Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиабилеты на будущее


2 апреля 2020 года Герман Костринский, Ольга Никитина, КоммерсантЪ


Резкий спад авиаперевозок заставляет компании по всему миру предлагать пассажирам различные варианты обмена билетов, а по уже отмененным рейсам — ваучеры на будущие полеты. Получить деньги становится все сложнее, поскольку в марте число возвратов уже превысило объем продаж. Как следует из проведенного “Ъ” опроса крупнейших российских авиакомпаний, «Победа» компенсирует пропавшие билеты только ваучерами, остальные игроки обещают живые деньги через неопределенное время. Юристы подчеркивают, что от ваучеров можно отказаться — по закону компании обязаны вернуть средства за билеты на отмененные рейсы.

В марте продажи авиабилетов упали на 60%, утверждают источники “Ъ” в отрасли. По данным Biletix, снижение превысило 50%. Там добавляют, что число запросов на возврат или обмен билетов выросло в 20 раз к нормальным значениям. У Aviasales веб-трафик упал на 35% месяц к месяцу. В Транспортной клиринговой палате говорят, что количество возвратов билетов в марте уже превышает объем продаж: «Отсутствие выручки ведет к нехватке у участников рынка средств на операционную деятельность».

В результате нехватки средств большинство авиакомпаний пытаются так или иначе сохранить деньги, предлагая пассажирам альтернативы.

«Победа», остановившая выполнение регулярных рейсов с 1 апреля до 31 мая, возвращает деньги за билеты на эти даты на счет в личном кабинете — их можно потратить только на покупку новых билетов. «Аэрофлот» предлагает пассажирам отмененных рейсов вернуть полную стоимость билета до конца 2020 года, однократно изменить дату вылета или маршрут с доплатой разницы перевозки.

В «Уральских авиалиниях» клиентам предлагают трехлетний сертификат на предоплату в счет последующей авиаперевозки и дополнительных услуг. Можно вернуть стоимость билета бонусами на будущие перелеты. Если рейс не отменен, но клиент не может вылететь из-за карантина, перевозчик предоставляет те же опции при доплате 1 тыс. руб. Но в «Уральских авиалиниях» готовы вернуть и живые деньги «согласно условиям применения тарифа конкретного пассажира».

У S7 «самый оперативный способ» возврата денег — также обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года. Но можно оставить заявку и на обычный возврат средств.

Перевозчик следует практике западных компаний. Так, WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa — скидку в €50 на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года.

Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко уже заявила, что авиакомпании должны возвращать деньги за все сданные из-за ситуации с коронавирусом билеты, даже если они куплены по «невозвратному» тарифу. Однако на практике сделать это быстро не получится.

В «Уральских авиалиниях» “Ъ” сказали, что обычно заявка на возврат рассматривается до пяти рабочих дней, но «в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах» обработка происходит дольше. Сейчас у компании более 43 тыс. заявок. В S7 также говорят, что из-за высокой загрузки колл-центра возвраты занимают больше времени, чем обычно: обращения рассматриваются в порядке приоритета по предполагаемой дате вылета.

Возврат обязателен

Юристы подчеркивают, что если рейс отменен, авиакомпании по закону обязаны вернуть деньги. Но тут важен момент сдачи билета. «Логика перевозчика такова: если ты сдаешь сейчас билет за май, и тариф возвратный, то деньги вернут, если нет — не обязаны. Так что важно самим в панике не сдавать билеты, лучше дождаться отмены рейса»,— подчеркивает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Он называет ваучеры «компромиссом».

Но, уточняет юрист, если пассажир настаивает на получении денег, их должны вернуть в полном объеме, возможно только удержание сервисного сбора.

Анна Карпова из юрфирмы «Алимирзоев и Трофимов» добавляет, что лучше самим обращаться за возвратом денег на отмененный рейс, а не ждать, пока их вернет авиакомпания. «Не стоит ждать, пока авиакомпания в огромном потоке таких заявлений доберется до вашего авиабилета,— говорит советник АБ "S&K Вертикаль" Юлия Андреева.— Лучше самому написать обращение, направив его на электронную почту, а также письмом на юридический адрес. Обязательно сохраняйте квитанции об отправке, это может потом пригодиться в суде».

Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин добавляет, что досудебная претензия перевозчику должна быть направлена в течение полугода со дня задержки или отмены рейса, а срок для ответа на претензию составляет 30 дней с момента ее получения, после отказа или отсутствия ответа можно обращаться в суд. Он напоминает о возможности пожаловаться в Роспотребнадзор на отказ авиаперевозчика вернуть деньги, для этого нужно иметь документальное подтверждение обращения в авиакомпанию.

Ситуация с возвратом денег за билеты иностранных компаний сложнее.

«Если рейс выполняется при участии российских авиакомпаний, то уплаченную сумму вернут. А вот если рейс не стыковочный и выполняется иностранным перевозчиком, то в этом случае необходимо читать условия договора покупки авиабилета, а также обратить внимание на законодательство страны авиакомпании»,— поясняет Юлия Андреева. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев советует соглашаться на ваучеры или баллы авиакомпании, если у пассажира невозвратный тариф, а рейс не отменен и дата вылета еще не наступила.

Под угрозой ваучера

Но ситуация для пассажиров может осложниться: участники рынка уже начали обсуждать возможность узаконить ваучеры как легитимное средство возврата. Вице-президент IATA по европейскому региону Рафаэль Шварцман отмечал, что многие авиакомпании уже сейчас могут предлагать только ваучеры. Еврокомиссия пока так делать не разрешила, в России вопрос публично не поднимался.

«Государство не может ограничить право гражданина на возврат денег за авиабилеты»,— говорит Антон Пуляев. Михаил Юрасов из адвокатского бюро «А-ПРО» согласен, что введение государством ограничений или запретов на возврат денег за авиабилеты «выглядит маловероятным, поскольку подобные действия существенным образом нарушают принципы работы нашего гражданского законодательства». Руководитель арбитражной практики юрфирмы Vegas Lex Виктор Петров уверен, что право на возврат денег за авиабилеты гражданам «не подлежит ограничению, потому что неисполнение договора воздушной перевозки происходит по обстоятельствам, не зависящим от пассажира и его воли».

Что касается форс-мажора (он может применяться, если, например, будет введено чрезвычайное положение), то в контексте возврата билетов его трактовка неоднозначна. Авиаперевозчики, отмечает Юлия Андреева, могут ссылаться на него и говорить, что не смогли выполнить свои обязательства в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего возврат денег невозможен. Соответственно, признает юрист, прогнозировать, какой окажется позиция судов, сейчас невозможно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer