Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Суперджет" без ручки: Был ковер-самолет, а у нас появился самолет-пылесос


6 марта 2020 года Анна Седова, Свободная пресса


Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК), которая является крупнейшим владельцем российских самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ), перечислила основные проблемы с их реализацией. Об этом говорится в проспекте к размещению еврооблигаций ГТЛК на 600 млн. долларов, с которым ознакомились СМИ.

В ГТЛК надеются, что поставки «Суперджетов» в будущем станут «значительной частью активов группы по договорам лизинга». Компания уже приобрела у «Региональных самолетов» (так в конце февраля 2020 года переименовали «Гражданские самолеты Сухого») 44 машины, получив государственные субсидии на сумму более 44 млрд руб. У «ВЭБ Лизинга» есть 43 лайнера, у «Сбербанк Лизинга» — 20.

Итак, среди рисков для поставок SSJ, «особенно с учетом планов по расширению на международных рынках», в ГТЛК перечислили следующие: отсутствие развитого рынка для лайнеров Superjet; случаи неопределенности в связи с технической и логистической поддержкой со стороны производителя лайнера; проблемы с постпродажным обслуживанием и недостаточно развитая сеть поставок запчастей. Как следствие, возникают трудности с ремонтом и техобслуживанием лайнеров как у самой ГТЛК, так и у лизингополучателей.

Кроме того, в документе в качестве негативных факторов упоминается катастрофа «Суперджета», которая произошла 5 мая 2019 года в аэропорту Шереметьево, в результате которой погиб 41 человек. Хотя в ГТЛК утверждают, что трагедия не оказала существенного влияния на программу по реализации самолетов, там признают, что в будущем это может негативно повлиять на долю рынка.

«Раздел проспекта, касающийся риск-факторов, направлен на защиту интересов инвесторов и формируется независимыми юридическими консультантами, сопровождающими сделку по выпуску еврооблигаций. Таким образом, представленные суждения не могут считаться официальной позицией ГТЛК по данным вопросам», — пояснили РБК в пресс-службе ГТЛК

Впрочем, в проспекте ГТЛК поясняется, что компания «в сотрудничестве с Минпромторгом прилагает все усилия», чтобы смягчить указанные риски. Для этого она берет на себя роль закупочного агента запчастей для своих клиентов, формирует достаточный запас запчастей, а также поддерживает связь с производителем лайнеров для реализации заранее согласованных программ послепродажного обслуживания.

«Свободная пресса» уже писала о том, что у «Суперджетов» есть проблемы с реализацией воздушных судов. Так, тогда еще «Гражданским самолетам» не удалось выполнить план продаж лайнера Sukhoi Superjet 100 на 2019 год. Кроме того, в феврале 2019 года единственная европейская компания, эксплуатирующая Superjet, — ирландская CityJet — отказалась от этих самолетов.

В августе писали, что от SSJ-100 отказался один из последних зарубежных эксплуатантов — мексиканская Interjet по причине тяжелого финансового состояния компании. Затем сорвалась продажа Sukhoi Superjet 100 в Зимбабве, также якобы из-за недостатка финансирования.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров пояснил «СП», что у «Суперджетов» действительно есть проблемы с продажами на международных рынках, причем проблемы фундаментальные. И для того, чтобы проект перестал быть черной дырой, высасывающей деньги из бюджета, необходимо реалистично оценить его дальнейшие перспективы.

— Об этих трудностях давно много говорится и пишется. Первая проблема — это невысокий спрос на самолеты такого класса. Для «Суперджета» очень неудачно была выбрана рыночная ниша. Сегодня в мире лайнеры такого класса и размерности практически не востребованы. Продается несколько десятков самолетов в год по всему миру.

Нужно было делать «Суперджет» либо большего размера для среднемагистральных перевозок, либо меньшего — для региональных. SSJ-100 оказался между классами и не вписался ни в одну нишу. Для региональных перевозок он слишком большой, для магистральных — слишком маленький.

Та же мексиканская авиакомпания, которая в свое время взяла много «Суперджетов», полетала на них какое-то время, раскатала маршруты, а потом пассажиропоток увеличился, и им стало выгодней летать на больших самолетах.

Просто экономически грамотней за один рейс перевезти больше пассажиров. Они отказались от «Суперджетов» не потому, что это технически плохой самолет, а потому, что он уступает в себестоимости кресла машине, в которую вмещается больше пассажиров. Стоимость полета делится не на 99 пассажиров, как в SSJ-100, а на 189, что позволяет и удешевить билеты, и дает конкурентные преимущества, вот и все.

«СП»: — То есть эту проблему никак не решить?

— Это фундаментальная проблема, которая была заложена идеологами «Суперджета» еще при его создании. Это стратегическая ошибка. Напомню, что когда-то «Сухой» выиграл конкурс на создание регионального самолета, и предполагалось иметь семейство из трех модификаций на 65, 75 и 95 кресел. В итоге мы получили один самолет на 99 кресел, и все.

Как сейчас исправить эту ситуацию? Нам много рассказывали, что можно его удлинить до 130 кресел, но специалисты прекрасно понимают, что это невозможно в том виде, в котором он существует. Нужно переделывать весь самолет и даже использовать другой двигатель.

Либо «Суперджет» нужно как-то укоротить. Это тоже непросто и потребует большой переработки всего самолета, решения вопроса двигателя, но это более реалистично, чем удлинение. В любом случае, все это очень сложно. Получается, что мы сделали самолет вне рынка, такую вещь в себе, а теперь мучаемся с ним. При том, что по летным характеристикам это нормальная машина. Но не востребованная.

«СП»: — А что насчет других перечисленных трудностей?

— Это одна общая проблема — постпродажное обслуживание. Пока самолеты не продаются в разные точки Земного шара, нет необходимости вкладывать большие деньги в создание центров технического обслуживания в этих регионах. Строительство таких центров предполагает не только огромные вложение, но и создание складов запчастей, и обеспечение номенклатуры. В одном таком складе может находиться запчастей на миллиард долларов. Если в регионе летает два самолета, нет смысла создавать такой центр. Максимум — линейную станцию для текущего обслуживания.

Ну а с другой стороны, в этих регионах не спешат покупать «Суперджеты», потому что нет технического обслуживания. Вот и получается замкнутый круг.

Хорошо, что ГТЛК готовы взять на себя техобслуживание и формирование базы запчастей. Вот только они же опять попросят для этого денег из бюджета. Нет у них собственных средств для того, чтобы создавать такие большие сложные структуры. Даже на приобретение «Суперджетов» они получают деньги из бюджета. А склады и запчасти значительно дороже самолета.

Как-то этот вопрос надо решать, но пока что он не решен даже в самой России. На сегодняшний день у «Аэрофлота» бывает, что не летает до половины «Суперджетов». И это не потому, что это плохой самолет. Они не летают в основном потому, что стоят в очереди на плановое техническое обслуживание, без которого не имеют права летать.

Почему именно Superjet? Да потому, что когда у «Аэрофлота» есть дилемма, какой самолет обслужить в первую очередь в техцентре, он делает это с большим самолетом, который перевозит больше пассажиров. А «Суперджеты» обслуживаются по остаточному принципу, когда появляется окно.

Еще год назад была озвучена программа по созданию специализированной базы техобслуживания, большого склада запчастей с помощью разработчика. Вроде бы, были даже заключены какие-то соглашения, но я так и не знаю, чем это кончилось. Даже здесь в Москве, где находится основная масса «Суперджетов», не решен вопрос с обеспечением ремонтом и запчастями.

«СП»: — Можно ли как-то исправить ситуацию, или «Суперджет» окончательно превращается в «чемодан без ручки»?

— Вопрос в том, что будет происходить дальше. Либо мы понимаем, что спрос на «Суперджеты» останется таким же единичным, и нет смысла тратить гигантские деньги на создание большой инфраструктуры для его обслуживания. И тогда просто концентрируем усилия на территории Российской Федерации, чтобы хотя бы у нас они летали нормально.

Либо мы делаем предположение, что они все-таки будут продаваться, правда, не знаю, на основании чего. Значит, нужно вкладываться, создавать инфраструктуру, и опять-таки, государству давать на все это деньги.

Мне кажется, что нужно подойти к этому вопросу рационально и понять, что нужно сделать, чтобы поддерживать продажи на более-менее реалистичном уровне. А затем оценить, какой нужен объем инвестиций, чтобы обеспечить количество уже построенных самолетов техническим обслуживанием, постпродажной поддержкой и запчастями.

Есть контракт с «Аэрофлотом» на сто самолетов, значит, нужно понимать, что необходимо создавать такую техническую базу, которая нужна для поддержания летной годности этого парка воздушных судов. Других серьезных контрактов пока не просматривается. Реализация контракта с «Аэрофлотом» займет четыре-пять лет. Есть время на создание системы техподдержки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп



Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer