Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В соответствии с "Буком" закона. В Нидерландах начался суд по делу о катастрофе MH17


10 марта 2020 года Алексей Наумов, Кирилл Кривошеев, КоммерсантЪ


В понедельник в судебном комплексе Схипхол под Амстердамом начался суд по делу о катастрофе самолета Boeing 777, следовавшего рейсом MH17 из Амстердама в Куала-Лумпур 17 июля 2014 года. Уголовный процесс должен дать ответ на вопрос: виновны ли бывший министр самопровозглашенной Донецкой народной республики Игорь Стрелков (Гиркин) и трое его подчиненных — двое россиян и один украинец — в уничтожении этого самолета. Начальный этап разбирательства посвящен «инвентаризации» всех имеющихся сведений, однако уже в первый день в деле всплыли доселе неизвестные подробности.

Стулья, люди, ЗРК

«Правда, только правда, и ничего кроме правды»,— табличка с этой надписью была воткнута в газон рядом с расставленными около российского посольства в Гааге почти тремястами белыми стульями. Их принесли активисты накануне начала судебного заседания — причем выставили в порядке, имитирующем рассадку на борту самолета. «Для меня это очень красивый символ всех 298 человек, которые были на борту и погибли. Их больше нет. Мой брат так и не вернулся,— прокомментировал акцию один из родственников жертвы авиакатастрофы.— Идея состоит в том, чтобы четко и ясно показать России: она должна взаимодействовать со следствием».

Свидетельства отсутствия такого взаимодействия были весьма очевидными — на процессе не было всех трех россиян, обвиняемых в соучастии в убийстве находившихся на борту пассажиров и уничтожении самолета в небе над Донбассом. Речь идет о бывшем министре обороны самопровозглашенной Донецкой народной республики Игоре Стрелкове (Гиркине), его подчиненных Олеге Пулатове и Сергее Дубинском. Отсутствовал, впрочем, и четвертый фигурант дела, еще один подчиненный господина Гиркина — украинец Леонид Харченко.

Единственный подсудимый, отправивший на суд своих представителей,— Олег Пулатов. Его интересы защищают два голландских адвоката, а также российский юрист Елена Кутьина, известная телезрителям по программе «Дела семейные», где она в роли судьи помогала героям решать проблемы с настырными тещами и нерадивыми сватьями.

Позицию обвиняемых сформулировал сам господин Стрелков еще в июне 2019 года, когда власти Нидерландов объявили о предъявлении ему обвинений. «Ополчение Boeing не сбивало, и больше не даю никаких комментариев»,— заявил господин Стрелков, не пояснив, означают ли его слова, что российские военные также не имеют отношения к уничтожению лайнера. Сергей Дубинский тоже отверг обвинения в свой адрес, остальные два обвиняемых комментариев не давали.

Дела уголовные

«Многие люди очень долго ждали начала этого процесса»,— начал заседание в особо охраняемом комплексе Схипхол председатель суда Хендрик Стинхейс. По его словам, суду предстоит изучить 36 тыс. страниц материалов по делу и «невероятный объем мультимедиафайлов». «Изучение свидетельств будет очень травматичным и эмоциональным. Жертв очень много, много и их наследников»,— пояснил господин Стинхейс.

Первые две недели процесса, однако, будут посвящены не рассмотрению дела по существу, а «инвентаризации» имеющихся сведений. Состоящий из пяти человек суд уже пояснил, что 49 человек изъявили желание выступить во время заседания, 82 захотели объясниться письменно, однако эти цифры не окончательные. 84 человека собираются требовать денежные компенсации. Ожидается, что весь процесс займет несколько месяцев и всех подозреваемых в рамках дела будут судить отдельно: то есть фабулу огласят в отношении всех, а доводы защиты будут слушаться для каждого из обвиняемых по отдельности.

В первый день в суде зачитали имена всех погибших, рассказали о технических особенностях процесса и подтвердили, что никто из обвиняемых в суде не присутствует. Прокуратура подчеркнула, что суд не будет рассматривать вопрос, должна ли была Украина закрыть воздушное пространство, так как это не освобождает виновных в уничтожении лайнера от ответственности. Кроме того, отдельно было упомянуто, что большую роль в расследовании сыграли гражданские активисты и журналисты, а следствие изучило и всю информацию, переданную российской стороной, и сделанные на пресс-конференциях заявления.

«Экипаж "Бука" нажал на кнопку пуска ракеты. Но именно Гиркин, Дубинский и Пулатов запрашивали переброску "Бука" для выполнения своих задач, они же инструктировали экипаж, они же с восторгом обсуждали уничтожение самолета, а затем они же приказали уничтожить улики»,— суммировали роль обвиняемых прокуроры.

Они подчеркнули, что обвиняемые вполне могли считать, что ведут огонь по украинскому военному самолету.

Во время обнародования позиции обвинения в деле был обозначен интересный факт — если раньше после расследования исследовательской группы Bellingcat считалось, что за переброской уничтожившего самолет "Бука" на Украину стоял офицер ГРУ Олег Иванников, то теперь позиция изменилась. С точки зрения прокуроров, ЗРК, транспортировкой которого занимался господин Иванников, не доехал до территории Украины, а Boeing был уничтожен другим «Буком». То есть с территории России были отправлены два комплекса, а не один.

Защита Олега Пулатова, взяв слово, заявила, что также шокирована трагедией, однако намерена «уважительно защищать его невиновность».

Отрицание, торг, иллинойский суд

Россия юрисдикцию голландского суда не признает. Как накануне напомнила представитель МИДа Мария Захарова, действия властей Нидерландов свидетельствуют о давлении на суд. По ее словам, следствие игнорирует переданную Россией информацию и пытается внушить публике мысль о безупречности проведенного расследования. «Все это запущено для того, чтобы компенсировать имеющиеся пробелы в доказательной базе и скрыть подтасовку фактов под заранее выбранную версию»,— пояснила госпожа Захарова.

Напомним, что один из подсудимых стартовавшего в понедельник суда, Игорь Стрелков, уже был признан виновным по тому же поводу — но не в Нидерландах, а в США. Это произошло после того, как семьи 25 погибших в катастрофе обратились в суд Северного округа штата Иллинойс. Согласно американским законам, суды имеют право рассматривать совершенные за границей военные преступления (а трагедию с рейсом MH17 относят именно к этой категории), даже если граждане США в них не пострадали.

Согласно приговору суда, Игорь Стрелков должен выплатить каждому из истцов порядка $20 млн, а в общей сложности — $400 млн. Однако и сами родственники погибших, и их адвокаты признали, что это скорее символическое достижение, потому что таких денег у господина Стрелкова нет. Впрочем, как тогда заявил “Ъ” сам экс-командующий силами ДНР, он «не признает ни это, ни какое-либо другое решение судов иностранных держав».



комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer