Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бомбардировщик Пе-8: ночной кошмар Берлина


23 апреля 2020 года Александр Пешков, ТРК "Звезда"


Дальний бомбардировщик Пе-8 участвовал в бомбардировках Берлина в 1941 году, а в 1942 году перевез делегацию во главе с Молотовым в Англию и США через оккупированные страны Европы.

Проектирование самолета началось в 1934 году под руководством Андрея Туполева, поэтому бомбардировщик носил название АНТ-42.

Непосредственно созданием машины занимался Владимир Петляков. Впервые машину поднял в небо Михаил Громов в 1936 году.
К началу войны ТБ-7 включили в боевой состав 81-й авиадивизии. Эта дивизия напрямую подчинялась Ставке Верховного главнокомандования. Командиром назначили полярного летчика Героя Советского Союза Михаила Водопьянова.

Интересные факты

После первого налета немецкой авиации на Москву бомбардировщики ДБ-3 и ТБ-7 нанесли ответный удар по Берлину. Самолеты Пе-8 поднялись с аэродрома Пушкин под Ленинградом. Из семи бомбардировщиков бомбы на Берлин сбросили четыре, а на базу вернулись всего три.

Всего было поставлено 93 самолета Пе-8. За годы войны они сбросили на противника более пяти миллионов тонн бомб. Отметим, что только Пе-8 мог сбросить на врага самую тяжелую, пятитонную, авиабомбу.

В Пе-8 самолет было решено переименовать после трагической гибели Петлякова в 1942 году.

До начала войны у командования не было уверенности в том, как использовать дальние тяжелые бомбардировщики. Предполагалось, что бомбить города противника вовсе не обязательно, их можно захватить без разрушения. Примерно такое же мнение было и у Гитлера: к началу войны в Германии не было аналогов Пе-8.

Однако налеты на Берлин и другие города Германии доказали эффективность Пе-8. И 5 марта 1942 года был создан отдельный род войск, который получил название «Авиация дальнего действия». При этом задание на боевой вылет Пе-8 могли дать только лично Сталин и начальник Генштаба.

Боевой путь Пе-8 закончился в августе 1944 года, когда в лонжеронах крыльев были обнаружены усталостные трещины. Но слетанные экипажи этих самолетов составили основу Дальней авиации СССР.

Перелет Молотова в Англию и США

19 мая 1942 года самолет Пе-8 с серийным номером 42 066 перевез советскую делегацию во главе с наркомом иностранных дел СССР Вячеславом Молотовым над оккупированными странами Европы на переговоры с союзниками в Великобританию.

Отметим, что перелет в бомбардировщике комфортным назвать было нельзя. Салон не был герметичным, температура опускалась до минус 50 градусов. Пассажиры получили меховые летные комбинезоны, парашюты и кислородные приборы. Им строго-настрого запретили дремать или спать в полете, чтобы при надетой на лицо кислородной маске случайно не перегнуть подающую кислород резиновую трубку.
Стрелок-радист каждые 15 минут проверял состояние пассажиров. На борту самолета Молотов сразу сообщил экипажу, что он поступает в их полное распоряжение и перестает быть «вторым человеком в стране», потому что в небе главные - летчики.

Самолет благополучно приземлился в Шотландии, а 20 мая Молотов уже проводил переговоры с Черчиллем. Переговоры с англичанами были тяжелыми. Так, Черчилль наотрез отказался подписывать документ об открытии в 1942 году второго фронта.

Затем Пе-8 с советской делегацией на борту направился в США через Исландию. Переговоры с Рузвельтом прошли более удачно. Позже Молотов вспоминал:

«Сталин мне указания давал, чтобы они 30-40 немецких дивизий на себя оттянули. И я этого требовал. Когда прилетел в Америку, я сказал это Рузвельту и в душе удивился его ответу: "Законное, правильное требование..." Он без всяких поправок принял мое коммюнике, что второй фронт откроется в 1942 году. Рузвельт подписал мне все бумаги, и я решил с этими документами снова лететь к Черчиллю».

Британский лидер был удивлен решением Рузвельта и вслед за ним подписал коммюнике об открытии второго фронта. Однако после этого он вручил нашей делегации памятную записку, содержание которой говорило о том, что британская сторона не считает себя связанной обязательствами, изложенными в коммюнике.

Так или иначе, перелет Молотова можно считать успешным и крайне важным, во многом решившим исход Второй мировой войны. Так бомбардировщик Пе-8 сыграл большую роль не только на фронтах Великой Отечественной войны, но и на дипломатических.

20 июня 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР членам экипажа экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза.

Характеристики

Экипаж - 11 человек; практический потолок - 9 000 м; дальность - до 3 600 км; бомбовая нагрузка - до 5 тонн.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer