Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Транспорт войны и мира


17 апреля 2020 года Иван Коновалов, Независимое военное обозрение


Тяжелые военные транспортники в сжатые сроки перебросили гуманитарную помощь и медицинское оборудование в Италию, США и Сербию. Решая задачи международного уровня вкупе с достижениями на сирийском фронте, командование ВТА еще раз доказало право на возвращение нашей стране советского стратегического статуса.

От пика могущества к пиковому сокращению

К моменту распада Советского Союза военно-транспортная авиация была мощнейшей структурой. Более 650 военно-транспортных самолетов (ВТС) были сведены в 20 авиационных полков и 5 авиадивизий. Общая грузоподъемность этого флота составляла 26 тыс. т.

Костяк авиапарка составляли (и составляют до сих пор) легкие военные транспортники Ан-26, средние Ан-12, тяжелые Ил-76 и Ан-22 «Антей», сверхтяжелые Ан-124 «Руслан». После раздела советского военного имущества в Российской Федерации осталось менее 400 машин. Часть советских ВТС поделили между собой Украина (получила две авиадивизии), Белоруссия (авиаполк) и Узбекистан (авиаполк).

Далее начался долгий процесс «таяния» ВТА, сокращались полки и дивизии, закрывались аэродромы базирования, списывались устаревшие самолеты, сокращался офицерский корпус. В итоге в строю осталась только 12-я Мгинская Краснознаменная военно-транспортная авиационная дивизия трехполкового состава. Плюс два авиаполка и 610-й Центр боевого применения и переучивания в Иванове.

ВТА финансировалась и снабжалась даже не по остаточному принципу. О ней как будто забыли. Впрочем, и масштабных боевых задач перед командованием ВТА не ставилось.

Пожалуй, наиболее значительным мероприятием была работа российских супертранспортников Ан-124 компании «Волга-Днепр» в интересах США и их союзников по переброске грузов в Афганистан и обратно после американского вторжения в эту страну в 2001 году в рамках «войны с международным терроризмом». Эти же самолеты, а также 224-й летный отряд (дочерняя компания Министерства обороны России) действовали в интересах французской армии во время операции «Серваль» в Мали (2013 год).

Смена вектора

Для ВТА ситуация окончательно изменилась только после прихода осенью 2012 года в Министерство обороны Сергея Шойгу. Тогда началась эпоха внезапных проверок, тренировок и учений самого разного уровня. Самолеты ВТА активно в них задействовались. В ноябре 2017 года была восстановлена 18-я гвардейская Краснознаменная Таганрогская военно-транспортная авиадивизия трехполкового состава.

5 октября 2012 года в присутствии президента Владимира Путина между ульяновским авиапредприятием «Авиастар СП» и Министерством обороны РФ был подписан контракт на поставку 39 тяжелых транспортников Ил-76МД-90А до 2020 года. Стоимость одной машины составила около 3,5 млрд руб.

Кульминация наступила с началом сирийской военной кампании. Самолеты Военно-транспортной авиации наряду с военными и гражданскими кораблями «сирийского экспресса» сыграли ключевую роль в развертывании и снабжении российской военной группировки в Сирии, тем самым обеспечив победу российско-сирийских коалиционных сил в борьбе с группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ) и другими террористическими формированиями.

Военно-гуманитарная авиация

С конца марта командование ВТА раз за разом отличалось на новом гуманитарном фронте. Полтора десятка самолетов Ил-76 доставили в Италию медицинских специалистов-вирусологов и эпидемиологов Минобороны РФ, оборудование для борьбы с коронавирусом. Причем переброска началась фактически через сутки после телефонного разговора президента Владимира Путина с итальянским премьер-министром Джузеппе Конте. Это наглядное свидетельство высокой степени боевой готовности ВТА.

Одиннадцать рейсов было совершенно в Сербию. В Соединенные Штаты оборудование для борьбы с коронавирусом забросил сверхтяжелый Ан-124, совершив две дозаправки.

В определенном смысле гуманитарную активность ВТА можно сравнить с ее действиями на сирийском направлении. Та же блестящая работа на отдаленном театре военных действий в интересах мирового сообщества, только противником в этот раз выступают не террористы и мятежники, а вирус, который, как и терроризм, угрожает всему миру.

Стратегический статус ВТА

В условиях современной войны высокая мобильность войск, их быстрое развертывание и отлаженная логистика являются определяющими факторами. В нынешних условиях, когда ВТА действует фактически как самостоятельный род войск, выполняющий стратегические задачи, было бы логичным закрепить этот статус официально.

При этом действует ВТА в интересах всех Вооруженных сил России. Традиционно ее самолеты обеспечивают боевую подготовку и учения Воздушно-десантных войск, участвуют в испытаниях парашютных систем и новой боевой техники ВДВ. Ее самолеты обеспечивают боеготовность и жизнедеятельность российских военных баз в Сирии – Тартус и Хмеймим, а также 102-й российской военной базы в Армении. В последние годы ВТА отвечает за транспортное обеспечение российской военной инфраструктуры в Арктике и на Курильских островах. Дважды в год ее самолеты перевозят призывников к местам службы. Они доставляют авиационную технику за рубеж на экспорт. Участвуют самолеты ВТА и в тушении лесных пожаров, выполняют полеты по линии специальных президентских программ.

Проблемы и их решение

Но для решения стоящих перед ВТА вызовов требуется современный воздушный флот. Сегодня на вооружении российской армии состоит около 250 единиц транспортных машин (из них около сотни Ил-76 различных модификаций), по большей части выработавших свой ресурс и (или) близких к тому. Однако в силу объективных обстоятельств перевооружение ВТА на новые машины затягивается. О совместном с украинским государственным предприятием «Антонов» производстве самолетов пришлось забыть раз и навсегда после разрыва Киевом военно-промышленной кооперации двух стран. К слову сказать, проект по созданию среднего военно-транспортного самолета Ан-70 и в лучшие времена выглядел нежизнеспособным из-за финансовой и технической несостоятельности украинских партнеров и их постоянных политических метаний.

На Украине остался разработчик и серийный производитель двигателей Д-18Т для Ан-124 – машиностроительное КБ «Прогресс» имени Ивченко и АО «Мотор Сич». Госпредприятие «Антонов» отказалось от технического сопровождения парка сверхтяжелых гигантов и участия в ремонте, модернизации и производстве машин этого типа в Российской Федерации. Все работы по поддержанию летной годности и продлению ресурса взяла на себя компания «Ил». Это касается не только самолетов ВТА, но и машин авиакомпании «Волга-Днепр», а также ОАО «224-й летный отряд», которое обеспечивает перелеты в интересах государственных структур.

Единственное в СССР предприятие по серийному производству Ил-76 – Ташкентское авиационное производственное объединение имени Чкалова (Узбекистан) давно закрыло самолетную тематику. В 2012 году предприятие было переименовано в АО «Ташкентский механический завод». Сейчас эта компания специализируется на сборке и ремонте железнодорожных вагонов.

Производство Ил-76 в России локализовано на ульяновском «Авиастаре-СП», который до середины 2000-х годов выпускал Ан-124 «Руслан», но мощности были невелики. Ситуацию изменило открытие автоматизированной поточной линии окончательной сборки транспортников Ил-76МД-90А и топливозаправщиков Ил-78М-90А

Линия состоит из нескольких станций, одна из самых важных – станция стыковки отсеков фюзеляжа и сборки планера, которые включают стенды бесстапельной автоматизированной сборки российского производства. Автоматизация уменьшает время стыковки фюзеляжа и сборки планера, снижает трудоемкость, обеспечивает качество, уменьшает зависимость от квалификации технического персонала.

Помимо восстановления былого могущества военно-транспортной авиации серийное производство Ил-76 помогло создать новую кооперацию, в которую теперь включено несколько десятков заводов и предприятий.

Новый тяжеловоз

На сегодняшний день завод «Авиастар-СП» построил суммарно десять экземпляров (включая прототип) военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и один прототип самолета-заправщика Ил-78М-90А. Четыре машины получила ВТА, еще одна готовится к передаче. Всего в 2020 году ульяновский авиазавод должен передать Воздушно-космическим силам России восемь самолетов Ил-76МД-90А.

В войска поставят в общей сложности более 100 таких машин. Командование ВТА заявляло, что для полного обновления парка необходимо 150–200 самолетов. Ил-76МД-90А – модернизированная версия советского Ил-76. Новая машина значительно превосходит своего предшественника по дальности, грузоподъемности, экономичности и эксплуатационным качествам. У машины абсолютно новое крыло, изготовленное из длинномерных панелей, усиленные элементы планера и шасси.

Создатели отказались от двигателя Д-30КП2 в пользу более мощного и экономичного ПС-90А-76. Эта силовая установка соответствует требованиям к шуму и к выбросу вредных веществ, которые установила Международная организация гражданской авиации. Ил-76МД-90А оснащен так называемой стеклянной кабиной – панелью управления с цифровыми дисплеями, а не традиционными аналоговыми датчиками. Дальность полета Ил-76МД-90А составляет до 5 тыс.км, а максимальная грузоподъемность – до 60 т. Ресурс самолета рассчитан на 30 лет, либо 10 тыс. посадок, либо 30 тыс. часов в воздухе. Самолет может выполнять взлет и совершать посадку на грунтовых и бетонных аэродромах.

Параллельно ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» ведет работы по программе модернизации строевых Ил-76МД в вариант Ил-76МД-М с установкой нового пилотажно-навигационного комплекса, бортовых комплексов вооружений и связи, оптико-электронной визирной системы. Авиаремонтные заводы (АРЗ) проводят капитально-восстановительный ремонт строевых Ил-76. Их пропускная способность – примерно 16–18 машин в год. Срок службы этих самолетов планируется продлевать до 40 лет.

В Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Бериева на базе двух самолетов Ил-76МД-90А идет создание комплексов дальнего радиолокационного обнаружения А-100 «Премьер». Поставка в войска запланирована на 2024 год.

На А-100 установлен обтекатель с уникальной антенной системой и новейшее специальное радиотехническое оборудование, позволяющие быстро наращивать радиолокационное поле на заданном направлении. Он может участвовать в управлении истребительной и ударной авиацией при наведении на цели.

Кто на подлете?

Замена самолетов других классов ВТА – дело пока неопределенной перспективы. Легкие Ан-26 (полезная нагрузка 6 т) должны заместить Ил-112В, средние Ан-12 (20 т) будут менять на Ил-276 или Ту-330 разработки ПАО «Туполев», а самый известный Ан-124 «Руслан» (120 т) будет заменен на перспективный авиационный комплекс военно-транспортной авиации (ПАК ВТА). Пока еще определяются его внешний облик и технические характеристики.

Генеральный конструктор ОАО «Ил» Николай Таликов заявил в этом году ТАСС, что ПАК ТА – это доработанный старый ильюшинский проект Ил-106 (грузоподъемность – 100 т), разработка которого началась еще в середине 1980-х. Вероятно, новая машина будет оснащена самым мощным российским гражданским авиационным двигателем НК-93. В ОКБ имени Ильюшина имеется и другой проект – перспективный транспортный самолет (ПТС) «Ермак» грузоподъемностью до 100 т.

Мощное развитие военной логистики и вместе с ней вспомогательной авиации – общемировой тренд. Для России он усиливается дополнительными факторами. Размеры территории страны, относительная неразвитость дорожной сети, наличие огромного количества отдаленных районов, островов и анклавов увеличивают логистические потребности армии по мере увеличения военной активности.

Важнейший фактор – расширение «военной географии» России, защита геополитических интересов, помощь союзникам, демонстрация флага, военные и гуманитарные операции в разных точках мира. В настоящее время задействованы все имеющиеся в строю военно-транспортные самолеты и потребность в них будет только возрастать. Так что этот род военной авиации ожидает бурный рост, сдерживаемый пока ограниченными возможностями оборонно-промышленного комплекса РФ.

Кроме того, стимулом для развития Военно-транспортной авиации РФ и создания абсолютно новых самолетов является появление в российской армии новых (в том числе по тоннажу и габаритам) образцов вооружений и военной техники, в частности в рамках программ «Курганец-25», «Армата» и «Бумеранг».

К тому же военно-транспортная авиация – сегмент мирового рынка, который наравне с коммерческой и боевой авиацией может позволить российскому самолетостроению укрепить свои позиции среди мировых производителей авиационной техники и увеличить занимаемую долю рынка. Впрочем, сначала надо будет удовлетворить потребности российских ВКС, а они чрезвычайно велики. 




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer