Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бомбардировщик Ил-4: удар по Берлину


9 апреля 2020 года Александр Пешков, ТРК Звезда


Бомбардировщик Ил-4 был запущен в производство в кратчайшие сроки и был основой дальней авиации СССР в годы Великой Отечественной войны. Именно эти самолеты бомбили Берлин в августе 1941 года.

Ил-4, или ДБ-3Ф, - дальний бомбардировщик КБ им. Ильюшина. В основу конструкции лег бомбардировщик ДБ-3, совершивший первый полет летом 1935 года. В этой машине Ильюшин старался совместить две, казалось бы, противоположные идеи: большую скорость и большую дальность полета. Это особенно было важно потому, что все страны делали ставку в развитии как бомбардировочной, так и истребительной авиации именно на скорость. В 1936 году на самолете установлено пять мировых рекордов.

Для своего времени машина была одной из лучших в мире, однако события в мире развивались стремительно и руководство ставило перед конструкторами новые задачи. Так, в справке №3765 «О развитии опытного самолетостроения в третьей пятилетке» говорилось, что на самолетах типа скоростных бомбардировщиков максимальная скорость должна достигать 500-600 км/ч на высотах 8000-9000 м, что было значительно больше, чем у ДБ-3.

Кроме того, на проведенной по итогам первых двух лет эксплуатации ДБ-3 конференции летчики донесли до конструкторов, что машина оказалась чрезвычайно сложной в эксплуатации и имела много производственных дефектов. Отмечались течи топлива, трещины бензобаков, отказы тормозов, разрушения основных опор шасси, низкая надежность моторов М-87.
Был отмечен большой разбег (до 800-1000 м при взлетном весе 8500-9500 кг), тенденция к правому развороту и сложность выдерживания курса взлета, поскольку самолет имел традиционную для тех лет заднюю центровку, в полете был неустойчив по всем трем осям и требовал постоянной работы ручкой и педалями.

Постановлением КО СНК №532 от 31 мая 1939 года были определены фантастические как по тем, так и по нынешним временам сроки производства модернизированного самолета ДБ-3Ф. Не прошедшую на тот момент даже заводские испытания машину нужно было запустить в производство в четвертом квартале того же года. И это при том, что по технологии она очень сильно отличалась от своего предшественника.

Интересные факты

Из-за спешки Ильюшин был вынужден отказаться от проведения статиспытаний нового крыла в целом, что по нынешним временам просто немыслимо.

Заводские испытания самолета выявили огромный букет «детских болезней», многие из которых в условиях спешного запуска в производство, а позже - выпуска машин в эвакуации просто не могли быть исправлены.

Руководство страны рассматривало возможность выпуска вместо Ил-4 бомбардировщика Ер-2, но ильюшинская машина имела высокую технологичность. В 1943 году трудоемкость постройки Ил-4 составляла 12,5 тысячи часов, что было меньше, чем у Пе-2.

Самолет был крайне сложным в управлении.

Дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий вспоминал: 

«Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 неустойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти с курса, задрать или опустить нос. Нужно беспрерывно крутить штурвал... Гул моторов, однообразные движения штурвалом то вправо, то влево, на себя, от себя укачивают, прямо-таки убаюкивают. И летчик как будто и с открытыми глазами сидит, но приборов не видит. Его сознание на миг отключается. Спит человек. Сон этот длится секунду, может, две, но тут же, мгновенно очнувшись, кажется тебе: спал вечность! А поэтому руки начинают бессознательно крутить штурвал, и не всегда в ту сторону, куда нужно. Чтобы избавиться от этой беды - от сонливости, мы брали в полет нашатырный спирт. Некоторые мои однополчане так и сложили головы не над целью, где извергают огонь вражеские зенитки, где роятся "мессеры", а в обычном полете, потеряв бдительность. Все это хорошо знали, но выдержать постоянное напряжение в длительных полетах не могли».


Важно подчеркнуть, что опытные экипажи, хорошо освоившие самолет, вполне успешно справлялись с поставленными задачами.

Создание самолета и запуск его в производство - настоящий подвиг как со стороны авиаконструкторов, так и со стороны работников заводов. И многие дефекты машины связаны именно со спешкой, но не с просчетами в конструкции.

Всего было построено 5 256 Ил-4.

Боевое применение

Одна из самых страшных страниц в истории отечественной дальней авиации - первые дни войны, когда Ил-4 выступали в качестве штурмовиков и, неся огромные потери, с малых высот, без прикрытия истребительной авиации наносили удары по колонам противника. Связано это было с тем, что точки базирования дальних бомбардировщиков находились далеко от границы и они не были уничтожены в первые часы на аэродромах.

С 7 августа по 5 сентября 1941 года Ил-4 провели несколько бомбардировок столицы Третьего рейха Берлина, сбросив на нее несколько тонн бомб. Это имело важный психологический эффект.

Существовала также модификация самолета ДБ-3Т (торпедоносец). Машина могла нести торпеду 45-36-АН или 45-36-АВ.

Характеристики

Максимальная скорость на высоте: 430 км/ч; дальность полета: 3 800 км (с 1 000 кг бомб); практический потолок: 8 900 м; бомбовая нагрузка: 1 000 кг (нормальная), 2 500 (максимальная); масса снаряженного: 10 055 кг.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer