Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Последует череда банкротств": что ждет авиакомпании и туроператоров после прекращения полетов в Европу


12 марта 2020 года Елена Ганжур, Сергей Титов, Александр Левинский, Владимир Моторин, Forbes


Всемирная организация здравоохранения признала очевидное: вспышка коронавируса стала пандемией. Так в ВОЗ называют случаи мирового распространения нового заболевания. Сразу после этого Россия ограничила перелеты в Италию, Францию, Германию и Испанию несколькими рейсами. Решение грозит многомиллионными потерями игрокам туррынка. «Это просто ужас», — признается в беседе с Forbes один из авиаперевозчиков. А туроператоры ждут череду банкротств.

«Мы пришли к выводу, что ситуацию с COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию», — заявил в среду вечером на на пресс-конференции в Женеве гендиректор ВОЗ Тедрос Адхан Гебрейесус. По его словам, в организациии «крайне обеспокоены как пугающими темпами распространения вируса, так и пугающим бездействием». ВОЗ ожидает, что число погибших и пострадавших стран продолжит расти. «Все страны должны найти правильный баланс между защитой здоровья людей и минимизацией проблем в экономике и социальной сфере, не забывая о соблюдении прав человека», — заявил Гебрейесус.

Закрытая Европа

Буквально через несколько минут оперативный штаб по предупреждению распространения коронавируса, возглавляемый вице-премьером Татьяной Голиковой, объявил, что Россия с 13 января запрещает практически все прямые рейсы в Италию, Испанию, Германию и Францию. Исключения сделаны только для регулярных рейсов из Москвы в Берлин, Рим, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Барселону, Мадрид и Париж. Все они совершаются из терминала F аэропорта «Шереметьево». Кроме «Аэрофлота» из «Шереметьево» прямые рейсы в эти города совершают Air France и Alitalia, однако они летают не из терминала F, а из терминала E. В справочной аэропорта в среду вечером не смогли дать однозначный ответ, продолжат ли Air France и Alitalia летать после 13 марта, посоветовав обратиться в сами авиакомпании. Телефоны авиакомпаний уже не отвечали. В Росавиации не смогли оперативно предоставить ответ на запрос Forbes, руководитель агентства Александр Нерадько отказался отвечать на вопросы по телефону.

Смогут летать в Италию, Испанию, Германию и Францию чартерные рейсы, но только для вывоза иностранцев из России и возвращать россиян на родину.

На момент публикации текста об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию сообщила S7 Airines. Авиакомпания уточнила, что для возврата путешественников будут организованы чартеры. Купить билеты на рейсы из России в Италию, Испанию, Германию и Францию смогут только иностранные граждане, на обратные рейсы — только граждане России. Пассажирам отмененных рейсов компания предложила оформить возврат полной стоимости билетов и без штрафов обменять авиабилеты по другим маршрутам.

«Это просто ужас», — не скрывает эмоций гендиректор одного из авиаперевозчиков. Закрытие популярных направлений совпало с падением курса рубля, что оказывает дополнительное давление на авиаперевозчиков. Проблема может стать еще серьезнее, если из-за вируса закроются и другие популярные туристические направления, например Турция, беспокоится собеседник Forbes. По его словам, для авиаотрасли это станет «тяжелейшим ударом». Снизить потери могли бы компенсации за авиакеросин, временное обнуление НДС на авиаперевозки и открытие Египта, рассуждает собеседник Forbes.

Борис Рыбак из Infomost говорит, что пострадают S7, «Уральские авиалинии» и Utair. Однако пока потери оценить невозможно, уточняет эксперт.

Впрочем, в самой UTair не считают временный отказ от полетов в четыре европейские страны сильным ударом по бизнесу. Еще до запрета компания полностью отказалась от полетов в Италию, рассказал гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Из остальных маршрутов авиакомпания летает только рейсом Москва-Берлин. И перевозки по этому направлению и так сокращаются, отмечает Мартиросов: желающих все меньше.

Но отмена полетов — большая проблема для рынка в целом, признает Мартиросов. У авиакомпаний высвобождаются гигантские провозные мощности, они будут перераспределяться внутри страны. Это увеличит конкуренцию и снизит рентабельность перевозок, прогнозирует гендиректор UTair: «Это серьезный вызов для рынка и регулятора».

В ожидании банкротств

Еще одна жертва коронавируса — турбизнес. Ростуризм уже рекомендовал ограничить посещение туристами Китая, Италии, Южной Кореи и Ирана. А в понедельник, 9 марта, Израиль ввел обязательный 14-дневный домашний карантин для всех прибывающих в страну. На сайтах «TUI Россия», «Anex Tour Россия» и «Библио-Глобус» уже исчезли предложения по Италии и Израилю.

Насколько это ощутимый удар по российскому турбизнесу? До прихода коронавируса Италия входила в десятку самых популярных у россиян стран. По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2019 году в страну было совершено 1,4 млн поездок из России. И это на 16,7% больше, чем годом ранее. По приросту турпотока с Италией могла соперничать только Турция (+18,5% год к году). Израиль входит во вторую десятку самых популярных стран у россиян — 392 600 поездок в 2019 году.

«Лидерами по количеству туров из России в Италию являются два оператора — PAC Group и TUI, их доли рынка составляют 40% и 25% соответственно в высокий сезон», — говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). В 2019 году «TUI Россия» отправил 36 000 туристов в Италию и 9000 туристов в Израиль (на оба направления приходилось 3% от общего турпотока оператора) и рассчитывал на удвоение объемов в 2020 году.

За две недели число бронирований по всем направлениям TUI Россия сократилось в 2,5-3 раза от запланированного объема, говорит гендиректор туроператора Тарас Демура. Подсчитать убытки в денежном выражении пока сложно, говорит он, но у компании «есть финансовая подушка безопасности».

Уже сейчас компания вынуждена рассматривать варианты корректировки полетной программы на весну и начало летнего сезона. Только по Италии это около 40 рейсов. До конца мая 2020 года туроператор планировал отправлять в страну по три самолета с туристами в неделю (Верона и Римини). С конца мая по сентябрь — восемь самолетов в неделю: три в Римини, четыре в Калабрию и один рейс в Апулию.

«Сейчас весь туррынок стоит, продаж нет. Если так продлится еще хотя бы месяц, последует череда банкротств операторов и турагентств», — считает гендиректор «TUI Россия».

Еще одним ударом по отрасли стала непоследовательность властей. Парадокс заключается в том, что Ростуризм ограничил продажу путевок в Италию на неопределенный срок в то время, как от Росавиации никаких предписаний до среды не было. В итоге авиакомпании и отели продолжали работать в привычном режиме и отказывались возвращать деньги за выкупленные туроператорами места в самолетах и гостиницах, и туроператорам приходилось возмещать отказавшимся от альтернативных туров из собственного кармана, говорит Демура.

В «Anex Tour Россия» подтвердил корреспонденту Forbes, что компания закрыла продажу туров в Италию. Но потери оператора несущественные: на сегодняшний день у оператора в Италии находится четыре туриста, двое из которых возвращаются в Россию 11 марта. В турпакетах в другие страны с вылетом с 10 по 31 марта медицинская страховка будет заменена на полис без франшизы, сообщили в компании: «Мы также рекомендуем туристам и турагентам добавлять страхование от невыезда».

В «Библио-Глобусе» также называют несущественными потери из-за ограничений полетов в Италию (один самолет в неделю до конца мая и два самолета в неделю в летний сезон). Однако из-за коронавируса снижается спрос и на поездки в другие европейские страны. «Цены на путевки в те страны, которые пока не попали в число нерекомендованных, уже снизились на 20-30%», — жалуется представитель туроператора.

Россияне меняют направления

Россияне отказываются и от самостоятельного посещения европейских стран. По данным сервиса Aviasales, спрос на авиабилеты в Италию на прошлой неделе сократился в 2,5 раза. На четверть упал спрос на перелеты в Грецию, на 20% — в Германию и Швейцарию, на 17,5% — в Испанию, на 15% — в Чехию, на 14% — во Францию и Черногорию и на 11% — в Португалию. С момента появления информации в СМИ о карантине в Израиле, стоимость авиабилетов уменьшилась почти на четверть — до 12 285 рублей, сообщили Forbes в Aviasales.

Однако полностью отказываться от отдыха за рубежом российские туристы не спешат. Аналитики Aviasales зафиксировали на прошлой неделе увеличение числа бронирований перелетов в Индию (+24%) и Турцию (+14%).

Туризм по России — еще одно направление, на котором хотят сделать акцент туроператоры. В частности, на это рассчитывает «Библио-Глобус». Глава «TUI Россия» Тарас Демура также ожидает рост интереса к внутреннему туризму, который уже превышает прошлый год.



комментарии (0):













Материалы рубрики


БФМ
Опытный образец самолета «Байкал» с отечественным двигателем ВК-800 совершил первый полет
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях



Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer