Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бомбардировщик Ил-4: удар по Берлину


9 апреля 2020 года Александр Пешков, ТРК Звезда


Бомбардировщик Ил-4 был запущен в производство в кратчайшие сроки и был основой дальней авиации СССР в годы Великой Отечественной войны. Именно эти самолеты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Ил-4, или ДБ-3Ф, - дальний бомбардировщик КБ им. Ильюшина. В основу конструкции лег бомбардировщик ДБ-3, совершивший первый полет летом 1935 года. В этой машине Ильюшин старался совместить две, казалось бы, противоположные идеи: большую скорость и большую дальность полета. Это особенно было важно потому, что все страны делали ставку в развитии как бомбардировочной, так и истребительной авиации именно на скорость. В 1936 году на самолете установлено пять мировых рекордов.

Для своего времени машина была одной из лучших в мире, однако события в мире развивались стремительно и руководство ставило перед конструкторами новые задачи. Так, в справке №3765 «О развитии опытного самолетостроения в третьей пятилетке» говорилось, что на самолетах типа скоростных бомбардировщиков максимальная скорость должна достигать 500-600 км/ч на высотах 8000-9000 м, что было значительно больше, чем у ДБ-3.

Кроме того, на проведенной по итогам первых двух лет эксплуатации ДБ-3 конференции летчики донесли до конструкторов, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надежность моторов М-87.
Был отмечен большой разбег (до 800-1000 м при взлетном весе 8500-9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлета, поскольку самолет имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полете был неустойчив по всем трем осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями.

Постановлением КО СНК №532 от 31 мая 1939 года были определены фантастические как по тем, так и по нынешним временам сроки производства модернизированного самолета ДБ-3Ф. Не прошедшую на тот момент даже заводские испытания машину нужно было запустить в производство в четвертом квартале того же года. И это при том, что по технологии она очень сильно отличалась от своего предшественника.

Интересные факты

Из-за спешки Ильюшин был вынужден отказаться от проведения статиспытаний нового крыла в целом, что по нынешним временам просто немыслимо.

Заводские испытания самолета выявили огромный букет «детских болезней», многие из которых в условиях спешного запуска в производство, а позже - выпуска машин в эвакуации просто не могли быть исправлены.

Руководство страны рассматривало возможность выпуска вместо Ил-4 бомбардировщика Ер-2, но ильюшинская машина имела высокую технологичность. В 1943 году трудоемкость постройки Ил-4 составляла 12,5 тысячи часов, что было меньше, чем у Пе-2.

Самолет был крайне сложным в управлении.

Дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий вспоминал: 

«Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал... Гул моторов, однообразные движения штурвалом то вправо, то влево, на себя, от себя укачивают, прямо-таки убаюкивают. И летчик как будто и с открытыми глазами сидит, но приборов не видит. Его сознание на миг отключается. Спит человек. Сон этот длится секунду, может, две, но тут же, мгновенно очнувшись, кажется тебе: спал вечность! А поэтому руки начинают бессознательно крутить штурвал, и не всегда в ту сторону, куда нужно. Чтобы избавиться от этой беды - от сонливости, мы брали в полет нашатырный спирт. Некоторые мои однополчане так и сложили головы не над целью, где извергают огонь вражеские зенитки, где роятся "мессеры", а в обычном полете, потеряв бдительность. Все это хорошо знали, но выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не могли».


Важно подчеркнуть, что опытные экипажи, хорошо освоившие самолет, вполне успешно справлялись с поставленными задачами.

Создание самолета и запуск его в производство - настоящий подвиг как со стороны авиаконструкторов, так и со стороны работников заводов. И многие дефекты машины связаны именно со спешкой, но не с просчетами в конструкции.

Всего было построено 5 256 Ил-4.

Боевое применение

Одна из самых страшных страниц в истории отечественной дальней авиации - первые дни войны, когда Ил-4 выступали в качестве штурмовиков и, неся огромные потери, с малых высот, без прикрытия истребительной авиации наносили удары по колонам противника. Связано это было с тем, что точки базирования дальних бомбардировщиков находились далеко от границы и они не были уничтожены в первые часы на аэродромах.

С 7 августа по 5 сентября 1941 года Ил-4 провели несколько бомбардировок столицы Третьего рейха Берлина, сбросив на нее несколько тонн бомб. Это имело важный психологический эффект.

Существовала также модификация самолета ДБ-3Т (торпедоносец). Машина могла нести торпеду 45-36-АН или 45-36-АВ.

Характеристики

Максимальная скорость на высоте: 430 км/ч; дальность полета: 3 800 км (с 1 000 кг бомб); практический потолок: 8 900 м; бомбовая нагрузка: 1 000 кг (нормальная), 2 500 (максимальная); масса снаряженного: 10 055 кг.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer