Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за вируса


17 марта 2020 года Мария Кокорева, РБК


Российские авиакомпании в случае закрытия всех международных направлений могут потерять 360 млрд руб. выручки, подсчитали аналитики Bain. Это сопоставимо с выручкой «Аэрофлота» от полетов за рубеж за весь 2019 год.

Возможное закрытие международного сообщения из-за пандемии коронавируса COVID-19 для российских авиакомпаний может привести к сокращению их прямой выручки на 360 млрд руб. до осени 2020 года, подсчитали для РБК эксперты консалтинговой компании Bain & Company.

За основу расчетов они брали объем перевозок по десяти крупнейшим российским авиакомпаниям («Аэрофлот», S7, «Россия», «Победа», «Уральские авиалинии», Utair, Nord Wind, Azur Air, PegasFly и NordStar) на международных рейсах с апреля и до конца декабря 2019 года, а также средний уровень дохода от международных перевозок на кресло-километр. «Данный сценарий (закрытие всех международных рейсов. — РБК) приведет к значительным убыткам для российских авиакомпаний, так как международные линии обычно являются источником прибыли и позволяют покрыть убытки, которые авиакомпании несут на внутренних линиях», — пояснил эксперт авиационной практики Bain & Company Сергей Зайцев.

В случае полной приостановки выполнения рейсов за рубеж авиакомпании не будут нести переменные расходы (их размер изменяется в зависимости от объема предоставленных услуг и товаров), которые обычно составляют около 40–50% от всех расходов: это керосин, аэропортовые сборы, обслуживание пассажиров, поэтому общие прямые убытки могут быть на уровне 180–215 млрд руб., говорит Зайцев.

Но прекращение международных рейсов приводит к потере трансферных пассажиров внутри страны в зависимости от масштабов сети каждой компании. Дополнительный убыток от этого может составить 5–20% выручки, добавляет эксперт Bain. Например, часть пассажиров, летевших на рейсе Москва — Верона, могли начать свою поездку в Санкт-Петербурге или Саратове, указывает он. В результате общие убытки авиакомпаний могут достичь 190–260 млрд руб., подсчитал Зайцев.

Куда уже нельзя летать российским авиакомпаниям

Сейчас в России из-за распространения эпидемии коронавируса действует ограничение на полеты в Китай, Южную Корею, Иран, а также во все страны Евросоюза, Норвегию и Швейцарию. Запрет на полеты в европейские страны, кроме их столиц, начал действовать с понедельника, 16 марта, так как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала Европу эпицентром пандемии этого вируса. А уже вечером 16 марта глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен предложила главам стран ЕС на месяц закрыть въезд на свою территорию. К тому же несколько стран, включая Узбекистан, еще раньше закрыли границы для иностранцев, а, например, Израиль ввел обязательный двухнедельный карантин для туристов.

«Международного авиасообщения у нас уже почти не осталось.<...> Такого, чтобы страны закрывали авиасообщение между друг другом, еще не было», — заявила в интервью Forbes председатель совета директоров S7 Татьяна Филева. По ее словам, в S7 прорабатывается самый жесткий сценарий под названием «Ж», который предполагает, что будет «полностью закрыта вся международка», а внутри страны произойдет падение спроса, которое характеризуется снижением тарифа на билеты до 10%. Но этот сценарий «крайне маловероятен», считает она.

РБК направил запрос в пресс-службу Минтранса и в оперативный штаб с вопросом о том, возможно ли ограничение полетов на всех международных направлениях.

Выручка «Аэрофлота» от международных перевозок в 2019 году составила 322,4 млрд руб., или 57,87% от общей выручки компании от регулярных пассажирских перевозок. Почти половина этой суммы (145,9 млрд руб.) — выручка от полетов в Европу и обратно. У S7, которая занимает второе место среди крупнейший российских авиакомпаний, 35% выручки приходится на иностранные рейсы. «Авиакомпания будет нести большие потери», — отметила Филева, не назвав размер ожидаемых потерь.

Официально правительство, Минтранс и сами авиакомпании не называли убытки от закрытия направлений. РБК направил запросы в «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair.

Как компании могут справиться с кризисом

Распределить освободившиеся самолеты по другим направлениям. «Мы сейчас в основном работаем с расходами и разыгрываем разные сценарии, куда мы можем поставить самолеты. В первую очередь это внутренние рейсы», — отмечает Татьяна Филева. «Но нельзя сказать, что у нас есть выверенный план. Я думаю, его сейчас нет ни у одной авиакомпании. Все следят за действиями друг друга и стараются оперативно реагировать», — добавила она.

Сейчас авиакомпании будут искать возможность задействовать освободившиеся самолеты на альтернативных направлениях, соглашается Сергей Зайцев. Но, по его данным, эффективность таких мер в среднесрочной перспективе (до августа-сентября) «крайне ограничена» из-за роста конкуренции и возможного избытка предложения перелетов по стране. Это, в свою очередь, может привести к снижению цен на билеты. Положительно на финансовом результате может сказаться удешевление керосина, подчеркивает эксперт Bain.

Заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ, объединяет крупнейшие российские авиакомпании, кроме «Аэрофлота») Борис Шокуров сказал РБК, что перевозчики для сокращения издержек при аренде самолетов будут вести переговоры с лизинговыми компаниями о снижении лизинговой ставки, а также о сдвиге поставок новых самолетов на более поздний срок.

Президент «Utair — Пассажирские авиалинии» Павел Пермяков ранее передавал РБК через пресс-службу, что одна из мер поддержки отрасли — снижение НДС при полетах из регионов в Москву в течение всего 2020 года. Сейчас НДС на полеты в Москву и Московскую область (Жуковский) составляет 10%, для полетов в обход столицы налог был обнулен в апреле 2019 года.

В понедельник, 16 марта, премьер Михаил Мишустин заявил, что для туристической и авиационной отраслей будет действовать отсрочка по взысканию налогов. Кроме того, власти сформируют антикризисный фонд на 300 млрд руб. для всех сфер экономики, включая авиакомпании.

Государство должно предлагать механизмы поддержки авиакомпаний, признает Филева. Но она напоминает, что до сих пор перевозчики не получили компенсаций ни за резкий рост цен на топливо в 2018 году, ни за прекращение полетов в Грузию летом 2019 года, несмотря на поручения президента Владимира Путина. «Никаких возмещений не было. Поэтому мы уже ни на что не надеемся», — заключает она.

Первой в мире авиакомпанией, приостановившей полеты из-за коронавируса, стала латвийская AirBaltic. Об этом она объявила в субботу, 14 марта. Компания выполняла около 450 рейсов в неделю из своего основного хаба в Риге и около 50 рейсов в неделю из Таллина. Ранее, 5 марта, в том числе из-за распространения вируса, обанкротился британский лоукостер Flybe.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Герман Костринский
Известия
Закон и непорядок: вопрос о выдаче авиакомпаниями ваучеров дошел до кабмина
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухие" — в море: истребители Су-30СМ ожидает серьезная модернизация
Алексей Иванов
Российская газета
Угнавшие "Шторх": первому побегу из немецкого плена на самолете 77 лет
Дмитрий Шестоперов, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
"Почта России" готовится к взлету
Герман Костринский
Известия
С летом пролетели: аэропортам могут компенсировать потери за июль
Юрий Гаврилов
Российская газета
Кабина в золоте
Диана Михайлова
Независимое военное обозрение
"Антонов": властный передел состоялся
Любовь Лежнева
Известия
Урвать Пхукет: Таиланд готовится принять туристов из России



Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Грузооборотная сторона пандемии
Юлия Степанова
КоммерсантЪ
Грузы уходят в небо. Доставку дронами протестируют на Томской области
Роман Адамов
ТАСС
Он вывел "МиГ" на мировой уровень. Какое наследие оставил авиаконструктор Артем Микоян
Любовь Борисенко
Российская газета
Защитники неба
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Одобрено Сердюковым: "Туполев" и КАЗ подчинят фирме "Ильюшина"
Александр Карпов, Алёна Медведева, Максим Лобанов
RT
Небесный контроль: почему в США высказывают озабоченность состоянием своих Военно-воздушных сил
Дмитрий Литовкин
Независимая газета
"Каспийского монстра" списали в музей
Мария Киселева, Ольга Шамина
Русская служба BBC
Около 100 пилотов "Победы" оказались в неоплачиваемых отпусках до 2021 года
Сергей Лебедев
Военно-промышленный курьер
В воздушных боях победят "мозги"
Эльнар Байназаров, Евгения Перцева, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий приток: билеты в Стамбул и на курорты подорожали на 30%
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Грузовик высокого полета: Россия готовит замену Ан-124 и Ан-22
Герман Костринский
Известия
Летная погода: как россиянам приоткрывают границы
Андрей Сидорчик
Аргументы и факты
Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане
Валерий Чусов
Forbes
Гиганты больше не нужны: авиакомпании отказываются от Boeing 747 и Airbus A380
Сергей Птичкин
Российская газета
Поднимет легко
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
На свой страх и рейс
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Дрон указующий: беспилотники впервые навели удары морской авиации
Алексей Иванов
Российская газета
Дело чести: самолет-разведчик США был сбит над СССР 67 лет назад
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Взорвали, а теперь штрафуют
Денис Лебедев
Фонтанка
Седьмая степень свободы от чистой прибыли. Оператор аэропорта Пулково отправил на Кипр больше половины годовой выручки
Эльнар Байназаров
Известия
Доля Анатолии: билеты в Турцию подорожали на 30-42%
Игорь Гашков
ТАСС
Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР
Ольга Никитина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Летят перелетные рейсы
Михаил Котов
Известия
Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу
Николай Протопопов
РИА Новости
"Запад повторить не сможет": каким будет новый российский перехватчик
Андрей Коц
РИА Новости
"Против России и Китая": чем американцы усиливают свою авиацию
Герман Костринский, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий транзит: чартерные рейсы на популярные курорты разрешат с 10 августа
Евгений Гайва
Российская газета
Море зовет
Владимир Кузьмин
Российская газета
Идем на взлет
Анатолий Глянцев
Forbes
Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Приговор донесут до ICAO
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Защита для "Аллигаторов": обновленные Ка-52М будут готовы к декабрю
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Подобной техники на Западе нет": какими возможностями обладает обновлённый российский вертолёт Ми-26Т2В
Роман Крецул, Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
В морской бой: российские вертолетоносцы станут плавучими штабами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
И длится МиГ: начаты работы по увеличению срока службы перехватчика
Светлана Цыганкова
Российская газета
Выдающийся авиаконструктор Павел Сухой родился 125 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
Он спроектировал будущее российской авиации. О главных детищах конструктора Павла Сухого
Сергей Осипов
Аргументы и факты
"Сушки" от Павла Осиповича. Как конструктор Сухой штурмовик делал
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт назвал плюсы и минусы создания увеличенной версии SSJ-100
Герман Костринский
Известия
Временно первые: международные полеты разрешат только из шести городов

Федерация лизинга
Банки одобрили лизингодателям реструктуризацию кредитов на 238 млрд рублей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer