Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиабилеты на будущее


2 апреля 2020 года Герман Костринский, Ольга Никитина, КоммерсантЪ


Резкий спад авиаперевозок заставляет компании по всему миру предлагать пассажирам различные варианты обмена билетов, а по уже отмененным рейсам — ваучеры на будущие полеты. Получить деньги становится все сложнее, поскольку в марте число возвратов уже превысило объем продаж. Как следует из проведенного “Ъ” опроса крупнейших российских авиакомпаний, «Победа» компенсирует пропавшие билеты только ваучерами, остальные игроки обещают живые деньги через неопределенное время. Юристы подчеркивают, что от ваучеров можно отказаться — по закону компании обязаны вернуть средства за билеты на отмененные рейсы.

В марте продажи авиабилетов упали на 60%, утверждают источники “Ъ” в отрасли. По данным Biletix, снижение превысило 50%. Там добавляют, что число запросов на возврат или обмен билетов выросло в 20 раз к нормальным значениям. У Aviasales веб-трафик упал на 35% месяц к месяцу. В Транспортной клиринговой палате говорят, что количество возвратов билетов в марте уже превышает объем продаж: «Отсутствие выручки ведет к нехватке у участников рынка средств на операционную деятельность».

В результате нехватки средств большинство авиакомпаний пытаются так или иначе сохранить деньги, предлагая пассажирам альтернативы.

«Победа», остановившая выполнение регулярных рейсов с 1 апреля до 31 мая, возвращает деньги за билеты на эти даты на счет в личном кабинете — их можно потратить только на покупку новых билетов. «Аэрофлот» предлагает пассажирам отмененных рейсов вернуть полную стоимость билета до конца 2020 года, однократно изменить дату вылета или маршрут с доплатой разницы перевозки.

В «Уральских авиалиниях» клиентам предлагают трехлетний сертификат на предоплату в счет последующей авиаперевозки и дополнительных услуг. Можно вернуть стоимость билета бонусами на будущие перелеты. Если рейс не отменен, но клиент не может вылететь из-за карантина, перевозчик предоставляет те же опции при доплате 1 тыс. руб. Но в «Уральских авиалиниях» готовы вернуть и живые деньги «согласно условиям применения тарифа конкретного пассажира».

У S7 «самый оперативный способ» возврата денег — также обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года. Но можно оставить заявку и на обычный возврат средств.

Перевозчик следует практике западных компаний. Так, WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa — скидку в €50 на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года.

Спикер Совета федерации Валентина Матвиенко уже заявила, что авиакомпании должны возвращать деньги за все сданные из-за ситуации с коронавирусом билеты, даже если они куплены по «невозвратному» тарифу. Однако на практике сделать это быстро не получится.

В «Уральских авиалиниях» “Ъ” сказали, что обычно заявка на возврат рассматривается до пяти рабочих дней, но «в сложившихся форс-мажорных обстоятельствах» обработка происходит дольше. Сейчас у компании более 43 тыс. заявок. В S7 также говорят, что из-за высокой загрузки колл-центра возвраты занимают больше времени, чем обычно: обращения рассматриваются в порядке приоритета по предполагаемой дате вылета.

Возврат обязателен

Юристы подчеркивают, что если рейс отменен, авиакомпании по закону обязаны вернуть деньги. Но тут важен момент сдачи билета. «Логика перевозчика такова: если ты сдаешь сейчас билет за май, и тариф возвратный, то деньги вернут, если нет — не обязаны. Так что важно самим в панике не сдавать билеты, лучше дождаться отмены рейса»,— подчеркивает партнер BMS Law Firm Денис Фролов. Он называет ваучеры «компромиссом».

Но, уточняет юрист, если пассажир настаивает на получении денег, их должны вернуть в полном объеме, возможно только удержание сервисного сбора.

Анна Карпова из юрфирмы «Алимирзоев и Трофимов» добавляет, что лучше самим обращаться за возвратом денег на отмененный рейс, а не ждать, пока их вернет авиакомпания. «Не стоит ждать, пока авиакомпания в огромном потоке таких заявлений доберется до вашего авиабилета,— говорит советник АБ "S&K Вертикаль" Юлия Андреева.— Лучше самому написать обращение, направив его на электронную почту, а также письмом на юридический адрес. Обязательно сохраняйте квитанции об отправке, это может потом пригодиться в суде».

Управляющий партнер юридической компании «Позиция права» Егор Редин добавляет, что досудебная претензия перевозчику должна быть направлена в течение полугода со дня задержки или отмены рейса, а срок для ответа на претензию составляет 30 дней с момента ее получения, после отказа или отсутствия ответа можно обращаться в суд. Он напоминает о возможности пожаловаться в Роспотребнадзор на отказ авиаперевозчика вернуть деньги, для этого нужно иметь документальное подтверждение обращения в авиакомпанию.

Ситуация с возвратом денег за билеты иностранных компаний сложнее.

«Если рейс выполняется при участии российских авиакомпаний, то уплаченную сумму вернут. А вот если рейс не стыковочный и выполняется иностранным перевозчиком, то в этом случае необходимо читать условия договора покупки авиабилета, а также обратить внимание на законодательство страны авиакомпании»,— поясняет Юлия Андреева. Заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев советует соглашаться на ваучеры или баллы авиакомпании, если у пассажира невозвратный тариф, а рейс не отменен и дата вылета еще не наступила.

Под угрозой ваучера

Но ситуация для пассажиров может осложниться: участники рынка уже начали обсуждать возможность узаконить ваучеры как легитимное средство возврата. Вице-президент IATA по европейскому региону Рафаэль Шварцман отмечал, что многие авиакомпании уже сейчас могут предлагать только ваучеры. Еврокомиссия пока так делать не разрешила, в России вопрос публично не поднимался.

«Государство не может ограничить право гражданина на возврат денег за авиабилеты»,— говорит Антон Пуляев. Михаил Юрасов из адвокатского бюро «А-ПРО» согласен, что введение государством ограничений или запретов на возврат денег за авиабилеты «выглядит маловероятным, поскольку подобные действия существенным образом нарушают принципы работы нашего гражданского законодательства». Руководитель арбитражной практики юрфирмы Vegas Lex Виктор Петров уверен, что право на возврат денег за авиабилеты гражданам «не подлежит ограничению, потому что неисполнение договора воздушной перевозки происходит по обстоятельствам, не зависящим от пассажира и его воли».

Что касается форс-мажора (он может применяться, если, например, будет введено чрезвычайное положение), то в контексте возврата билетов его трактовка неоднозначна. Авиаперевозчики, отмечает Юлия Андреева, могут ссылаться на него и говорить, что не смогли выполнить свои обязательства в силу обстоятельств непреодолимой силы, ввиду чего возврат денег невозможен. Соответственно, признает юрист, прогнозировать, какой окажется позиция судов, сейчас невозможно.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Юрий Гаврилов
Российская газета
Почему США не желают сотрудничать с Россией по открытому небу
Александра Мерцалова, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Туристы отложат путешествия
Виктор Литовкин
ТАСС
Охотник на "невидимок". К 85-летию конструктора С-400 Александра Леманского
Мария Михайловская
Парламентская газета
Самолёты полупустыми не полетят
Андрей Коц
РИА Новости
"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу
Александр Волобуев
Известия
Неверная рассадка: власти отказались от идеи полупустых самолетов
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Враг по залету
Эльнар Байназаров
Известия
Полная бездатность: Россия не решилась на возобновление полетов в Турцию



Екатерина Постникова, Эльнар Байназаров, Татьяна Байкова
Известия
Небо в отказах: к чему приведет выход Вашингтона из очередного соглашения
Андрей Самохин
Взгляд
Должны ли летчики уводить падающий самолет от домов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал бессмысленными рекомендации о "антикоронавирусной" полузагрузке самолетов

Актуальные комментарии
Цены на авиабилеты могут вырасти в два раза
Александр Волобуев
Известия
Лётный сезон: авиаперевозки в России начали медленно оживать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Самолеты заходят на рассадку
Баранов Дмитрий
Finam
Только в полёте живут лоукостеры
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам заплатят за потерянных пассажиров
Денис Пискарев
Национальная служба новостей (НСН)
Господдержка авиакомпаний оказалась в 7 раз меньше прошлогодних трат

Вечерняя Москва
Пассажиры предпочтут самолетам поезда и автобусы
Анна Каледина, Александр Волобуев
Известия
Аварийная просадка: аэропорты полностью восстановятся не ранее 2023-го
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Засветились на радаре: ВКС получат новую технику для обнаружения ракет
Светлана Медведева
Российская газета
Воздух станет чище
Максим Макарычев
Российская газета
Какие меры примут авиакомпании в условиях пандемии коронавируса
Ван Линь, Вэй Фули, Ся Хао
Хуаньцю шибао (Китай)
Су-34 — невероятно боеспособный "воздушный утенок"
Руслан Кроликов
Народные новости
Авиаэксперт Гусаров: заграничные рейсы возобновятся только после спада пандемии
Елена Полтавская
Известия
На одном крыле: как работают российские пилоты и бортпроводники в эпидемию
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Учебная авиация взяла новую высоту
Сергей Титов
КоммерсантЪ
"Авиастар" попал в "зарплатную" турбулентность
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Снова при параде: авиационную часть празднования Дня Победы повторят
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Когда авиакомпании возобновят международные рейсы и куда они полетят
Екатерина Москвич
ТАСС
От Земли до границ Вселенной. Институт космических исследований празднует юбилей
Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Небо — жителям: как государство планирует поддерживать авиаотрасль
Евгений Перельчук
BFM
"Будем ли мы летать и будут ли у компаний пассажиры?" Авиаотрасли окажут поддержку
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Таёжный "Форпост": военные дроны защитят Сибирь от пожаров и паводков

РБК
Эксперты оценили влияние предложений Росавиации на стоимость авиабилетов
Сесилия Родригес (Cecilia Rodriguez)
Forbes
Будущее авиаперелетов: четырехчасовое ожидание, саморегистрация, дезинфекция, паспорта иммунитета
Арсений Островский
Nation News
Авиаэксперт Гусаров предрек Boeing и Airbus десятки тысяч увольнений
Максим Бут
ФБА "Экономика сегодня"
Мифы Киева о деньгах Boeing маскируют агонию "Антонова"
Александр Волобуев
Известия
Мало воздуха: цены на перелеты по России начали расти
Наталья Макарова
Взгляд
Авиаэксперт оценил надежды Украины на СП «Антонова» и Boeing

Интерфакс
Авиакомпании РФ не могут подать заявки на получение субсидий, ждут постановления правительства
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сезон "охотника": Ми-28НМ готовят к серийному производству
Михаил Фалалеев
Российская газета
Запретный полет - жесткая посадка
Александра Полянская
Известия
Светлые дали: как изменятся авиапутешествия после пандемии
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
"Кинжальная" ватага: в Сибири появится полк с гиперзвуковыми ракетами
Полина Петренко, Полина Болдырева
ТАСС
Возвращение "Лавочки". Реставраторы воссоздали один из лучших самолетов времен войны
Роман Азанов
ТАСС
75 самолетов и вертолетов за пять минут. Какую авиацию мы увидим 9 мая над Москвой
Михаил Кувырко
Взгляд
Дешевые авиаперелеты уходят в прошлое
Татьяна Ладяева
Национальная Служба Новостей
Авиаэксперт призвал государство выступить гарантом ваучерной системы
Григорий Колганов
КоммерсантЪ-FM
Европейские самолеты расправляют крылья
Мария Недюк
Известия
Полеты "ночных ведьм": как отважные летчицы наводили ужас на фашистов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer