Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летающий "кот в мешке" с невидимой репутацией


7 апреля 2020 года Юрий Селиванов, Еженедельник "Звезда"


Американский «суперистребитель» F-35, выпущенный уже тиражом в 500 экземпляров, так и не избавился от худой «славы» сомнительного воздушного бойца

Американская фирма Lockheed Martin торжественно и на весь мир объявила о поставке заказчику пятисотого по счёту истребителя пятого поколения F-35 Lightning II. Юбиляром стал F-35A (серийный номер AF-234, номер ВВС США 18-5343), поставленный на авиабазу Берлингтон (штат Вермонт) в состав 134-й истребительной эскадрильи 158-го истребительного крыла ВВС Национальной гвардии Вермонта.

Понятно, что данное событие будет использовано заинтересованными лицами и структурами для максимальной рекламной раскрутки этого самолёта, всемирно известного своей баснословной дороговизной и не менее легендарной технической проблемностью. Поэтому ждать от «фирмачей» сколько-нибудь правдивого «коммюнике» по данному поводу явно не приходится. В этой связи попробуем разобраться сами.

Что касается астрономической стоимости программы и бесконечных технических дефектов данного семейства самолётов, то об этом не писал только ленивый. И мы не станем повторять общеизвестные факты. Хотя и они вполне доброкачественные.

Истина в войне

Для прояснения реальной картины давайте рассмотрим только один аспект, о котором упомянутая фирма в своём праздничном релизе сообщила особо. Речь идёт о боевом применении самолётов данного типа. Понятно, что именно участие в реальных боевых действиях является основным критерием истины для любой военной машины. А если какой-нибудь, к примеру, самолёт вообще в них не участвовал, то считать его боевым просто нет никаких оснований. 

Именно поэтому пиарщики Lockheed Martin не преминули сообщить, что их детище уже и как следует проверено в «боях и походах»: «F-35 работает с 23 баз по всему миру. Обучено более 985 пилотов и более 8.890 сопровождающих. Девять эксплуатантов используют F-35 на своей родной земле, восемь заявили о достижении первоначальной оперативной готовности, а четыре эксплуатанта использовали F-35 в боевых операциях».

Российское военно-промышленное издание БМПД, распространившее эту новость, уточняет, что участие в боевых действиях приняли самолёты F-35 следующих «эксплуатантов» - ВВС и морская пехота США, ВВС Великобритании и Израиля.

Имеющиеся на эту тему сообщения СМИ можно обобщить следующим образом:

Справка

Боевое применение F-35 по данным мировых СМИ

  • Впервые в боевой обстановке, для атаки целей в Сирии, F-35 был применён Армией обороны Израиля в мае 2018 года. В 2019 году Израиль продолжил нанесение ударов посредством F-35.
  • 27 сентября 2018 года пресса сообщила, что КМП США впервые нанесли удар самолётами F-35В по позициям группировки «Талибан»* в Афганистане. Сообщалось о «более чем 100 боевых вылетов» в Афганистан, Ирак и Сирию в ходе развёртывания в регионе универсального десантного корабля типа «Уосп» LHD-2 «Essex».
  • 15 апреля 2019 года Министерство обороны США сообщило о первом развёртывании на Ближнем Востоке истребителей F-35A ВВС США из состава 388-го и 419-го Истребительных авиакрыльев. Самолёты были развёрнуты на американской авиабазе в Эд-Дафра, ОАЭ. Первые полёты на боевое патрулирование прошли 26 апреля, а 30 апреля одна из машин нанесла авиаудар корректируемой авиабомбой семейства JDAM по туннелю боевиков ИГИЛ* со складом боеприпасов неподалёку от Вади Ашай, Ирак.

Искусство втирать очки

А теперь приступим непосредственно к «разбору полётов», то есть к анализу того, что на самом деле представляет собой практика боевого применения F-35.

Рассмотрим каждый из трёх упомянутых случаев в отдельности:

Случаи первый. Боевое патрулирование в Ираке с нанесением авиаударов по наземным целям боевиков ИГИЛ*. Что следует обязательно отметить: у действующих в Ираке террористов ИГИЛ* практически полностью отсутствует зенитно-ракетное вооружение средней и большой дальности. А поскольку F-35 действовали только с больших высот и к тому же применяли планирующие авиабомбы JDAM, которые могут быть запущены на удалении до 30 километров от цели, то ни о какой угрозе этим самолётам с земли не могло быть и речи.

Иначе говоря, в указанном случае якобы боевого применения американские F-35 действовали в условиях абсолютной безопасности, при полном «наличии отсутствия» противника, способного, хотя бы теоретически, причинить им даже минимальный ущерб. Строго говоря, такое «боевое применение» мало чем отличается от условий обычного полигона для учебного бомбометания где-нибудь в штате Техас. Или даже от стрельбы из «мелкашки» в тире по «зайчикам».

То есть, это полный «незачёт» для F-35, как для самолёта якобы проверенного в реальной боевой обстановке. А говоря ещё проще - это прямой обман потенциальных клиентов. И втирание им очков с целью «впарить» под видом испытанного в боях истребителя натурального кота в мешке.

Убеждён на все сто процентов, что и сами «боевые развёртывания» F-35А на Ближнем Востоке были ничем иным, как рекламным коммерческим трюком, заказанным тем же Lockheed Martin в целях оживления довольно вялых продаж этой машины.

Случай второй. Боевое применение палубной модификации F-35B против целей движения «Талибан»* на территории Афганистана.

Точно так же, как и в первом случае, во избежание коммерчески нежелательных рисков, для показных упражнений был выбран противник начисто лишённый каких-либо средств противовоздушной обороны! То есть надо было просто долететь с палубы универсального десантного корабля USS WASP до того Афганистана и отбомбиться по любым горам, которых там более чем достаточно. Кто и что там будет проверять в смысле эффективности нанесённых ударов и боевых качеств самих самолётов?

Понятно, что никто. Отбомбились в условиях абсолютного «непротивления злу насилием», ну и ладно. Очередное «боевое применение» записано в анналы истории F-35.

И, наконец, случай третий, он же последний и самый таинственный: речь идёт о «боевом применении» F-35 в Сирии. А таинственный он потому, что их там никто не видел. Производителей этого «пепелаца» по данному поводу буквально распирает от гордости. «Вот видите, мы же говорили! Он совсем невидимый! Пролетел всю Сирию и никто его даже не заметил! Значит, годный самолёт!»

Понятно, однако, что ни в какую Сирию F-35 не летал. Просто потому, что для всей израильской авиации эта страна уже несколько лет недоступна в смысле полётов над ней - от слова совсем.

Произведённые в России зенитно-ракетные комплексы С-300 и С-400, размещённые в Сирии в сочетании с разнообразными системами радиолокационного контроля, закрыли сирийское небо практически непроницаемым куполом, в пределах которого невидимых целей для них просто не существует. Даже крылатые ракеты, имеющие куда меньшую ЭПР (эффективную площадь рассеяния), чем у F-35, становятся лёгкой добычей сирийской ПВО, как только зайдут в зону обнаружения. О самолётах в этом смысле и говорить нечего.

Поэтому ВВС Израиля, включая F-16, F-15 и, возможно, F-35, действуют против Сирии, что называется, из-за моря, из-за гор. То есть «пуляют» по стране крылатыми ракетами из заграничного ливанского воздушного пространства, или даже из-за средиземноморского горизонта. Так что сирийские зенитчики сбивают только ракеты, поскольку сами самолёты-носители воздушное пространство этой страны опасаются нарушать. Вот такое специфическое «боевое применение» F-35 в Сирии.

Скажу даже больше. Дальнобойность российского зенитно-ракетного оружия вполне позволяет доставать те же израильские самолёты и над Ливаном, и над Средиземным морем. И если они остаются невредимыми после таких атак, то не столько благодаря своим «эксклюзивным» боевым качествам или пресловутой «невидимости», а исключительно за счёт дружественных в целом отношений между Россией и Израилем, а также нежелания Москвы ставить их по угрозу даже на фоне вечных ближневосточных разборок.

В порядке анекдота

Особенно громкий международный резонанс вызвало сообщение о поистине сказочном рейде F-35 в марте 2018 года.

Источники кувейтской газеты Aljarida сообщили, что ВВС Израиля в марте 2018 года провели разведывательный полёт в воздушном пространстве Ирана. Утверждается, что два истребителя-бомбардировщика F-35 пролетели через воздушное пространство Сирии и Ирака на большой высоте, пересекли границу с Ираном и провели разведку в районе иранских городов Бендер-Аббас, Исфахан и Шираз. Но главная деталь - российские системы ПВО и радары на сирийской территории их якобы не заметили.

Отметим, что между Тель-Авивом и Ширазом около 1.700 километров. Дальность полёта F-35 - без подвесных баков и дозаправки в воздухе - чуть больше одной тысячи километров. Таким образом, для совершения операции, о которой сообщает Aljarida, необходимо было привлечение топливозаправщиков. У Израиля они есть, однако об их участии в операции ничего не сообщалось. А эти большие самолёты отнюдь не являются невидимками и должны были быть обнаружены. Но их никто не видел.

Большое летающее разочарование

Между тем Сирия - совсем небольшая страна. И её действительно можно обстреливать из безопасного далёка. Ну а как быть, если противником F-35 окажется, например, бескрайняя Россия или такой же немаленький Китай? Обстреливать эти страны «из-за моря, из-за гор» уже никак не получится. И придётся лететь прямиком «к чёрту в пасть», где уже наготове ракетные «зубы» российских или китайских ЗРК. Вот тут-то вся легендарная «боевая эффективность» F-35 и заиграет яркими красками. В виде хвоста пламени при ускоренном прощальном полёте этого «суперистребителя» в направлении твёрдой поверхности планеты Земля.

Что касается его пресловутой невидимости, то её, похоже, окончательно похоронил ни кто иной, как министр иностранных дел России Сергей Лавров, который, не далее как в январе с.г., буквально огорошил весь мир сообщением о том, что новейшая российская загоризонтная РЛС «Контейнер» зафиксировала полёт группы «невидимых» F-35 на дистанции примерно в полторы тысячи километров - у границы с Ираном.

Но и это ещё не всё. Опыт «боевого применения» F-35 теми же ВВС Израиля показал, что этот новейший «суперсамолёт» выглядит, мягко говоря, не вполне убедительно даже по сравнению с американским истребителем-бомбардировщиком 80-х годов прошлого века F-15. 

Вот что писала по этому поводу американская пресса: «Израильские ВВС, скорее, купят больше истребителей F-15 Eagle, чем новейший и самый большой совместный ударный истребитель F-35. Это, может быть, более старый самолёт, но F-15 предлагает Израилю большую гибкость, особенно при нанесении удара по его смертельному врагу - Ирану.

...Хотя F-35 имеет технологию стелс и датчики, способные обнаруживать цели на земле, он не имеет дальности поражения целей на расстоянии до тысячи миль в Иране. К тому же у него ограниченная бомбовая нагрузка. А относительно небольшой размер нового реактивного самолёта затрудняет дальнейшую модернизацию. Некоторые обновления необходимо будет размещать снаружи, и это сделает самолёт гораздо более заметным для вражеских радаров. В то же время F-15 обеспечивает впечатляющее сочетание мощности и дальности, позволяя Израилю наносить удары по целям вне досягаемости большинства воздушных сил. И поскольку это большой истребитель, у него есть место для добавления новых систем по мере необходимости».

Деликатные израильтяне, которые к тому же получают F-35 от США практически даром - за счёт американских налогоплательщиков, стараются, по возможности, не слишком сильно давить на больные мозоли заокеанского «дарёного коня». Но, тем не менее, от греха подальше, вынуждены считаться с его весьма скромными боевыми возможностями. И продолжают делать основной упор в программе оснащения своих ВВС на дальнейшее расширение парка испытанных за сорок лет службы F-15 и на сокращение план-заказа такого рискованного «актива», как F-35.

Таковы, при ближайшем рассмотрении, реальные, а не пропагандистские итоги трёх официально объявленных случаев «боевого применения» новейшего американского «файтера». Которые могут вдохновить, разве что, тех клиентов компании Lockheed Martin, которых реальные боевые качества F-35 волнуют далеко не в первую очередь. Например, правителей нынешней Польши. Которые, в порядке «зачётного прогиба» перед своими вашингтонскими патронами, решили потратить пять миллиардов казённых долларов на закупку в США 32 F-35 - причём без оружия и даже без необходимого количества обученных пилотов.

Вот на таких политически и коммерчески озабоченных контрагентов барабанный бой о «непревзойдённых боевых качествах» этого самолёта производит неизгладимое впечатление. На всех же остальных, в том числе и на вашего покорного слугу, он не действует вообще никак. Потому что реальных фактов, подтверждающих победные реляции американского производителя летающих «котов в мешке» в природе не существует. В чём мы только что и убедились.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer