← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Глобальный передел рынка: что будет с российскими авиакомпаниями


9 апреля 2020 года Актуальный комментарий


Пассажиропоток в российских аэропортах по состоянию на 6 апреля сократился на 89%, сообщает телеграм-канал Международной ассоциации аэропортов. Это означает, что «российская авиационная отрасль фактически догнала по показателям объемов европейскую». Корреспондент «Актуальных комментариев» поговорил с главным редактором портала Avia.ru, экспертом Романом Гусаровым о том, как долго авиационная отрасль будет возвращаться из кризиса, и как это отразится на рынке труда в сфере авиаперевозок.

— Выход из кризиса будет долгий, потому что проблема даже не в том, что авиация какое-то время будет простаивать и то, что она понесла огромные убытки. Сама авиация была очень убыточной в минувшие годы. Но основная проблема в том, что помимо самой авиации мы столкнулись с глобальным экономическим кризисом. Это означает, что экономика всего мира сильно упадет, что приведет к безработице, падению доходов населения. Из-за этого упадет спрос на авиаперевозки. После карантина он не восстановится до прошлогоднего уровня. Он, очевидно, будет значительно ниже, а возращение до уровня 2019 года будет длительным, примерно несколько лет. В лучшем случае год или два. Все это время авиакомпании, даже если им удастся пережить кризис, и им помогут, будут продолжать нести убытки, потому что их инфраструктура перенасыщена: много лишних самолетов, пилотов. Это будет все не востребовано, потому что пассажиропоток будет ниже.

В таком случае авиакомпаниям придется оптимизировать свои структуры, чтобы избавиться от ненужных расходов. В этой ситуации я не исключаю, что пилоты, стюардессы, стюарды, другой персонал будут увольняться. Мы уже сейчас видим заявления западных авиакомпаний, которые сокращают по 30 тыс. человек. Но на Западе проще вернуть специалистов. У нас ситуация сложнее. Мы понимаем, что рано или поздно эти специалисты понадобятся, а вернуться в профессию после простоя не так просто. Здесь каждая авиакомпания будет смотреть на свою ситуацию.

Я не исключаю, что произойдет перераспределение рынка. Мы помним, как обанкротилась авиакомпания «Трансаэро», которая была второй по объему авиаперевозок в стране и оказалось, что дефицита предложения не возникло. Другие авиакомпании быстро ее заместили, забрали часть пилотов, самолётов. Сейчас может произойти то же самое, если мы увидим, что какая-то часть авиакомпаний просто обанкротятся, то может это позволит оставшимся выжить и не сокращать ни проводные емкости, ни персонал.

Здесь возможно несколько сценариев, но очевидно, что без сокращений не обойдется. Только надо понять, где это будет: у всех в равной степени, пропорционально долям рынка или какие-то компании целиком обанкротятся, а другим в таком случае не нужно предпринимать таких серьезных мер, потому что они заберут их долю рынка.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/4/9/31253/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.