Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающий "кот в мешке" с невидимой репутацией


7 апреля 2020 года Юрий Селиванов, Еженедельник "Звезда"


Американский «суперистребитель» F-35, выпущенный уже тиражом в 500 экземпляров, так и не избавился от худой «славы» сомнительного воздушного бойца

Американская фирма Lockheed Martin торжественно и на весь мир объявила о поставке заказчику пятисотого по счёту истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. Юбиляром стал F-35A (серийный номер AF-234, номер ВВС США 18-5343), поставленный на авиабазу Берлингтон (штат Вермонт) в состав 134-й истребительной эскадрильи 158-го истребительного крыла ВВС Национальной гвардии Вермонта.

Понятно, что данное событие будет использовано заинтересованными лицами и структурами для максимальной рекламной раскрутки этого самолёта, всемирно известного своей баснословной дороговизной и не менее легендарной технической проблемностью. Поэтому ждать от «фирмачей» сколько-нибудь правдивого «коммюнике» по данному поводу явно не приходится. В этой связи попробуем разобраться сами.

Что касается астрономической стоимости программы и бесконечных технических дефектов данного семейства самолётов, то об этом не писал только ленивый. И мы не станем повторять общеизвестные факты. Хотя и они вполне доброкачественные.

Истина в войне

Для прояснения реальной картины давайте рассмотрим только один аспект, о котором упомянутая фирма в своём праздничном релизе сообщила особо. Речь идёт о боевом применении самолётов данного типа. Понятно, что именно участие в реальных боевых действиях является основным критерием истины для любой военной машины. А если какой-нибудь, к примеру, самолёт вообще в них не участвовал, то считать его боевым просто нет никаких оснований. 

Именно поэтому пиарщики Lockheed Martin не преминули сообщить, что их детище уже и как следует проверено в «боях и походах»: «F-35 работает с 23 баз по всему миру. Обучено более 985 пилотов и более 8.890 сопровождающих. Девять эксплуатантов используют F-35 на своей родной земле, восемь заявили о достижении первоначальной оперативной готовности, а четыре эксплуатанта использовали F-35 в боевых операциях».

Российское военно-промышленное издание БМПД, распространившее эту новость, уточняет, что участие в боевых действиях приняли самолёты F-35 следующих «эксплуатантов» - ВВС и морская пехота США, ВВС Великобритании и Израиля.

Имеющиеся на эту тему сообщения СМИ можно обобщить следующим образом:

Справка

Боевое применение F-35 по данным мировых СМИ

  • Впервые в боевой обстановке, для атаки целей в Сирии, F-35 был применён Армией обороны Израиля в мае 2018 года. В 2019 году Израиль продолжил нанесение ударов посредством F-35.
  • 27 сентября 2018 года пресса сообщила, что КМП США впервые нанесли удар самолётами F-35В по позициям группировки «Талибан»* в Афганистане. Сообщалось о «более чем 100 боевых вылетов» в Афганистан, Ирак и Сирию в ходе развёртывания в регионе универсального десантного корабля типа «Уосп» LHD-2 «Essex».
  • 15 апреля 2019 года Министерство обороны США сообщило о первом развёртывании на Ближнем Востоке истребителей F-35A ВВС США из состава 388-го и 419-го Истребительных авиакрыльев. Самолёты были развёрнуты на американской авиабазе в Эд-Дафра, ОАЭ. Первые полёты на боевое патрулирование прошли 26 апреля, а 30 апреля одна из машин нанесла авиаудар корректируемой авиабомбой семейства JDAM по туннелю боевиков ИГИЛ* со складом боеприпасов неподалёку от Вади Ашай, Ирак.

Искусство втирать очки

А теперь приступим непосредственно к «разбору полётов», то есть к анализу того, что на самом деле представляет собой практика боевого применения F-35.

Рассмотрим каждый из трёх упомянутых случаев в отдельности:

Случаи первый. Боевое патрулирование в Ираке с нанесением авиаударов по наземным целям боевиков ИГИЛ*. Что следует обязательно отметить: у действующих в Ираке террористов ИГИЛ* практически полностью отсутствует зенитно-ракетное вооружение средней и большой дальности. А поскольку F-35 действовали только с больших высот и к тому же применяли планирующие авиабомбы JDAM, которые могут быть запущены на удалении до 30 километров от цели, то ни о какой угрозе этим самолётам с земли не могло быть и речи.

Иначе говоря, в указанном случае якобы боевого применения американские F-35 действовали в условиях абсолютной безопасности, при полном «наличии отсутствия» противника, способного, хотя бы теоретически, причинить им даже минимальный ущерб. Строго говоря, такое «боевое применение» мало чем отличается от условий обычного полигона для учебного бомбометания где-нибудь в штате Техас. Или даже от стрельбы из «мелкашки» в тире по «зайчикам».

То есть, это полный «незачёт» для F-35, как для самолёта якобы проверенного в реальной боевой обстановке. А говоря ещё проще - это прямой обман потенциальных клиентов. И втирание им очков с целью «впарить» под видом испытанного в боях истребителя натурального кота в мешке.

Убеждён на все сто процентов, что и сами «боевые развёртывания» F-35А на Ближнем Востоке были ничем иным, как рекламным коммерческим трюком, заказанным тем же Lockheed Martin в целях оживления довольно вялых продаж этой машины.

Случай второй. Боевое применение палубной модификации F-35B против целей движения «Талибан»* на территории Афганистана.

Точно так же, как и в первом случае, во избежание коммерчески нежелательных рисков, для показных упражнений был выбран противник начисто лишённый каких-либо средств противовоздушной обороны! То есть надо было просто долететь с палубы универсального десантного корабля USS WASP до того Афганистана и отбомбиться по любым горам, которых там более чем достаточно. Кто и что там будет проверять в смысле эффективности нанесённых ударов и боевых качеств самих самолётов?

Понятно, что никто. Отбомбились в условиях абсолютного «непротивления злу насилием», ну и ладно. Очередное «боевое применение» записано в анналы истории F-35.

И, наконец, случай третий, он же последний и самый таинственный: речь идёт о «боевом применении» F-35 в Сирии. А таинственный он потому, что их там никто не видел. Производителей этого «пепелаца» по данному поводу буквально распирает от гордости. «Вот видите, мы же говорили! Он совсем невидимый! Пролетел всю Сирию и никто его даже не заметил! Значит, годный самолёт!»

Понятно, однако, что ни в какую Сирию F-35 не летал. Просто потому, что для всей израильской авиации эта страна уже несколько лет недоступна в смысле полётов над ней - от слова совсем.

Произведённые в России зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, размещённые в Сирии в сочетании с разнообразными системами радиолокационного контроля, закрыли сирийское небо практически непроницаемым куполом, в пределах которого невидимых целей для них просто не существует. Даже крылатые ракеты, имеющие куда меньшую ЭПР (эффективную площадь рассеяния), чем у F-35, становятся лёгкой добычей сирийской ПВО, как только зайдут в зону обнаружения. О самолётах в этом смысле и говорить нечего.

Поэтому ВВС Израиля, включая F-16, F-15 и, возможно, F-35, действуют против Сирии, что называется, из-за моря, из-за гор. То есть «пуляют» по стране крылатыми ракетами из заграничного ливанского воздушного пространства, или даже из-за средиземноморского горизонта. Так что сирийские зенитчики сбивают только ракеты, поскольку сами самолёты-носители воздушное пространство этой страны опасаются нарушать. Вот такое специфическое «боевое применение» F-35 в Сирии.

Скажу даже больше. Дальнобойность российского зенитно-ракетного оружия вполне позволяет доставать те же израильские самолёты и над Ливаном, и над Средиземным морем. И если они остаются невредимыми после таких атак, то не столько благодаря своим «эксклюзивным» боевым качествам или пресловутой «невидимости», а исключительно за счёт дружественных в целом отношений между Россией и Израилем, а также нежелания Москвы ставить их по угрозу даже на фоне вечных ближневосточных разборок.

В порядке анекдота

Особенно громкий международный резонанс вызвало сообщение о поистине сказочном рейде F-35 в марте 2018 года.

Источники кувейтской газеты Aljarida сообщили, что ВВС Израиля в марте 2018 года провели разведывательный полёт в воздушном пространстве Ирана. Утверждается, что два истребителя-бомбардировщика F-35 пролетели через воздушное пространство Сирии и Ирака на большой высоте, пересекли границу с Ираном и провели разведку в районе иранских городов Бендер-Аббас, Исфахан и Шираз. Но главная деталь - российские системы ПВО и радары на сирийской территории их якобы не заметили.

Отметим, что между Тель-Авивом и Ширазом около 1.700 километров. Дальность полёта F-35 - без подвесных баков и дозаправки в воздухе - чуть больше одной тысячи километров. Таким образом, для совершения операции, о которой сообщает Aljarida, необходимо было привлечение топливозаправщиков. У Израиля они есть, однако об их участии в операции ничего не сообщалось. А эти большие самолёты отнюдь не являются невидимками и должны были быть обнаружены. Но их никто не видел.

Большое летающее разочарование

Между тем Сирия - совсем небольшая страна. И её действительно можно обстреливать из безопасного далёка. Ну а как быть, если противником F-35 окажется, например, бескрайняя Россия или такой же немаленький Китай? Обстреливать эти страны «из-за моря, из-за гор» уже никак не получится. И придётся лететь прямиком «к чёрту в пасть», где уже наготове ракетные «зубы» российских или китайских ЗРК. Вот тут-то вся легендарная «боевая эффективность» F-35 и заиграет яркими красками. В виде хвоста пламени при ускоренном прощальном полёте этого «суперистребителя» в направлении твёрдой поверхности планеты Земля.

Что касается его пресловутой невидимости, то её, похоже, окончательно похоронил ни кто иной, как министр иностранных дел России Сергей Лавров, который, не далее как в январе с.г., буквально огорошил весь мир сообщением о том, что новейшая российская загоризонтная РЛС «Контейнер» зафиксировала полёт группы «невидимых» F-35 на дистанции примерно в полторы тысячи километров - у границы с Ираном.

Но и это ещё не всё. Опыт «боевого применения» F-35 теми же ВВС Израиля показал, что этот новейший «суперсамолёт» выглядит, мягко говоря, не вполне убедительно даже по сравнению с американским истребителем-бомбардировщиком 80-х годов прошлого века F-15. 

Вот что писала по этому поводу американская пресса: «Израильские ВВС, скорее, купят больше истребителей F-15 Eagle, чем новейший и самый большой совместный ударный истребитель F-35. Это, может быть, более старый самолёт, но F-15 предлагает Израилю большую гибкость, особенно при нанесении удара по его смертельному врагу - Ирану.

...Хотя F-35 имеет технологию стелс и датчики, способные обнаруживать цели на земле, он не имеет дальности поражения целей на расстоянии до тысячи миль в Иране. К тому же у него ограниченная бомбовая нагрузка. А относительно небольшой размер нового реактивного самолёта затрудняет дальнейшую модернизацию. Некоторые обновления необходимо будет размещать снаружи, и это сделает самолёт гораздо более заметным для вражеских радаров. В то же время F-15 обеспечивает впечатляющее сочетание мощности и дальности, позволяя Израилю наносить удары по целям вне досягаемости большинства воздушных сил. И поскольку это большой истребитель, у него есть место для добавления новых систем по мере необходимости».

Деликатные израильтяне, которые к тому же получают F-35 от США практически даром - за счёт американских налогоплательщиков, стараются, по возможности, не слишком сильно давить на больные мозоли заокеанского «дарёного коня». Но, тем не менее, от греха подальше, вынуждены считаться с его весьма скромными боевыми возможностями. И продолжают делать основной упор в программе оснащения своих ВВС на дальнейшее расширение парка испытанных за сорок лет службы F-15 и на сокращение план-заказа такого рискованного «актива», как F-35.

Таковы, при ближайшем рассмотрении, реальные, а не пропагандистские итоги трёх официально объявленных случаев «боевого применения» новейшего американского «файтера». Которые могут вдохновить, разве что, тех клиентов компании Lockheed Martin, которых реальные боевые качества F-35 волнуют далеко не в первую очередь. Например, правителей нынешней Польши. Которые, в порядке «зачётного прогиба» перед своими вашингтонскими патронами, решили потратить пять миллиардов казённых долларов на закупку в США 32 F-35 - причём без оружия и даже без необходимого количества обученных пилотов.

Вот на таких политически и коммерчески озабоченных контрагентов барабанный бой о «непревзойдённых боевых качествах» этого самолёта производит неизгладимое впечатление. На всех же остальных, в том числе и на вашего покорного слугу, он не действует вообще никак. Потому что реальных фактов, подтверждающих победные реляции американского производителя летающих «котов в мешке» в природе не существует. В чём мы только что и убедились.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer