам и руководству института о требованиях министра обороны генерала армии Сергея Шойгу к современности и функциональности лабораторной экспериментальной базы.

По итогам инспекции заместитель главы военного ведомства вместе с руководством ЦНИИ обсудил проблемные вопросы развития научного подразделения, занимающегося исследованиями в сфере безопасности полётов, и определил пути их решения.

Вместе с тем решения актуальных задач, связанных с безопасностью полётов, реализуются и в рамках гособоронзаказа. Заместитель министра обороны генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров в АО «РАА «Спецтехника» ознакомился с производством по созданию технических средств обучения лётного состава, а также с научно-техническими наработками в сфере создания авиационных тренажёров и автоматизированных информационных систем.

Важное место в организации боевой подготовки, а также обеспечения безопасности полётов отводится средствам автоматизации процессов планирования подготовки и учёта её результатов, контроля уровня натренированности лётного состава.

В ходе посещения АО «РАА «Спецтехника» замминистру представили разработанные сотрудниками организации программно-аппаратные комплексы: интегральной системы планирования и учёта результатов боевой подготовки, контроля уровня подготовленности лётного состава; учёта и анализа информации об авиационных событиях и опасных факторах, а также оперативного информирования вышестоящих органов военного управления о них; информационно-справочной и информационно-поисковой систем, обеспечивающих оперативный доступ офицеров к служебным документам, касающимся повседневной деятельности и безопасности полётов государственной авиации соответственно.

В настоящее время программный комплекс интегральной системы контроля уровня подготовки лётного состава прошёл государственные испытания и находится на этапе оформления итоговой документации.

К новинке, разработанной в рамках опытно-конструкторской работы, имеется повышенный интерес со стороны руководящего состава как Минобороны в целом, так и ВВС. Программный комплекс, в частности, позволяет автоматизировать процессы планирования, учёта результатов и оценки достигнутого уровня подготовки лётного состава по всему комплексу задач курса боевой подготовки с целью анализа параметров, характеризующих состояние как минимум авиационного подразделения. Система должна качественно изменить ситуацию с оперативностью, полнотой и достоверностью информирования командиров всех уровней о реальном состоянии дел в авиационных формированиях на основе широкого внедрения информационных технологий.

Системный сбор сведений о состоянии боевой подготовки и повседневной деятельности с использованием данной системы позволяет перейти к решению важнейшей задачи – обеспечения безопасности полётов на основе применения как проактивных, так и прогностических методов, которые предполагают создание системы управления безопасности полётов государственной авиации.

Минобороны нацеливает производителей на работу над групповыми тренажёрами и тренажёрами для обучения специалистов беспилотных авиационных комплексов

В ходе рабочей встречи заместителю министра обороны продемонстрирован научно-технический задел, полученный при выполнении опытно-конструкторской работы по созданию «Единой информационно-аналитической системы безопасности полётов авиации ВС РФ».

Не меньший интерес замминистра проявил и к тренажёрной тематике фирмы. Не секрет, что выработку необходимых навыков и оттачивание лётного мастерства целесообразно начинать на земле с использованием авиационных тренажёров. Специалисты компании по этой теме имеют большой опыт. В 2003 году предприятие приступило к созданию своего первого тренажёра для самолёта Як-130. Затем в 2009 году по техническому заданию Минобороны разработали и ввели в эксплуатацию в строевых частях ВВС два первых серийных специализированных тренажёра боевого применения самолёта Су-27СМ. Всего же за время своего существования фирмой поставлено в ВВС и ВКС России, а также инозаказчикам 46 авиационных тренажёров для десяти типов воздушных судов.

В прошлом году в рамках выполнения гособоронзаказа по тематике технических средств обучения компания выполнила пять контрактов. В частности, 105-я гвардейская смешанная авиационная дивизия 6-й армии ВКС Западного военного округа получила комплексный тренажёр самолёта Су-30СМ, который позволяет лётчикам проходить обучение и отрабатывать навыки в технике пилотирования, навигации, боевого применения и действий в особых случаях полёта.

В тренажёре используется серийная заводская кабина самолёта Су-30СМ. Отображение окружающей обстановки обеспечивает система визуализации собственной разработки, представляя 3D изображение реальной местности с высокой детализацией. В программе предусмотрена имитация сложных метеоусловий днём и ночью, сценарии боёв и даже дозаправка в воздухе.

Лётный состав даёт положительные отзывы о тренажёре, отмечая возможность моделирования различных видов полётов, в том числе ведения групповых и манёвренных воздушных боев, отработки навыков атак наземных и морских целей.

Однако в Минобороны не планируют останавливаться на достигнутом. Замминистра отметил необходимость в современных тренажёрах, моделирующих работу авиационных комплексов различных производителей, в том числе «для повышения качества подготовки военных лётчиков и снижения количества несчастных случаев, связанных с ошибками или несвоевременными действиями авиаторов».

Предприятие предложило облик новых учебно-тренировочных комплексов, обеспечивающих совместную подготовку всех подразделений части, включая группу руководства полётами и офицеров боевого управления, контроль готовности к полётам, анализ материалов объективного контроля, учёт уровня подготовленности и качества выполнения планов боевой подготовки.

– Также необходимо работать над групповыми тренажёрами и тренажёрами для обучения специалистов беспилотных летательных аппаратов, – отметил заместитель министра обороны. По его мнению, очень важно при этом учитывать опыт применения беспилотных авиационных комплексов в современных локальных войнах и вооружённых конфликтах, в том числе и в боевых действиях в Сирийской Арабской Республике.

Как рассказал генеральный директор АО «РАА «Спецтехника» Леонид Лашков, в ходе визита замминистр обороны особое внимание уделил имеющимся проблемным вопросам и предложенным решениям.

По итогам визита генерал-лейтенант Юнус-Бек Евкуров дал поручения о дальнейшем развитии работ по представленным направлениям.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/3/11/31188/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.