Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эксперты: массовая отмена международных рейсов может привести к банкротству авиакомпаний


16 марта 2020 года ТАСС


Глобальный авиационный рынок столкнулся с наиболее массовой приостановкой полетов на фоне распространения коронавируса за всю новейшую историю. Крупнейшая немецкая авиакомпания Lufthansa, например, планирует запросить помощь государства и среди прочих вариантов рассматривает временную приостановку всех полетов. Третий крупнейший европейский лоукостер Norwegian уже заявил, что компания на грани приостановки деятельности. Норвежское правительство отменило сбор налогов с компании, но перевозчик заявил о недостаточности этих мер и ожидает дальнейшей поддержки.

Скандинавская SAS решила отправить в неоплачиваемый отпуск 90% персонала, Norwegian - 50%. Несколько стран полностью приостанавливают международное авиасообщение, и крупнейшие национальные перевозчики отменяют зарубежные рейсы: Qatar Airways, Air Baltic, "Международные авиалинии Украины" и другие.

Российские авиакомпании с сегодняшнего дня почти полностью приостановили полеты в Европу. Теперь летать во все европейские столицы (за исключением Великобритании - туда полеты пока сохраняются в полном объеме), можно будет только из терминала F Шереметьево. В течение последних полутора месяцев полеты также были ограничены в Китай, Южную Корею, Иран. Эксперты, опрошенные ТАСС, считают, что приостановка полетов может повлечь за собой серьезные финансовые потери для отрасли, вплоть до банкротства нескольких игроков на рынке авиаперевозок.

И без того убытки

"Даже в нормальном состоянии, при среднем в 10% росте пассажиропотока отрасль гражданской авиации РФ все же получала в совокупности убыток", - напоминает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. И действительно, последние несколько лет авиакомпании ставили рекорды по пассажиропотоку за всю историю отечественной гражданской авиации. По итогам 2019 года авиакомпании РФ перевезли 128 млн пассажиров (рост на 10% по сравнению с 2018 годом). При этом в 2018 году, по данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, отрасль получила убыток около 70 млрд рублей, по прогнозу (точных данных еще нет), в 2019 году операционный убыток компаний снизился на 20% до 40 млрд рублей. Министр транспорта РФ Евгений Дитрих сообщал, что по итогам 2019 года отрасль вышла в "небольшой плюс", но точных цифр не назвал.

"Сейчас закрываются международные рейсы, то есть те, где авиакомпании классически получали основной доход. Международные рейсы традиционно малорентабельны, но прибыльны, внутренние - считается, что классически они убыточны. То есть, теперь доходных направлений фактически не осталось. Перестанут летать и люди внутри России: зачастую внутрироссийские рейсы нужны были людям для пересадки в Москве и продолжения полета за границу", - говорит Гусаров.

Ситуация обостряется тем, что авиакомпании традиционно в первом квартале несут убытки из-за низкого сезона.

"Нынешняя ситуация без преувеличения драматична. Проблемы с коронавирусной инфекцией и ограничением полетов обострились на выходе из низкого сезона, когда многие авиакомпании испытывают дефицит оборотных средств и накопили убытки, характерные для первого квартала. Прекращение продаж по многим направлениям и, в ряде случаев, необходимость возврата денежных средств за проданные билеты - это те факторы, которые неизбежно бьют по авиаперевозчикам", - отмечает исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Что совсем неприятно в этой ситуации - пополнить оборотные средства практически не представляется возможным. Уровень доверия к большинству авиакомпаний у банков, мягко говоря, на невысоком уровне, а массового предоставления госгарантий ожидать не приходится. Поставщики услуг, наученные предыдущим горьким опытом, едва ли поддержат перевозчиков в этой ситуации, да и сами они сталкиваются с потерями выручки", - продолжает он.

"Авиакомпаниям после низкого сезона теперь нужно вернуть пассажирам средства за билеты. Самое ужасное, что авиакомпании не продают или сокращают продажи авиабилетов на лето. По сути, авиакомпании из низкого сезона снова идут в низкий убыточный период, который тоже не покроет зимних убытков", - солидарен Гусаров.

Полеты по России

По мнению Пантелеева, авиакомпании сейчас, чтобы нарастить оборотный капитал, могут попробовать увеличить глубину продаж авиабилетов.

"Фактически единственным выходом для авиакомпаний является увеличение глубины продаж за счет снижения тарифов и проведения распродаж. Но панические настроения среди пассажиров указывают на то, что глубина продаж, скорее всего, расти не будет. Следовательно, и поток выручки будет нестабильным", - отмечает он.

Логичным было бы предположить, что авиакомпании после ограничения большинства международных направлений могут переориентироваться на внутренний рынок. Однако эксперты скептически оценивают такую идею.

"На внутреннем рынке и так отрицательная доходная ставка, при этом она будет еще более отрицательной из-за того, что весь парк, который использовался на международке, сейчас будет уходить на внутренний рынок. Но авиакомпании, скорее всего, все равно перейдут на внутренний рынок, потому что самолеты все равно простаивают, за них надо платить. Но возможно в какой-то момент доходная ставка на внутренних воздушных линиях настолько упадет, что самолет будет дешевле поставить к забору, чем летать на нем", - отмечает главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.

Перенаправление провозных емкостей на другие направления, прежде всего внутрироссийские, приведет к еще большему росту предложения при падении спроса, согласен Пантелеев. "В этой ситуации у авиакомпаний не будет никакой возможности установить тарифы, обеспечивающие окупаемость рейсов", - добавляет он.

По ком звонит колокол

Все опрошенные ТАСС эксперты сходятся во мнении, что кризис однозначно смогут пережить группа "Аэрофлот" и S7. Борисов отметил, что у авиакомпаний, кроме группы "Аэрофлот" и S7, как правило, нет запаса прочности, который бы помог им перенести сложный период. Он добавил, что авиакомпании обычно начинают продажи на летний сезон уже сейчас, но в этом году по понятным причинам этого не случилось, что также ставит некоторые авиакомпании на грань выживания.

"Для этих авиакомпаний [группы "Аэрофлот" и S7] запас прочности высок, но и для них испытания достаточно непростое. Даже те авиакомпании, которые работали только на внутреннем рынке, столкнуться с падением доходов из-за высокого предложения. Защититься от этого будет крайне сложно", - убежден он.

"Очевидно, что группа "Аэрофлот" в лице головной авиакомпании "России", "Авроры" и лоукостера "Победа", как лидеры отрасли, понесут масштабные потери, потому как их маршрутная сеть охватывала очень много пунктов назначения в КНР, Южной Корее и странах Евросоюза. Но запас денежных средств, который есть у группы "Аэрофлот", позволяет с уверенностью предполагать, что национальному перевозчику и его дочерним компаниям остановка операционной деятельности не угрожает. Также мы понимаем, что со значительными финансовыми потерями, но все же сможет пройти этот кризис и S7", - отмечает Пантелеев.

"На мой взгляд, остановка полетов ряда российских авиакомпаний в третьем квартале практически неизбежна. Однако ситуация непредсказуема, кризис может разразиться и во втором квартале", - говорит Пантелеев. Тяжелее всего придется авиакомпаниям, которые брали кредит на то, чтобы пережить низкий сезон, добавляет Роман Гусаров.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»



Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer