Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Небесная электромеханика: Су-57 получит принципиально новые двигатели


27 апреля 2020 года Антон Лавров, Алексей Рамм, Известия


Российские воздушно-космические силы могут получить «электрический самолет». На истребителе пятого поколения гидравлические системы заменят электродвигателями. Это понизит радиолокационную видимость машины, увеличит ее маневренность и упростит техническое обслуживание. Планируется, что «электрический» Су-57 сможет совершить полет в 2022 году. По мнению экспертов, модернизация также сделает истребитель более живучим при поражении его ракетами и снарядами.

Отказ от гидравлики

Первый полет прототипа модернизированного Су-57 должен состояться в середине 2022 года, рассказали «Известиям» источники в военно-промышленном комплексе. В данный момент инженеры работают над переходом к полностью электромеханическому приводу всех управляющих поверхностей на российском истребителе пятого поколения. Это увеличит и без того хорошую маневренность самолета и даст ряд преимуществ при его техническом обслуживании.

В соответствии с планом испытания займут не менее двух лет. Предстоит проверить летные характеристики машины, а также электромагнитную совместимость нового оборудования. Система должна быть надежно защищена от внутренних и внешних помех и разрядов молний.

Переход на полностью электрические приводы является технически сложной задачей. Но в случае успеха результат будет потрясающим, полагают эксперты. Отказ от гидравлических магистралей и механизмов облегчает самолет, упрощает и удешевляет его ремонт: детали, в случае неисправности, легче заменить. Не нужно больше будет бороться с протечками гидрожидкости и использовать токсичное масло. Электромоторы легче и точнее, а также меньше по габаритам.

По словам летчика-испытателя Героя России Олега Мутовина, электромеханические приводы серьезно повысят живучесть боевых машин.

— В полете самолет маневрирует за счет перемещения так называемых управляющих поверхностей: элеронов, стабилизаторов, рулей направления и т.д., — пояснил он «Известиям». — До начала эры реактивной авиации пилоты могли управлять самолетом без помощи усилителей. Но когда машины стали реактивными, выросла их боевая нагрузка и увеличилась скорость, сил пилотов стало уже не хватать. Поэтому авиастроители стали активно внедрять гидравлические усилители — бустеры. Без них управлять современным боевым самолетом летчику физически сложно, если вообще возможно.

По словам Олега Мутовина, на современных боевых машинах стоят сложные и мощные гидравлические системы высокого давления. Для их работы в крыльях и фюзеляже самолета приходится прокладывать трубки для гидравлической жидкости. Они занимают довольно много места и весьма уязвимы во время воздушного боя или обстрела.

— На некоторых современных самолетах давление превышает 300 атмосфер. Поэтому повреждение трубки приводит к тому, что вся жидкость вылетает за считаные секунды, и бустер перестает функционировать. К сожалению, я сам побывал в такой ситуации, — рассказал летчик-испытатель. — При использовании быстродействующих электроприводов вместо магистралей высокого давления к ним подводят провода. Их можно многократно продублировать и разнести по площади. Так что повреждение не выведет привод из строя полностью. Кроме того, ему не требуется гидрожидкость, которая зачастую огнеопасна и токсична. В перспективе можно сэкономить на весе гидронасосов и магистралей.

«Более электрические»

В военной и гражданской авиации США и Европы сейчас активно ведут работы по созданию так называемых «более электрических самолетов» (More Electric Aircraft). В них стараются заменить электроприводами традиционные механические и гидравлические системы. Такой подход считается передовым.

Дальше всего из иностранных истребителей прошел по этому пути американский F-35. К числу его ключевых достоинств производитель относит смешанную электрогидравлическую систему. Американские конструкторы отказались от объединения гидросистемы для управляющих поверхностей самолета. Теперь каждый элемент оперения, будь то рули или закрылки, имеет собственный независимый гидравлический контур, который управляется электроприводом.

Но полный уход от гидравлики еще более перспективен. Разработку электромеханических приводов рассматривают для своих проектов в шведской компании SAAB, которая выпускает истребители Saab JAS 39 Gripen.

Всё чаще такой подход используют в передовых гражданских лайнерах. Одной из новинок Boeing 787 Dreamliner стали его полностью электрические тормоза в шасси, которые заменили сложную гидросистему. Они не только легче, но и позволяют точнее контролировать в реальном времени все параметры работы, включая износ колодок.

Перспективная модернизация

Впервые поднявшийся в воздух в начале 2010 года Су-57 находится на завершающем этапе испытаний. Российский самолет пятого поколения еще не принят на вооружение, но для него уже готовят несколько модернизационных программ. В частности, платформа истребителя станет основой отечественной боевой авиации в предстоящие десятилетия. Поэтому машине предстоит еще множество трансформаций.

Самая известная из ведущихся работ касается оснащения Су-57 двигателем второго этапа. Сейчас опытные и первые серийные образцы Су-57 «базового облика» получают турбореактивные АЛ-41Ф1, известные также как «изделие 117». Их относят к модернизированному четвертому поколению. Уже идут летные испытания новейшей двигательной установки пятого поколения — «изделия 30».

По словам заместителя министра обороны Алексея Криворучко, новые двигатели будут более экономичными в расходе топлива и с меньшей стоимостью жизненного цикла. Известно также, что с ними истребитель получит возможность продолжительного полета на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа. Мощная энергетическая установка сможет обеспечить все потребности «более электрического» самолета.

После завершения испытаний и начала серийного выпуска новых двигателей их установят и на уже произведенных истребителях. Вместе с электрической системой управления они должны в полной мере раскрыть возможности самолета.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров



Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer