Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роевой вылет: когда появятся пилотажные группы из дронов


5 апреля 2020 года Антон Лавров, Известия


Сообщения об авиационных пилотажных группах на боевых БПЛА пока воспринимаются как шутка. На этой неделе популярный западный авиационный интернет-ресурс опубликовал первоапрельскую статью о том, что в ВВС США дроны-пилотажники уже заступили на дежурство — якобы в качестве одной из мер безопасности в ситуации с распространением коронавируса. Между тем источники «Известий» в российском оборонном ведомстве утверждают, что создать группу высшего пилотажа, оснащенную БПЛА, технически возможно. В недалеком будущем именно действующие совместно дроны превратятся в самое опасное оружие на поле боя. Во всем мире уже ведутся разработки по внедрению в них элементов искусственного интеллекта, что даст беспилотникам возможность действовать самостоятельно. Эксперты считают, что такие технологии могут пригодиться для продвижения БПЛА на рынке вооружений.

Беспилотажные группы

Популярный авиационный ресурс The Aviationist опубликовал новость о создании в ВВС США первой в мире пилотажной группы на ударных БПЛА. Хотя это была всего лишь первоапрельская шутка, она не так уж далека от реальности. Военные дроны активно обучают совместным автономным полетам и действиям, а применение автоматизированных «роев» из небольших БПЛА и вовсе рассматривается как важный элемент будущей войны.

Как рассказали источники «Известий» в Министерстве обороны РФ, техническая возможность создания пилотажных групп из БПЛА есть уже сейчас. Характеристики современных больших аппаратов, таких как «Орион» или «Охотник», позволяют им выполнять элементы сложного пилотажа и демонстрировать шоу-программу. Но планов на организацию пилотажных групп из них в России пока нет.

— Изначально пилотажные группы у нас создавались для демонстрации отечественной техники, — рассказал «Известиям» бывший командующий 4-й армией ВВС и ПВО Герой России Валерий Горбенко. — Неслучайно все самолеты, на которых они летали, боевые. Летчики показывали, что у техники очень высокие возможности. Это, конечно, влияло на рынок. Не исключаю, что через какое-то время этот опыт будет использован и для беспилотных аппаратов. У них большие перспективы. Вообще мы задержались с их разработкой и производством.

Как считают и российские, и зарубежные специалисты, следующее поколение многоцелевых истребителей будет уже либо полностью беспилотным, либо опционально управляемым. Несложно представить, что однажды отечественные пилотажные группы будут осваивать и такую технику.

Возможность совместных полетов в тесном строю уже сейчас имеет для дронов практическое военное применение. Агентство перспективных исследований Пентагона DARPA совместно с NASA несколько лет экспериментируют с автоматической дозаправкой больших БПЛА в воздухе. В прошлом году они отчитались об успешном совместном полете двух разведывательных Global Hawk. Один из них нес аппаратуру дозаправки, второй — приемник топлива. Беспилотники более двух часов автоматически поддерживали дистанцию между собой в один размах крыла.

Во время имитации передачи топлива тяжелые машины сближались на расстояние в 10 м и успешно выдерживали строй. Это не высший пилотаж, но дозаправка в воздухе — одна из сложнейших задач даже для пилотируемой авиации. Поэтому обучение беспилотников возможности решать ее самостоятельно поможет снизить нагрузку на их наземные экипажи и расширить эффективность дронов благодаря увеличению длительности патрулирования в воздухе.

Сбились в стаю

Современные военные БПЛА полностью управляются наземными экипажами. Дело ближайшего будущего — оснащение их элементами искусственного интеллекта. Как ранее сообщали «Известия», перспективный российский разведывательно-ударный «Альтиус» сможет при необходимости самостоятельно прокладывать себе маршрут к цели и атаковать ее, а потом возвращаться на базу без вмешательства человека.

Уже есть прецеденты использования групп небольших дронов для атак. Впервые в истории это произошло в январе 2018 года. Тогда российскую авиабазу Хмеймим атаковала стая из десяти небольших беспилотных бомбардировщиков. Еще три пытались прорваться к порту Тартус. Простые самодельные БПЛА не умели координировать действия между собой, что позволило отечественным средствам ПВО и РЭБ легко отразить групповой налет. Но технологический прогресс в ближайшем будущем может сделать подобную задачу гораздо более сложной.

В коммерческой сфере уже активно используются синхронные действия БПЛА. Из специально модернизированных мультикоптеров со световым оборудованием демонстрируются огромные воздушные фигуры, объемные и движущиеся. Такие развлечения уже начинают конкурировать с традиционными салютами.

В конце прошлого года в Китае был обновлен мировой рекорд. В воздушном световом шоу приняли участие одновременно 2,1 тыс. коптеров. Российским компаниям принадлежит рекорд Европы. На показах в Москве и Санкт-Петербурге они используют свыше 500 беспилотников.

Сейчас эта технология используется для развлечения. Но в разработке уже находятся и боевые «рои» аналогичных дронов. Десятки или даже сотни небольших мультикоптеров — с несколькими килограммами боеприпасов каждый — способны прорвать любую современную систему ПВО. Сами серийные образцы БПЛА с необходимыми технологиями и характеристиками уже имеются. Главным вызовом остается разработка специализированного программного обеспечения, которое будет автоматически и разумно управлять «стаей» в условиях постоянно меняющегося поля боя и воздействия противника.

Агентство DARPA опробует стаю из летающих и наземных роботов, в которую может входить до 250 единиц. На испытаниях в прошлом году эта группа училась находить в малоэтажной застройке городских кварталов нужный дом и устанавливать за ним плотное наблюдение. Потом возможно дополнение ее и вооружениями. Подобные эксперименты с «роями» ведутся в Китае, Израиле, Турции и в нашей стране.

В России проект боевого беспилотного авиационного комплекса представил Военно-учебный научный центр ВВС имени Жуковского. Его «Стая-93» экспонировалась на выставке «Армия-2019». По словам разработчиков, до сотни выполненных по схеме «летающее крыло» дронов могут атаковать цели на расстоянии 150 км. Каждый из них может нести бомбочку весом до 2,5 кг. Между собой БПЛА обмениваются информацией и координируют налет при помощи лазерных и инфракрасных сигналов.

Заявляется, что такой «рой» неуязвим для средств РЭБ противника и нечувствителен к потерям. Полностью уничтожить его существующими средствами ПВО невозможно. Часть самоуправляемых аппаратов обязательно прорвется к цели, несмотря на потери.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer