Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Последует череда банкротств": что ждет авиакомпании и туроператоров после прекращения полетов в Европу


12 марта 2020 года Елена Ганжур, Сергей Титов, Александр Левинский, Владимир Моторин, Forbes


Всемирная организация здравоохранения признала очевидное: вспышка коронавируса стала пандемией. Так в ВОЗ называют случаи мирового распространения нового заболевания. Сразу после этого Россия ограничила перелеты в Италию, Францию, Германию и Испанию несколькими рейсами. Решение грозит многомиллионными потерями игрокам туррынка. «Это просто ужас», — признается в беседе с Forbes один из авиаперевозчиков. А туроператоры ждут череду банкротств.

«Мы пришли к выводу, что ситуацию с COVID-19 можно охарактеризовать как пандемию», — заявил в среду вечером на на пресс-конференции в Женеве гендиректор ВОЗ Тедрос Адхан Гебрейесус. По его словам, в организациии «крайне обеспокоены как пугающими темпами распространения вируса, так и пугающим бездействием». ВОЗ ожидает, что число погибших и пострадавших стран продолжит расти. «Все страны должны найти правильный баланс между защитой здоровья людей и минимизацией проблем в экономике и социальной сфере, не забывая о соблюдении прав человека», — заявил Гебрейесус.

Закрытая Европа

Буквально через несколько минут оперативный штаб по предупреждению распространения коронавируса, возглавляемый вице-премьером Татьяной Голиковой, объявил, что Россия с 13 января запрещает практически все прямые рейсы в Италию, Испанию, Германию и Францию. Исключения сделаны только для регулярных рейсов из Москвы в Берлин, Рим, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне, Барселону, Мадрид и Париж. Все они совершаются из терминала F аэропорта «Шереметьево». Кроме «Аэрофлота» из «Шереметьево» прямые рейсы в эти города совершают Air France и Alitalia, однако они летают не из терминала F, а из терминала E. В справочной аэропорта в среду вечером не смогли дать однозначный ответ, продолжат ли Air France и Alitalia летать после 13 марта, посоветовав обратиться в сами авиакомпании. Телефоны авиакомпаний уже не отвечали. В Росавиации не смогли оперативно предоставить ответ на запрос Forbes, руководитель агентства Александр Нерадько отказался отвечать на вопросы по телефону.

Смогут летать в Италию, Испанию, Германию и Францию чартерные рейсы, но только для вывоза иностранцев из России и возвращать россиян на родину.

На момент публикации текста об отмене рейсов в Италию, Испанию, Францию и Германию сообщила S7 Airines. Авиакомпания уточнила, что для возврата путешественников будут организованы чартеры. Купить билеты на рейсы из России в Италию, Испанию, Германию и Францию смогут только иностранные граждане, на обратные рейсы — только граждане России. Пассажирам отмененных рейсов компания предложила оформить возврат полной стоимости билетов и без штрафов обменять авиабилеты по другим маршрутам.

«Это просто ужас», — не скрывает эмоций гендиректор одного из авиаперевозчиков. Закрытие популярных направлений совпало с падением курса рубля, что оказывает дополнительное давление на авиаперевозчиков. Проблема может стать еще серьезнее, если из-за вируса закроются и другие популярные туристические направления, например Турция, беспокоится собеседник Forbes. По его словам, для авиаотрасли это станет «тяжелейшим ударом». Снизить потери могли бы компенсации за авиакеросин, временное обнуление НДС на авиаперевозки и открытие Египта, рассуждает собеседник Forbes.

Борис Рыбак из Infomost говорит, что пострадают S7, «Уральские авиалинии» и Utair. Однако пока потери оценить невозможно, уточняет эксперт.

Впрочем, в самой UTair не считают временный отказ от полетов в четыре европейские страны сильным ударом по бизнесу. Еще до запрета компания полностью отказалась от полетов в Италию, рассказал гендиректор UTair Андрей Мартиросов. Из остальных маршрутов авиакомпания летает только рейсом Москва-Берлин. И перевозки по этому направлению и так сокращаются, отмечает Мартиросов: желающих все меньше.

Но отмена полетов — большая проблема для рынка в целом, признает Мартиросов. У авиакомпаний высвобождаются гигантские провозные мощности, они будут перераспределяться внутри страны. Это увеличит конкуренцию и снизит рентабельность перевозок, прогнозирует гендиректор UTair: «Это серьезный вызов для рынка и регулятора».

В ожидании банкротств

Еще одна жертва коронавируса — турбизнес. Ростуризм уже рекомендовал ограничить посещение туристами Китая, Италии, Южной Кореи и Ирана. А в понедельник, 9 марта, Израиль ввел обязательный 14-дневный домашний карантин для всех прибывающих в страну. На сайтах «TUI Россия», «Anex Tour Россия» и «Библио-Глобус» уже исчезли предложения по Италии и Израилю.

Насколько это ощутимый удар по российскому турбизнесу? До прихода коронавируса Италия входила в десятку самых популярных у россиян стран. По данным Пограничной службы ФСБ России, в 2019 году в страну было совершено 1,4 млн поездок из России. И это на 16,7% больше, чем годом ранее. По приросту турпотока с Италией могла соперничать только Турция (+18,5% год к году). Израиль входит во вторую десятку самых популярных стран у россиян — 392 600 поездок в 2019 году.

«Лидерами по количеству туров из России в Италию являются два оператора — PAC Group и TUI, их доли рынка составляют 40% и 25% соответственно в высокий сезон», — говорит Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). В 2019 году «TUI Россия» отправил 36 000 туристов в Италию и 9000 туристов в Израиль (на оба направления приходилось 3% от общего турпотока оператора) и рассчитывал на удвоение объемов в 2020 году.

За две недели число бронирований по всем направлениям TUI Россия сократилось в 2,5-3 раза от запланированного объема, говорит гендиректор туроператора Тарас Демура. Подсчитать убытки в денежном выражении пока сложно, говорит он, но у компании «есть финансовая подушка безопасности».

Уже сейчас компания вынуждена рассматривать варианты корректировки полетной программы на весну и начало летнего сезона. Только по Италии это около 40 рейсов. До конца мая 2020 года туроператор планировал отправлять в страну по три самолета с туристами в неделю (Верона и Римини). С конца мая по сентябрь — восемь самолетов в неделю: три в Римини, четыре в Калабрию и один рейс в Апулию.

«Сейчас весь туррынок стоит, продаж нет. Если так продлится еще хотя бы месяц, последует череда банкротств операторов и турагентств», — считает гендиректор «TUI Россия».

Еще одним ударом по отрасли стала непоследовательность властей. Парадокс заключается в том, что Ростуризм ограничил продажу путевок в Италию на неопределенный срок в то время, как от Росавиации никаких предписаний до среды не было. В итоге авиакомпании и отели продолжали работать в привычном режиме и отказывались возвращать деньги за выкупленные туроператорами места в самолетах и гостиницах, и туроператорам приходилось возмещать отказавшимся от альтернативных туров из собственного кармана, говорит Демура.

В «Anex Tour Россия» подтвердил корреспонденту Forbes, что компания закрыла продажу туров в Италию. Но потери оператора несущественные: на сегодняшний день у оператора в Италии находится четыре туриста, двое из которых возвращаются в Россию 11 марта. В турпакетах в другие страны с вылетом с 10 по 31 марта медицинская страховка будет заменена на полис без франшизы, сообщили в компании: «Мы также рекомендуем туристам и турагентам добавлять страхование от невыезда».

В «Библио-Глобусе» также называют несущественными потери из-за ограничений полетов в Италию (один самолет в неделю до конца мая и два самолета в неделю в летний сезон). Однако из-за коронавируса снижается спрос и на поездки в другие европейские страны. «Цены на путевки в те страны, которые пока не попали в число нерекомендованных, уже снизились на 20-30%», — жалуется представитель туроператора.

Россияне меняют направления

Россияне отказываются и от самостоятельного посещения европейских стран. По данным сервиса Aviasales, спрос на авиабилеты в Италию на прошлой неделе сократился в 2,5 раза. На четверть упал спрос на перелеты в Грецию, на 20% — в Германию и Швейцарию, на 17,5% — в Испанию, на 15% — в Чехию, на 14% — во Францию и Черногорию и на 11% — в Португалию. С момента появления информации в СМИ о карантине в Израиле, стоимость авиабилетов уменьшилась почти на четверть — до 12 285 рублей, сообщили Forbes в Aviasales.

Однако полностью отказываться от отдыха за рубежом российские туристы не спешат. Аналитики Aviasales зафиксировали на прошлой неделе увеличение числа бронирований перелетов в Индию (+24%) и Турцию (+14%).

Туризм по России — еще одно направление, на котором хотят сделать акцент туроператоры. В частности, на это рассчитывает «Библио-Глобус». Глава «TUI Россия» Тарас Демура также ожидает рост интереса к внутреннему туризму, который уже превышает прошлый год.



комментарии (0):









Материалы рубрики

В.Соловьев, Г. Костринский, Е. Черненко, Г. Дудина
КоммерсантЪ
Россия больше не принимает
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Четыре с плюсом: Су-35 вооружили гиперзвуковой ракетой
Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиабилеты на будущее
Михаил Кувырко
Взгляд
Коронавирус дает неожиданную надежду российскому авиапрому
Нина Рузанова
Российская газета
Узники терминала
Герман Костринский, Марианна Беленькая, Владимир Соловьев
КоммерсантЪ
Где наша не вылетала
Наталья Ильина
Известия
Деньги на вылет: появилась новая схема обмана с возвратом авиабилетов
Александр Волобуев
Известия
В списках обозначились: крупные аэропорты признали системообразующими



Евлалия Самедова
Deutsche Welle
Бизнес на карантине: какие отрасли в России могут не пережить коронавирус
Иван Драгомиров
Военно-промышленный курьер
Ту-95, сбитый шестерней редуктора
Евгения Приемская
Известия
Игра на вылет: что происходит с иностранцами, оставшимися в российских аэропортах
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Региональная авиация штурмует правительство
Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
Взлет пошел на снижение
Евгений Гайва
Российская газета
Зашли на просадку
Алексей Иванов
Российская газета
Разрушители легенд: как сербам удалось сбить самолет-"невидимку" F-117
Глеб Каланов
РБК
Лоукостер «Аэрофлота» приостановил все полеты. Акции компании упали на 6%
Андрей Фишер, Анна Старицкая, Денис Малышев
360TV
Boeing хочет возобновить производство 737 MAX к маю. Но путь к небу будет долгим и сложным
Надежда Афанасьева
Прайм
"Закрытое небо" может нанести удар по всей российской экономике
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударный беспризорник: российский дрон научат воевать самостоятельно
Игорь Сергеев
URA.ru
Что коронавирус сделал с «Уральскими авиалиниями». Хуже не бывает
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Управделами президента не хватило залов в Шереметьево
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
Лучший носитель "Цирконов" – самолет
Александра Полянская
Известия
Сиди дома, не гуляй: как турбизнес переносит COVID-19
Мария Васильева
Известия
Челночный побег: возвращение россиян из Латинской Америки взяли под контроль
Герман Костринский
КоммерсантЪ
У аэропортов настала черная полоса
Наталья Карнова
Прайм
Хуже теракта и извержения. Коронавирус вверг авиакомпании в кризис
Евгений Гайва
Российская газета
Отдых строгого режима
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Cargo Logic Air складывает крылья
Анастасия Чеповская
Известия
Заканчивается посадка: тысячи россиян оказались заблокированы за рубежом
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300
Дмитрий Гринкевич, Татьяна Бочкарёва
Известия
Поддержка рейса: во сколько обойдется бюджету помощь авиации и туризму
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Военно-бюджетная авиация. Аэропорт Махачкалы предлагают обновить за счет Минобороны
Мария Кокорева
РБК
Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за вируса
Тимур Алимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в число лучших истребителей поколения 4+
Антон Лавров Богдан Степовой
Известия
Штабный вариант: на базе Ми-38 создадут воздушный командный пункт
Александр Буланов
Известия
Свободный подлет: мегаполисы страны свяжет беспилотное аэротакси
Кирилл Сенин, Александр Волобуев
Известия
На одном крыле: коронавирус добрался до частной авиации

ТАСС
Эксперты: массовая отмена международных рейсов может привести к банкротству авиакомпаний
Ярослава Костенко, Елена Сидоренко
Известия
Летательный исход: COVID-19 может не пережить каждая пятая туркомпания
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании напомнили Мишустину о компенсации расходов на топливо

Известия
Кошки Шрёдингера: Шереметьево опровергло гибель животных в багаже
Елена Ганжур, Сергей Титов, Александр Левинский, Владимир Моторин
Forbes
"Последует череда банкротств": что ждет авиакомпании и туроператоров после прекращения полетов в Европу
Алексей Наумов, Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
В соответствии с "Буком" закона. В Нидерландах начался суд по делу о катастрофе MH17
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый уровень безопасности полётов
Николай Якубович
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и «Сейбр» совсем не родственники
Кирилл Антонов
КоммерсантЪ - Казань
Татарстан хочет продолжить полет
Михаил Сафонов
BFM
Коронавирус приближает мировую авиаиндустрию к кризису
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Стратегические взятконосцы. Пилоты дальней авиации сдавали зачеты по тактике за деньги
Александр Волобуев
Известия
Возвращать — неплохая примета: от авиакомпаний требуют 1,4 млрд за отмененные туры
Евгений Крутиков
Взгляд
Турецким беспилотникам приписали фантастические успехи в Сирии

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer