Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Ту-95, сбитый шестерней редуктора


31 марта 2020 года Иван Драгомиров, Военно-промышленный курьер


12 ноября 1952 года с аэродрома в Жуковском поднялся в воздух стратегический бомбардировщик Ту-95. Пилотировал его летчик-испытатель Алексей Перелет. Когда бомбардировщик станет серийным, он получит имя Bear («Медведь») по кодификации НАТО и войдет в историю как самый быстрый турбовинтовой самолет.

На московском авиазаводе № 156 заложили два опытных экземпляра и в сентябре 1951-го одну машину перевезли в разобранном виде на аэродром для заводских испытаний.

После каждой посадки техники искали неисправности. На 16-м полете, который состоялся 17 апреля 1953 года, из строя вышла автоматика всех четырех винтов, и Алексей Перелет посадил бомбардировщик с большим трудом. Отметим – самолет к тому времени провел в воздухе 21 час. Почти месяц представители КБ-120 (разработчики воздушных винтов) и КБ-2 (конструкторы двигателей 2ТФ-2Ф) искали причины отказа. Дефект выявили и устранили.

11 мая 1953 года состоялся очередной испытательный полет, с экипажем поддерживалась постоянная связь. На аэродром приехал Туполев. Все шло штатно до момента, когда Алексей Перелет доложил о пожаре третьего двигателя и попросил освободить ВПП. Однако справиться с пожаром не удалось, загорелись мотогондолы и шасси. Затем оторвался двигатель, загорелось крыло… Командир скомандовал экипажу покинуть борт. На этом связь оборвалась.

“В ЦК и в правительстве расстрелом военпредов не успокоятся, притянут к ответу генералов, а затем и главкома ВВС”

Из ногинского отдела МГБ сообщили, что самолет рухнул северо-восточнее города и горит. Туполев и представитель ВВС на 156-м заводе Сергей Агавельян выехали на место катастрофы. Следом – сотрудники ОКБ и испытательной базы. На подъезде к Ногинску их остановил патруль, милиционеры показали, куда ехать дальше. Как писал в мемуарах полковник Агавельян, идти пришлось через заболоченный лес, для Туполева приготовили лошадь. «Когда я… вышел на место падения самолета, то увидел страшную картину. Самолет, падая, врезался в болотистый подлесок, образовав глубокую яму. Имея на борту несколько десятков тонн керосина, машина взорвалась, ударная волна и огонь довершили жуткий ландшафт вокруг», – вспоминал военпред. Глубина воронки достигала 10 метров.

Из сообщений спасшихся членов экипажа удалось в общих чертах установить произошедшее на борту. На третьем двигателе возник пожар, штатные средства огонь не потушили. Вероятно, перегорел топливопровод и горящий керосин хлынул в крыло. Экипаж по команде командира начал покидать самолет, все спаслись на парашютах, кроме штурмана Семена Кириченко, попавшего под пламя и ударную волну после взрыва самолета, и техника по виброиспытаниям НИСО Александра Большакова. Алексей Перелет и Анатолий Чернов до конца пытались спасти машину или во всяком случае увести 95-1 подальше от города.

О ходе работ над «стратегом» регулярно докладывали в ЦК КПСС, ВПК, Совмин, Министерство обороны и главкому ВВС. С гибелью 95-1 рухнула надежда на быстрый ввод в строй межконтинентального бомбардировщика. Под председательством главы Минавиапрома Михаила Хруничева создали правительственную комиссию, в работе которой и расследовании принимали участие сотрудники МГБ, Генштаба, ВВС, ЦК КПСС и Совмина. Перелет и Чернов, как было установлено, до последнего пытались спасти опытную машину и погибли при взрыве. Как водится, начались поиски виновных, и представитель МГБ в главкомате ВВС полковник Волков сделал представление «предать суду Военного трибунала гвардии инженера-подполковника Агавельяна – старшего военного представителя ВВС на заводе № 156 как главного виновника катастрофы…» Начальник второго моторного управления главкомата генерал-майор Александр Заикин выдвинул такую версию летного происшествия: разрушилась моторама, двигатель оборвался, хлынуло топливо, начался пожар. И вывод: недосмотр старшего военпреда завода № 156 инженера-подполковника Агавельяна. Моторама была непрочная или с дефектом, двигатель оторвался и упал, а шестерня редуктора, которую нашел солдат на месте катастрофы, четко вписывалась в общую картину – раскололась при ударе о землю. Мотораму испытывали в ЦАГИ, «военпред инженер-полковник Соловьев преступно недосмотрел и подписал акт испытаний 3-й лаборатории, что дало право установить ее на самолет».

Версия, надо сказать, выдвигалась не без оснований – при эксплуатации самолетов Ту-4 были случаи разрушения мотора под двигателями АШ-73ТК.

«Так что все определилось просто: плохие самолетчики хотят сгубить хороших мотористов. Таким образом, имелись два «тепленьких» готовых виновника – военпреды завода № 156 и ЦАГИ. Пользуясь этим заключением генерал-майора Заикина, представитель МГБ Волков и составил приказ главкома о предании суду меня и Соловьева», – вспоминал Агавельян.

Генерал-полковник Жигарев, прочитав проект, сообразил, что одними военпредами дело может и не обойтись: Ту-95 – разработка государственного значения, связанная с высшими приоритетами обороны страны. С гибелью «стратега» паритет в противостоянии с США мог быть достигнут нескоро. Так что и в ЦК, и в правительстве расстрелом старших военпредов не успокоятся, притянут к ответу генералов, а затем, может статься, и главкома ВВС. Но дело обернулось круче – в катастрофе стали обвинять Андрея Туполева. На заседаниях правительственной комиссии в Минавиапроме главный конструктор по большей части молчал. Задавали вопросы его заместителям. В поддержку Туполева высказался известный специалист по прочности материалов ЦАГИ Роберт Кинасошвили, утверждавший, что в лаборатории ЦИАМ он изучал характер излома шестерни редуктора, который ясно показывает, что он усталостного характера. Но большинство членов комиссии, за исключением трех-четырех человек, настаивали на разрушении от удара.

«В один из дней ее работы я шел по длинному коридору четвертого этажа ОКБ. Народу в коридоре не было, чувствовал только шаги идущего за мной человека. Когда он значительно приблизился ко мне, услышал глухой голос: «Вы не туда смотрите. Смотрите дела ОТК № 34 и № 35». И все… Передал информацию Туполеву, он меня попросил: никому ни слова. Это было утром, а вечером опять поехали в МАП на заседание правительственной комиссии. И снова ругали Туполева. Заседание шло уже более часа, а Андрей Николаевич молчал. Я подумал, что моя информация нестоящая. Вдруг Туполев заговорил: «Михаил Васильевич! – обратился он к Хруничеву. – Можно вас попросить обратиться к органам на заводе Кузнецова и арестовать два дела ОТК под номерами 34 и 35 и по возможности завтра доставить сюда на заседание комиссии», – писал Сергей Агавельян. До того невозмутимый главный конструктор двигателя Николай Кузнецов побледнел и упал в обморок.

На следующем заседании Хруничев сообщил комиссии, что в документах ОТК ОКБ-276 и опытного завода № 276 есть акты, подтверждающие, что на тридцатом или на сороковом часу работы на стендах в боксе завода имели место разрушения шестерни редуктора с пожарами, но без жертв. Народ опешил и принялся громить Кузнецова. Попросил слова доселе молчавший Туполев. Он не стал мстить и заявил, что главному конструктору двигателя следует объявить выговор за сокрытие выявленных фактов. Но более суровые меры скажутся на обороноспособности страны. Обезглавить конструкторский коллектив, убрать руководителя – означает угробить мощнейший в мире двигатель, а с ним и самолет Ту-95. Все решения должны быть направлены на поддержку двигателя 2ТВ-2Ф и других его вариантов. Самолет довели до серийного производства, и 26 сентября 1957 года стратегический бомбардировщик приняли на вооружение. А 2 октября 1961-го с аэродрома Половинка под Семипалатинском взлетела летающая атомная лаборатория на борту Ту-94М




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer