Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наблюдательным полетам портят воздух


27 апреля 2020 года Елена Черненко, Галина Дудина, КоммерсантЪ


Как стало известно “Ъ”, США представили России свои претензии по Договору по открытому небу в письменном виде. Документ был передан российской делегации еще в январе в ходе двусторонних переговоров в Вене. В Москве его сочли «безапелляционным». Замглавы МИД РФ Сергей Рябков заявил “Ъ”, что «это США нарушают договор и ведут дело к выходу из него, а не Россия». Между тем ряд стран—союзников США также обвиняют Россию в несоблюдении этого многостороннего соглашения.

На минувшей неделе глава МИД РФ Сергей Лавров сказал, что, судя по поступающим из Вашингтона сигналам, власти США близки к объявлению о выходе из Договора по открытому небу (ДОН). Это многостороннее соглашение, участницей которого является и Россия, позволяет 34 странам осуществлять разведывательные полеты над территорией друг друга с целью укрепления доверия.

Ранее о том, что США готовятся выйти из ДОН, сообщали западные СМИ со ссылкой на американских конгрессменов и источники в госструктурах США. Официально же представители Пентагона и Госдепартамента на вопросы о возможном выходе из ДОН отвечают уклончиво. Сергей Лавров же впервые подтвердил, что в Москве склонны верить тем экспертам, кто считает, что «решение в Вашингтоне уже принято». «Полагаем, что в этих оценках есть существенная доля правды. Мы делаем примерно такие же выводы, исходя из наших контактов с американцами, другими членами НАТО и ДОН»,— сказал он.

“Ъ” выяснил, какие последние контакты с США по этому вопросу имели место.

Тема ДОН, в частности, поднималась США в ходе январских консультаций по вопросам стратегической стабильности на уровне исполняющего обязанности старшего замгоссекретаря Кристофера Форда и замглавы МИД РФ Сергея Рябкова в Вене. Источник, близкий к Госдепу, сообщил: «В ходе переговоров российской делегации был передан письменный список претензий Вашингтона к Москве в рамках ДОН. Жалобы были оформлены в виде так называемого non-paper, неофициального изложения позиции стороны».

Сергей Рябков подтвердил “Ъ” получение такой бумаги. «Действительно, мы такой документ с претензиями в наш адрес получили в январе, когда в Вене проводилась встреча»,— сказал он. По словам господина Рябкова, через несколько дней после этого американская делегация на заседании Консультативной комиссии по открытому небу на площадке ОБСЕ изложила те же пункты. «Мы получаем от американцев на регулярной основе их видение того, что происходит с выполнением ДОН»,— уточнил замглавы МИД РФ.

Как уже сообщал “Ъ”, с момента вступления ДОН в силу в 2002 году Вашингтон выдвигал различные претензии к Москве. Большую их часть удавалось урегулировать, но два вопроса остаются в повестке уже несколько лет: об ограничении полетов над Калининградской областью и о запрете полетов близ границы с Абхазией и Южной Осетией. При этом в последнее время по обоим пунктам наметился прогресс, однако у США появилась новая претензия — о запрете выполнения части уже согласованного плана американо-канадской миссии в сентябре в ходе учений «Центр-2019» (подробнее см. “Ъ” от 8 апреля).

По словам Сергея Рябкова, американский non-paper был выдержан в «безапелляционном» духе. Ответ на претензии Вашингтона Москва дала сразу.

С российской стороны были даны подробнейшие ответы по всем американским претензиям и высказана наша позиция, включая целый ряд аспектов, по которым мы видим несоблюдение со стороны США требований ДОН»,— сказал он.

На этой неделе на сайте МИДа был опубликован подробный комментарий, из которого следует, что Россия обвиняет США сразу в пяти нарушениях договора. Во-первых, США, как сказано на сайте министерства, в 2016 году не обеспечили безопасное прибытие российского самолета Ан-30Б в пункт въезда/выезда, отказавшись предоставить необходимое количество промежуточных аэродромов. «До настоящего времени их позиция не изменилась. Это является нарушением ДОН со стороны США»,— отметили в МИДе.

Во-вторых, в 2017 году были отменены остановки для отдыха экипажей самолетов наблюдения в ночное время суток на аэродромах заправки Робинс и Элсворт. Это, по мнению Москвы, нарушает права наблюдающей стороны по выполнению полетов на максимальную дальность с учетом норм предельных нагрузок на экипаж, что напрямую затрагивает аспект безопасности полетов.

В-третьих, США установили максимальную дальность полетов над территорией Гавайских островов с аэродрома дозаправки Хикам. «Вместе с тем, согласно ДОН, максимальная дальность полетов устанавливается только с аэродромов открытого неба и рассчитывается по имеющимся правилам. Установленное США, вопреки положениям ДОН, ограничение дальности полетов в 900 км в любом случае не соответствует договору, так как при правильном расчете эта дальность должна быть не менее 1160 км»,— сказано в комментарии МИДа.

В-четвертых, США установили ограничения для наблюдательных полетов над территорией Алеутских островов, согласно которым самолет наблюдающей стороны всегда должен оставаться в пределах внешней границы прилегающей зоны, простирающейся на 24 морские мили от побережья. Это ограничение, не предусмотренное договором, по мнению Москвы, значительно снижает эффективность наблюдательных полетов.

Ну и в-пятых, США, как сказано на сайте российского МИДа, в ходе миссий над их территорией устанавливают ограничение по высоте полета самолета наблюдения, не предусмотренное ДОН и противоречащее нормам ИКАО, рекомендующим в целях обеспечения полетов военных самолетов выделять безопасное воздушное пространство.

Сергей Рябков считает, что проблемы договора связаны с неконструктивной позицией США. «Проблема в том, что американцы не хотят договариваться,— сказал он “Ъ”.— Как и по всем другим спорным вопросам, они просто диктуют свою позицию как не подлежащую никаким корректировкам и требуют, чтобы мы просто с ней соглашались. Но это невозможно в силу того, что у нас противоположный взгляд на происходящее». Замглавы МИД РФ настаивает: «Именно они являются нарушителями договора, а не мы. Именно они ведут дело к выходу из договора, а не мы».

Между тем претензии к России по ДОН есть и у ряда других западных членов договора.

Так, в МИД Польши “Ъ” заявили, что Варшава «сожалеет о том, что Москва продолжает не соблюдать договор», в том числе оставляя в силе ограничения по Калининграду и Абхазии с Южной Осетией. В польском внешнеполитическом ведомстве уточнили, что также неоднократно поднимали эти вопросы в контактах с российской стороной. О призывах к России «обеспечить полное соблюдение всех положений договора» сообщили “Ъ” и в МИД Великобритании.

В то же время и в Лондоне, и в Варшаве уточнили, что не ставят целесообразность существования самого договора под сомнение. «Он помогает развивать взаимопонимание и укреплять доверие между странами через транспарентность в военной сфере»,— сказали в британском МИДе. «Договор по открытому небу остается одним из важнейших элементов архитектуры безопасности в зоне ОБСЕ. Мы придаем ему большое значение»,— подчеркнули и польские дипломаты.

Посол США в РФ Джон Салливан, отвечая на вопрос “Ъ” о ДОН, в ходе онлайн-брифинга о важности договора говорить не стал. В то же время он заявил: «В свете нарушений договора со стороны России мы сейчас рассматриваем выгоды и издержки нашего в нем участия».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer