Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Последует череда банкротств": что ждет авиакомпании и туроператоров после прекращения полетов в Европу


12 марта 2020 года Елена Ганжур, Сергей Титов, Александр Левинский, Владимир Моторин, Forbes


Всемирная организация здравоохранения признала очевидное: вспышка коронавируса стала пандемией. Так в ВОЗ называют случаи мирового распространения нового заболевания. Сразу после этого Россия ограничила перелеты в Италию, Францию, Германию и Испанию несколькими рейсами. Решение грозит многомиллионными потерями игрокам туррынка. «Это просто ужас», — признается в беседе с Forbes один из авиаперевозчиков. А туроператоры ждут череду банкротств.

«Мы пришли к выводу, что ситуацию с COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию», — заявил в среду вечером на на пресс-конференции в Женеве гендиректор ВОЗ Тедрос Адхан Гебрейесус. По его словам, в организациии «крайне обеспокоены как пугающими темпами распространения вируса, так и пугающим бездействием». ВОЗ ожидает, что число погибших и пострадавших стран продолжит расти. «Все страны должны найти правильный баланс между защитой здоровья людей и минимизацией проблем в экономике и социальной сфере, не забывая о соблюдении прав человека», — заявил Гебрейесус.

Закрытая Европа

Буквально через несколько минут оперативный штаб по предупреждению распространения коронавируса, возглавляемый вице-премьером Татьяной Голиковой, объявил, что Россия с 13 января запрещает практически все прямые рейсы в Италию, Испанию, Германию и Францию. Исключения сделаны только для регулярных рейсов из Москвы в Берлин, Рим, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Барселону, Мадрид и Париж. Все они совершаются из терминала F аэропорта «Шереметьево». Кроме «Аэрофлота» из «Шереметьево» прямые рейсы в эти города совершают Air France и Alitalia, однако они летают не из терминала F, а из терминала E. В справочной аэропорта в среду вечером не смогли дать однозначный ответ, продолжат ли Air France и Alitalia летать после 13 марта, посоветовав обратиться в сами авиакомпании. Телефоны авиакомпаний уже не отвечали. В Росавиации не смогли оперативно предоставить ответ на запрос Forbes, руководитель агентства Александр Нерадько отказался отвечать на вопросы по телефону.

Смогут летать в Италию, Испанию, Германию и Францию чартерные рейсы, но только для вывоза иностранцев из России и возвращать россиян на родину.

На момент публикации текста об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию сообщила S7 Airines. Авиакомпания уточнила, что для возврата путешественников будут организованы чартеры. Купить билеты на рейсы из России в Италию, Испанию, Германию и Францию смогут только иностранные граждане, на обратные рейсы — только граждане России. Пассажирам отмененных рейсов компания предложила оформить возврат полной стоимости билетов и без штрафов обменять авиабилеты по другим маршрутам.

«Это просто ужас», — не скрывает эмоций гендиректор одного из авиаперевозчиков. Закрытие популярных направлений совпало с падением курса рубля, что оказывает дополнительное давление на авиаперевозчиков. Проблема может стать еще серьезнее, если из-за вируса закроются и другие популярные туристические направления, например Турция, беспокоится собеседник Forbes. По его словам, для авиаотрасли это станет «тяжелейшим ударом». Снизить потери могли бы компенсации за авиакеросин, временное обнуление НДС на авиаперевозки и открытие Египта, рассуждает собеседник Forbes.

Борис Рыбак из Infomost говорит, что пострадают S7, «Уральские авиалинии» и Utair. Однако пока потери оценить невозможно, уточняет эксперт.

Впрочем, в самой UTair не считают временный отказ от полетов в четыре европейские страны сильным ударом по бизнесу. Еще до запрета компания полностью отказалась от полетов в Италию, рассказал гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Из остальных маршрутов авиакомпания летает только рейсом Москва-Берлин. И перевозки по этому направлению и так сокращаются, отмечает Мартиросов: желающих все меньше.

Но отмена полетов — большая проблема для рынка в целом, признает Мартиросов. У авиакомпаний высвобождаются гигантские провозные мощности, они будут перераспределяться внутри страны. Это увеличит конкуренцию и снизит рентабельность перевозок, прогнозирует гендиректор UTair: «Это серьезный вызов для рынка и регулятора».

В ожидании банкротств

Еще одна жертва коронавируса — турбизнес. Ростуризм уже рекомендовал ограничить посещение туристами Китая, Италии, Южной Кореи и Ирана. А в понедельник, 9 марта, Израиль ввел обязательный 14-дневный домашний карантин для всех прибывающих в страну. На сайтах «TUI Россия», «Anex Tour Россия» и «Библио-Глобус» уже исчезли предложения по Италии и Израилю.

Насколько это ощутимый удар по российскому турбизнесу? До прихода коронавируса Италия входила в десятку самых популярных у россиян стран. По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2019 году в страну было совершено 1,4 млн поездок из России. И это на 16,7% больше, чем годом ранее. По приросту турпотока с Италией могла соперничать только Турция (+18,5% год к году). Израиль входит во вторую десятку самых популярных стран у россиян — 392 600 поездок в 2019 году.

«Лидерами по количеству туров из России в Италию являются два оператора — PAC Group и TUI, их доли рынка составляют 40% и 25% соответственно в высокий сезон», — говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). В 2019 году «TUI Россия» отправил 36 000 туристов в Италию и 9000 туристов в Израиль (на оба направления приходилось 3% от общего турпотока оператора) и рассчитывал на удвоение объемов в 2020 году.

За две недели число бронирований по всем направлениям TUI Россия сократилось в 2,5-3 раза от запланированного объема, говорит гендиректор туроператора Тарас Демура. Подсчитать убытки в денежном выражении пока сложно, говорит он, но у компании «есть финансовая подушка безопасности».

Уже сейчас компания вынуждена рассматривать варианты корректировки полетной программы на весну и начало летнего сезона. Только по Италии это около 40 рейсов. До конца мая 2020 года туроператор планировал отправлять в страну по три самолета с туристами в неделю (Верона и Римини). С конца мая по сентябрь — восемь самолетов в неделю: три в Римини, четыре в Калабрию и один рейс в Апулию.

«Сейчас весь туррынок стоит, продаж нет. Если так продлится еще хотя бы месяц, последует череда банкротств операторов и турагентств», — считает гендиректор «TUI Россия».

Еще одним ударом по отрасли стала непоследовательность властей. Парадокс заключается в том, что Ростуризм ограничил продажу путевок в Италию на неопределенный срок в то время, как от Росавиации никаких предписаний до среды не было. В итоге авиакомпании и отели продолжали работать в привычном режиме и отказывались возвращать деньги за выкупленные туроператорами места в самолетах и гостиницах, и туроператорам приходилось возмещать отказавшимся от альтернативных туров из собственного кармана, говорит Демура.

В «Anex Tour Россия» подтвердил корреспонденту Forbes, что компания закрыла продажу туров в Италию. Но потери оператора несущественные: на сегодняшний день у оператора в Италии находится четыре туриста, двое из которых возвращаются в Россию 11 марта. В турпакетах в другие страны с вылетом с 10 по 31 марта медицинская страховка будет заменена на полис без франшизы, сообщили в компании: «Мы также рекомендуем туристам и турагентам добавлять страхование от невыезда».

В «Библио-Глобусе» также называют несущественными потери из-за ограничений полетов в Италию (один самолет в неделю до конца мая и два самолета в неделю в летний сезон). Однако из-за коронавируса снижается спрос и на поездки в другие европейские страны. «Цены на путевки в те страны, которые пока не попали в число нерекомендованных, уже снизились на 20-30%», — жалуется представитель туроператора.

Россияне меняют направления

Россияне отказываются и от самостоятельного посещения европейских стран. По данным сервиса Aviasales, спрос на авиабилеты в Италию на прошлой неделе сократился в 2,5 раза. На четверть упал спрос на перелеты в Грецию, на 20% — в Германию и Швейцарию, на 17,5% — в Испанию, на 15% — в Чехию, на 14% — во Францию и Черногорию и на 11% — в Португалию. С момента появления информации в СМИ о карантине в Израиле, стоимость авиабилетов уменьшилась почти на четверть — до 12 285 рублей, сообщили Forbes в Aviasales.

Однако полностью отказываться от отдыха за рубежом российские туристы не спешат. Аналитики Aviasales зафиксировали на прошлой неделе увеличение числа бронирований перелетов в Индию (+24%) и Турцию (+14%).

Туризм по России — еще одно направление, на котором хотят сделать акцент туроператоры. В частности, на это рассчитывает «Библио-Глобус». Глава «TUI Россия» Тарас Демура также ожидает рост интереса к внутреннему туризму, который уже превышает прошлый год.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider



Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

Вести.ru
В туалет только с бортпроводником: эксперт рассказал о новых правилах полетов
Арсений Замостьянов
Известия
Стартовые условия: легенды и правда о Байконуре
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" ушел в коронаминус
Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Отлетная статистика
Роман Азанов
ТАСС
Байконур: история первого космодрома планеты
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Захват дрона: военных летчиков обучат уничтожать беспилотники
Михаил Котов
Известия
Драконовы законы: как изменится космонавтика после запуска Crew Dragon
Владимир Карнозов
ТРК "Звезда"
"Закрытое небо" - самолёты, которых боится Трамп
Мария Кокорева, Елена Сухорукова, Тимофей Дзядко
РБК
ФАС предложила разрешить властям выкупать ваучеры у авиапассажиров
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Сбыча мест

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer