Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сиди дома, не гуляй: как турбизнес переносит COVID-19


21 марта 2020 года Александра Полянская, Известия


Ситуация с пандемией коронавируса всё больше напоминает сюжет из фантастического фильма: отменяются авиарейсы, с молниеносной скоростью закрываются границы, отели перестают принимать постояльцев. Страдает вся мировая экономика, но в первую очередь туризм, для которого COVID-19 — разрушительная волна, сметающая на своем пути все устоявшиеся бизнес-модели отрасли. О том, как пытается противостоять этому цунами индустрия туризма, — в материале «Известий».

Плохо всем

Коронавирус меняет сложившийся мировой порядок во многих областях жизни. Больнее всего ощущает влияние пандемии наиболее уязвимая отрасль экономики — туризм. Авиакомпании прекращают полеты, закрываются границы, самоизолировались практически все востребованные туристические направления, за исключением Турции, Кубы и Мексики. Более того, Ростуризм вообще рекомендовал россиянам отказаться от загранпоездок. Впрочем, значительно ослабившийся рубль сам по себе стал лишним доводом против желания податься за рубеж.

По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), рынок въездного туризма не досчитался как минимум 27 млрд рублей, а потери, которые несут компании в сегменте въездного туризма, оцениваются не менее чем в 500 млн рублей. Катастрофическая ситуация складывается и в гражданской авиации. Эксперты уже оценивают масштабы так: мировая гражданская авиация никогда еще не сталкивалась с таким финансовым давлением. А глава Росавиации Александр Нерадько заявил, что ситуация с закрытием международных полетов из России может привести к банкротству ряда авиакомпаний.

Первый пошел

Ситуация осложняется еще и поведением туристов, которые принимают решение аннулировать туры даже высокой глубиной бронирования, а не переносить их на более поздние даты. И это серьезная проблема, которая увеличивает вероятность банкротства туроператоров в геометрической прогрессии.

В самой уязвимой ситуации оказываются компании, которые в своей работе допускают кассовые разрывы (финансируемые за счет оборота), а также серьезно закредитованные фирмы. «Я думаю, нам стоит готовиться к череде банкротств туроператоров в том числе из топовой семерки, не говоря уже о нишевых игроках», — рассказал эксперт рынка.

Собственно, банкротства нишевиков уже начались: 13 марта о приостановке деятельности объявил туроператор «Индиго-Тур», который специализировался на экзотических направлениях. Компания объяснила причину вынужденного прекращения работы невозможностью исполнять обязательства по реализации своих турпродуктов. «Многие не хотят изменять даты поездки, а требуют возврата денег. Мы прекращаем деятельность, чтобы у туристов была возможность обратиться за выплатами в «Турпомощь» и нашу страховую компанию «Гелиос», — пояснили в соответствующем официальном письме представители компании.

Сопротивление полезно

Участники рынка сейчас прикладывают все усилия, чтобы не допустить массовых банкротств. В последние две недели турбизнес активно привлекает внимание к отраслевым проблемам. С петициями, резолюциями и обращениями выступают отраслевые организации — АТОР и РСТ, призывают правительство спасти турбизнес и представители туристической розницы.

Предлагается целый комплекс мер, по их словам, жизненно необходимых для поддержки отрасли. Ряд из них уже был принят. Так, до конца года туристические компании освобождаются от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь». Сумма будет символической для всех: всего 1 рубль (небольшие компании выплачивают в фонд ежегодно порядка 100 тыс. рублей, а в случае с крупными игроками эти значения кратно увеличиваются). Соответствующее распоряжение 18 марта подписал глава правительства РФ Михаил Мишустин. Кроме того, по поручению премьера Минэкономразвития до 1 апреля внесет в правительство законопроект о моратории на подачу заявлений о банкротстве организациями в сфере туризма и авиаперевозок.

Эксперты называют эти меры существенными, но не главными, считая более действенным вариантом поддержки получение доступа хотя бы к 30% средств, аккумулированных в фондах персональной ответственности при «Турпомощи». Совокупный объем средств, перечисленных туроператорами в ФПО «Турпомощь», составляет более 2 млрд рублей.

К предложению прислушались в правительстве: Минэкономразвития предлагает «распечатать» персональные фонды туроператоров и использовать деньги для возврата средств гражданам, чьи туры были отменены в связи с закрытием страны их отдыха из-за коронавируса.

Предполагается ввести в закон об основах туристической деятельности новую статью 11.8 «Особенности формирования и использования фонда персональной ответственности туроператора». Статья предусматривает возможность изменения сроков внесения взносов в фонды персональной ответственности, а также механизм использования таких фондов для возврата средств туристам по решению правительства Российской Федерации по каждой закрытой стране.

Законопроект будет находиться на стадии опубликования до 30 марта 2020 года, далее он должен пройти несколько этапов согласования, что займет не меньше месяца.

Страхование новой реальности

Еще одна важная проблема, с которой столкнулись туроператоры, — массовые отказы страховых компаний в продлении договоров страхования финансовой ответственности. Именно сейчас у большинства туроператоров заканчиваются сроки действия договоров страхования, и подать сведения в Ростуризм о новом договоре необходимо не позднее 15 апреля 2020 года. Отсутствие договора страхования станет основанием для исключения сведений о туроператоре из Единого федерального реестра.

АТОР официально обратилась в Центральный банк России, который оперативно отреагировал на просьбу. В настоящее время АТОР готовит по запросу ЦБ РФ список туроператорских компаний, у которых возникли сложности с продлением договоров страхования финансовой ответственности перед туристами.

Также в ЦБ РФ передан список страховых компаний, с которыми у туроператоров возникают проблемы при продлении договоров страхования.

Компромиссный вариант

Туроператоры и турагенты ежедневно без перерыва на чашку кофе работают с конечным потребителем — туристами. Главный вопрос, волнующий клиентов, — как вернуть деньги? Ответ бизнеса: перебронировать тур на другие даты. И если раньше это было просто рекомендацией, то теперь многие туроператоры не предлагают иного варианта — пусть не вернуть, но сохранить деньги и использовать их для будущих поездок.

Туроператор ANEX Tour принял решение временно прекратить выплаты по аннулированным турам. При этом, конечно, деньги в полном объеме остаются на депозите и могут быть использованы в счет будущих поездок.

И у других игроков также действует система депозитов, позволяющая использовать деньги за несостоявшийся тур на будущие поездки.

Путешествия на потом

«Как реагируют туристы? Знаете, сейчас уже хорошо. Еще неделю назад мы получали гневные звонки с требованиями вернуть деньги. Теперь туристы понимают, что туроператоры не могут вернуть деньги в сложившейся ситуации, а вот перенос дат тура — это гарантия поездки. Туристы начали нас слышать и понимать», — рассказала Любовь Чучмаева, директор по маркетингу туроператора ПАКС.

Алексан Мкртчян, директор сети турагентств «Розовый слон», подтверждает: «Доля заявок на возврат снизилась. Туристы видят ситуацию и начинают оценивать ее адекватно. Теперь важно, чтобы туроператоры фиксировали стоимость в валюте по курсу на день оплаты тура. Что касается позиции туроператоров замораживать деньги, то, безусловно, она правильная, это компромиссный вариант для всех участников рынка».

Эксперт поясняет, что туроператоры при всем желании не смогут сейчас выплачивать деньги, иначе в текущей ситуации они просто обанкротятся, и тогда деньги уже точно никто не увидит. Все свободные деньги туроператоров, которые они получили от принимающих компаний за несостоявшиеся туры, идут как на вывоз туристов, так и на выплату зарплат сотрудникам.

Стоит отметить, что решения туроператоров отказаться от выплат полностью отражают позицию Ростуризма, который еще на прошлой неделе официально рекомендовал туристам в сложившейся ситуации рассмотреть в том числе и вариант переноса сроков путешествия.

Финальный рывок

В ночь с 19 на 20 марта на сайте Ростуризма и вовсе появилось официальное сообщение, в котором ведомство рекомендует туроператорам временно воздержаться от отправки туристов на территорию иностранных государств по причине распространения коронавирусной инфекции и введения странами ограничительных мер по приему иностранных граждан.

«На самом деле, мы рады такой рекомендации. Ежедневно правила въезда в те или иные страны меняются. Бывает, даже по несколько раз в день. Мы не всегда можем оперативно отреагировать, поскольку сами оказываемся застигнуты врасплох», — рассказала утром 20 марта представитель крупного туроператора, пожелавшая остаться неназванной.

А уже вечером 20 марта крупные туроператоры один за другим начали объявлять о приостановке продаж туров за рубеж. На момент написания материала официально заявили о снятии всех зарубежных программ «TUI Россия», «Библио Глобус», «Интурист», туроператоры ANEX Tour и PEGAS Touristik. По словам осведомленного источника туротрасли, такое решение в самое ближайшее время примут все поставщики.

Турагенты не удивлены. «Мы знали, что так будет. Если честно, даже писали соответствующие просьбы на электронную горячую линию, которая была создана Ростуризмом, РСТ и «Турпомощью» для решения проблем, возникающих в туркомпаниях», — рассказал представитель одной из туристических компаний Москвы.

Форс-мажор во спасение

Однако, по словам представителей розницы, временная приостановка продаж не решит одну из основных проблем турагента — непризнание нынешней ситуации с коронавирусом форс-мажором. Это позволило бы отсрочить выплату туристам.

«Ситуация для турагентов сейчас очень сложная, пришло время борьбы за выживание. И выживет далеко не каждый. У работающего агентства есть обязательная статья расходов: аренда, текущие платежи (зарплата сотрудников, интернет, роялти (если работа под брендом)) и пр. Сейчас необходимо сокращать расходы и делать это сейчас, иначе никакой «подушки» не хватит», — рассказывает Георгий Погосов, управляющий директор сети турагентств «Марселина Тревел».

Основная проблема при массовых аннуляциях туров, по словам Георгия Погосова, — возврат комиссий. Иными словами, за туры, проданные по РБ и еще раньше (глубина продаж доходит и на полгода), надо отдавать свой заработок, который давно потрачен на те же зарплаты, аренды и другие платежи.

Как говорит Александр Скрыпник, генеральный директор компании «Салют Европа», многие туристы хотят получить свои деньги за несостоявшийся отпуск. «Туроператоры не могут сейчас отдавать деньги, они замораживаются на депозитах на будущие поездки. Причем по новому курсу доллара», — сетует он.

Эксперты уверены, что эта эпоха туризма, завершающаяся серией жестких эпизодов, оголивших многие проблемы отрасли, непременно откроет путь к новой реальности бизнеса. Вот только места в этом дивном мире хватит не всем.

Светлое будущее

Сейчас, когда продажи туров встали и нет четкого понимания того, что будет завтра, ни в коем случае нельзя опускать руки. Напротив, по словам экспертов, в этот период вынужденной остановки нужно делать смелые шаги. Компании, способные на это, не просто достойно выйдут из нынешнего кризисного положения, но и в кратчайшие сроки превысят прежние объемы. Хорошие темпы восстановления продаж обеспечит как отложенный спрос, так и отсутствие многих конкурентов. Впрочем, игроки рынка не ожидают громких банкротств, напоминая, что сейчас низкий сезон.

К тому же, если и будут банкротства, то, скорее, средних компаний. Уход с рынка крупных игроков наблюдатели полностью не исключают, но всё же склоняются к более явному сценарию — консолидации.

«Есть здесь и свои минусы. Если банкротства будут массовые, это может привести к монополизации рынка, а это отсутствие конкуренции и, как следствие, непривлекательный ценник», — говорит эксперт туррынка.

Адаптация к России

Как же отрасль будет выходить из кризиса? В том числе за счет новых точек роста. Уже сейчас многие туроператоры (как массовые, так и нишевые) обратили взор на Россию. Так, в компании ANEX Tour в ближайшее время появятся туры в Карелию, Северную Осетию, Казань и на Байкал. На данный момент у туроператора доступны к бронированию экскурсионные туры в Калининград и на Алтай на летний сезон.

«Мы сейчас будем активно расширять предложения по экскурсионным турам по России», — рассказали в пресс-службе «Русского Экспресса».

Активно осваивают российские регионы и туроператоры «TUI Россия», TEZ Tour, «Библио Глобус» и др. Однако, как отмечает Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин», пока ситуация не столь уж завидная: «Мы терпим убытки ввиду невозможности продажи туров в Санкт-Петербург, туров в Москву. Будем надеяться, что коронавирус не заразит пляжные российские курорты».

Эксперты советуют использовать период затишья для повышения квалификации. «Турист хочет видеть перед собой эксперта, и турагент должен стать таким опытным тревел-консультантом. Экспертность — главная ценность турагента», — уверен участник рынка.

Время истекло

Говоря об изменениях рынка, эксперты также полагают, что обновленная туристическая отрасль привлечет более пристальное внимание государства, ведь сейчас становится ясно, что в профильном законе остается много недоработок.

Что касается сроков карантина на международные поездки, то, по мнению большинства опрошенных туроператоров, границы откроются максимум через три-пять месяцев. Есть и оптимисты, считающие, что карантин закончится в мае. «И тогда летний сезон состоится и, возможно, даже оправдает ожидания», — заключил Алексан Мкртчян из «Розового слона».



комментарии (0):









Материалы рубрики

Михаил Кувырко
Взгляд
Коронавирус дает неожиданную надежду российскому авиапрому
Нина Рузанова
Российская газета
Узники терминала
Герман Костринский, Марианна Беленькая, Владимир Соловьев
КоммерсантЪ
Где наша не вылетала
Наталья Ильина
Известия
Деньги на вылет: появилась новая схема обмана с возвратом авиабилетов
Александр Волобуев
Известия
В списках обозначились: крупные аэропорты признали системообразующими
Евлалия Самедова
Deutsche Welle
Бизнес на карантине: какие отрасли в России могут не пережить коронавирус
Иван Драгомиров
Военно-промышленный курьер
Ту-95, сбитый шестерней редуктора
Евгения Приемская
Известия
Игра на вылет: что происходит с иностранцами, оставшимися в российских аэропортах



Герман Костринский
КоммерсантЪ
Региональная авиация штурмует правительство
Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
Взлет пошел на снижение
Евгений Гайва
Российская газета
Зашли на просадку
Алексей Иванов
Российская газета
Разрушители легенд: как сербам удалось сбить самолет-"невидимку" F-117
Глеб Каланов
РБК
Лоукостер «Аэрофлота» приостановил все полеты. Акции компании упали на 6%
Андрей Фишер, Анна Старицкая, Денис Малышев
360TV
Boeing хочет возобновить производство 737 MAX к маю. Но путь к небу будет долгим и сложным
Надежда Афанасьева
Прайм
"Закрытое небо" может нанести удар по всей российской экономике
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударный беспризорник: российский дрон научат воевать самостоятельно
Игорь Сергеев
URA.ru
Что коронавирус сделал с «Уральскими авиалиниями». Хуже не бывает
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Управделами президента не хватило залов в Шереметьево
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
Лучший носитель "Цирконов" – самолет
Александра Полянская
Известия
Сиди дома, не гуляй: как турбизнес переносит COVID-19
Мария Васильева
Известия
Челночный побег: возвращение россиян из Латинской Америки взяли под контроль
Герман Костринский
КоммерсантЪ
У аэропортов настала черная полоса
Наталья Карнова
Прайм
Хуже теракта и извержения. Коронавирус вверг авиакомпании в кризис
Евгений Гайва
Российская газета
Отдых строгого режима
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Cargo Logic Air складывает крылья
Анастасия Чеповская
Известия
Заканчивается посадка: тысячи россиян оказались заблокированы за рубежом
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300
Дмитрий Гринкевич, Татьяна Бочкарёва
Известия
Поддержка рейса: во сколько обойдется бюджету помощь авиации и туризму
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Военно-бюджетная авиация. Аэропорт Махачкалы предлагают обновить за счет Минобороны
Мария Кокорева
РБК
Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за вируса
Тимур Алимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в число лучших истребителей поколения 4+
Антон Лавров Богдан Степовой
Известия
Штабный вариант: на базе Ми-38 создадут воздушный командный пункт
Александр Буланов
Известия
Свободный подлет: мегаполисы страны свяжет беспилотное аэротакси
Кирилл Сенин, Александр Волобуев
Известия
На одном крыле: коронавирус добрался до частной авиации

ТАСС
Эксперты: массовая отмена международных рейсов может привести к банкротству авиакомпаний
Ярослава Костенко, Елена Сидоренко
Известия
Летательный исход: COVID-19 может не пережить каждая пятая туркомпания
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании напомнили Мишустину о компенсации расходов на топливо

Известия
Кошки Шрёдингера: Шереметьево опровергло гибель животных в багаже
Елена Ганжур, Сергей Титов, Александр Левинский, Владимир Моторин
Forbes
"Последует череда банкротств": что ждет авиакомпании и туроператоров после прекращения полетов в Европу
Алексей Наумов, Кирилл Кривошеев
КоммерсантЪ
В соответствии с "Буком" закона. В Нидерландах начался суд по делу о катастрофе MH17
Юрий Авдеев
Красная звезда
Новый уровень безопасности полётов
Николай Якубович
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и «Сейбр» совсем не родственники
Кирилл Антонов
КоммерсантЪ - Казань
Татарстан хочет продолжить полет
Михаил Сафонов
BFM
Коронавирус приближает мировую авиаиндустрию к кризису
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Стратегические взятконосцы. Пилоты дальней авиации сдавали зачеты по тактике за деньги
Александр Волобуев
Известия
Возвращать — неплохая примета: от авиакомпаний требуют 1,4 млрд за отмененные туры
Евгений Крутиков
Взгляд
Турецким беспилотникам приписали фантастические успехи в Сирии
Анастасия Николаева
Интерфакс
Неперспективное расследование
Галина Пономарева
Военно-промышленный курьер
Язык до катастрофы доведет
Екатерина Москвич
ТАСС
Спутники, дроны, инспекции. Кто и как контролирует строительство космодрома Восточный

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer