Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аварийная просадка: аэропорты полностью восстановятся не ранее 2023-го


19 мая 2020 года Анна Каледина, Александр Волобуев, Известия


Критическое снижение пассажиропотока не позволяет аэропортам рассчитывать на скорое восстановление своей деятельности. На это потребуется два-три года, показали расчеты Национального рейтингового агентства (НРА). В лучшем случае полностью восстановить перевозки удастся только к началу 2023-го, в худшем — в 2024 году. Некоторые эксперты, опрошенные «Известиями», и вовсе полагают, что возвращения отрасли к прошлогодним результатам можно ожидать только через 10 лет. При этом господдержки в 10 млрд рублей хватит только для закрытия кассового разрыва II квартала 2020-го. Для спасения аэропортов, уверены в НРА, необходимо увеличить финансовую помощь почти вдвое и принять дополнительные меры, которые ускорят выход отрасли из анабиоза.

Шоковое приземление

На прошлой неделе, проводя совещание по поддержке отрасли авиаперевозок, президент Владимир Путин отметил, что в этом сегменте из-за коронавирусной пандемии произошел, пожалуй, самый серьезный спад среди всех видов транспорта. Он напомнил, что на внутренних рейсах пассажиропоток сократился на 88%, на международных почти приостановился, а количество пассажиров в аэропортах снизилось до минимального уровня.

Действительно, указывается в обзоре НРА (есть в распоряжении «Известий»), воздушные гавани наряду с авиакомпаниями и туристической отраслью считаются наиболее пострадавшими от кризиса. Уже в марте многие страны начали закрывать границы, что повлияло на пассажиропоток на международных рейсах, а в конце месяца изолировалась и Россия. В итоге, по оценке НРА, в апреле потери российских аэропортов могут составить 20 млрд рублей, половина которых придется на Московский узел. Шереметьево, оценили аналитики агентства, не досчиталось почти 6,5 млрд, Домодедово — почти 3 млрд, а Внуково — 884 млн рублей.

Пресс-служба аэропорта Домодедово (единственная, которая предметно ответила на запрос «Известий») заявила, что оценка финансовых потерь зависит от сроков возобновления авиасообщения и динамики восстановления пассажиропотока, которые пока трудно прогнозировать.

— Учитывая уровень рентабельности аэропортов — порядка 25% — для безубыточной работы отрасли пассажирский трафик не должен падать более чем на 75%, — пояснил «Известиям» гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. — В апреле аэропорты фактически лишились выручки за месяц, при этом порядка 85% затрат отрасли — это постоянные расходы.

Выход из пике

НРА подготовило два прогнозных сценария ущерба для отрасли от коронавирусной пандемии, а также сроков возвращения к полноценной деятельности компаний. Базовый сценарий предполагает, что внутренние перевозки начнут восстанавливаться в начале лета, а международные — с осени. В соответствии с пессимистическим сценарием закрытие внешних перелетов сохранится до 2021 года, внутрироссийских — до осени. В первом случае, полагают в агентстве, пассажиропоток российских аэропортов в 2020 году упадет на 50%, во втором — до 70%.

Руководитель InfraONE Research Александра Галактионова согласна, что развитие ситуации в аэропортовой отрасли во многом будет зависеть от того, когда снимут режим ограничений в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге, на которые приходится более 60% пассажиропотока в стране. Также важно, когда откроют международное авиасообщение.

— По нашей оценке, первое может произойти в июне, а второе — ближе к августу при условии отсутствия повторных вспышек коронавируса. Это позволит сфере воздушных перевозок медленно наращивать выручку. Но в течение ближайших двух-трех кварталов она будет ниже значений прошлых лет, — добавила она.

Как прогнозируют в НРА, операционный убыток аэропортов Москвы за апрель-декабрь 2020 года может составить 18 млрд рублей при реализации базового сценария и 37 млрд рублей — при пессимистическом варианте. Региональные гавани при максимально благоприятном развитии событий даже смогут заработать порядка 1,6 млрд рублей за счет перевозок на курорты, в худшем случае — потерять почти 22,8 млрд рублей. То есть при реализации пессимистического варианта общие потери отрасли аэропортов могут составить 59,8 млрд рублей.

Три года ждут

Базовый сценарий предполагает, что пассажиропоток в 2020 году составит 74 млн человек, пессимистический — 45 млн соответственно. По расчетам агентства, в первом варианте полное восстановление деятельности аэропортов до уровня 2019 года потребует несколько лет, и произойдет это к началу 2023 года. При пессимистическом сценарии — в 2024 году.

Борис Рыбак согласен с оценкой НРА. Но в случае реализации пессимистического сценария, по его мнению, уровня авиаперевозок 2019-го удастся достигнуть только к 2030 году.

В обзоре НРА отмечаются многочисленные сложности, с которыми сталкиваются аэропорты и которые будут мешать восстановлению их деятельности. Так, в значительной части их выручка формируется за счет арендаторов, которые в отсутствие пассажиров покинули воздушные гавани, при этом расходы на содержание площадей сохраняются. Кроме того, возможности компенсировать выпадающие доходы ограничены. Например, тарифы аэропортов регулируются государством, поэтому существенно поднять ценник для перевозчиков они не могут.

«В текущих условиях аэропорты будут вынуждены сокращать персонал, существенная часть которого имеет специфические профессиональные квалификации и навыки. Это приведет к росту напряженности на рынке труда и затруднениям в возобновлении деятельности при восстановлении рынка», — указывается в обзоре НРА.

Борис Рыбак считает, что частично аэропорты будут решать проблему за счет заморозки значительной части инвестпрограмм. С ним согласна и Александра Галактионова, которая также считает, что с учетом полученных убытков аэропорты будут вынуждены частично пересмотреть свои капитальные вложения.

— Вероятнее всего, будут реализованы проекты, по которым работы уже начались (например, реконструкция ВПП в Шереметьево, строительство терминала в Кемерово и другие) или находятся на начальной стадии (проектирование нового аэровокзала в Краснодаре), — добавила она.

Как подчеркивается в обзоре, аэропортовая деятельность — капиталоемкий бизнес. «Ряд аэропортов привлекал заемное финансирование для реализации программ расширения терминальных мощностей, обновления техники. Часто заимствования привлекались в иностранной валюте», — говорится в материалах НРА. Например, свыше 80% долга Шереметьево на конец 2019 года номинировано в долларах, у Домодедово — 69%. Что в связи с ослаблением рубля привело к удорожанию заимствований.

Только процентные расходы на обслуживание долга в отрасли составляют 5 млрд рублей в месяц ежемесячно. По мнению аналитиков, у части аэропортов могут возникнуть сложности с погашением кредитов и рефинансированием в связи с высокой долговой нагрузкой. В этом смысле остается уповать только на государство.

Временные меры

На данный момент аэропортам предполагается поддержка в размере 10 млрд рублей до июля. Соответствующее правительственное постановление, сообщил глава Минтранса Евгений Дитрих, должно быть принято до конца мая. В дальнейшем, как отмечалось на совещании у президента, авиаотрасль, возможно, потребует дополнительной помощи в размере 30 млрд рублей. Но вопрос этот будет решаться позже — с учетом результатов деятельности в мае-июне и исходя из возможностей бюджета, сообщил министр транспорта.

По мнению аналитиков НРА, 10 млрд рублей хватит только для покрытия кассового разрыва аэропортов за один месяц. По оценкам агентства, отрасль во II квартале текущего года нуждается в привлечении финансирования в размере 7 млрд рублей ежемесячно. Кроме того, полагает один из авторов обзора, руководитель рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин, нужны и новые меры непрямой финансовой поддержки. Например, обнуление ставки НДС на внутренних рейсах с Москвой в качестве пункта отправления или назначения. По его мнению, это важно для поддержания спроса на билеты на фоне снижения доходов населения, а также новых правил рассадки в самолете.

Кроме того, считают в НРА, необходимо установить льготы по платежам государству за аренду аэродромной инфраструктуры, а также по платежам за коммунальные и аэронавигационные услуги, субсидирование процентных ставок по привлеченным на инвестпрограммы заемным средствам. Меры, приведенные в отчете, могут поддержать отрасль в непростой период беспрецедентного ограничения полетов, сообщила «Известиям» пресс-служба аэропорта Домодедово.

С похожим предложением в правительство уже обращались представители отрасли. Как писали «Известия», Международная ассоциация аэропортов (МАА) предлагала, в частности, освободить аэропорты от уплаты аренды за использование федерального имущества аэродромов, предоставить отсрочку по уплате налогов и страховых взносов, а также предусмотреть финансирование затрат на сохранение персонала. Кроме того, ассоциация просила о полном или частичном покрытии затрат перевозчиков на аэропортовые услуги и топливо за счет госсубсидий.

Пресс-служба Минтранса не ответила, будут ли разрабатываться в ближайшее время новые меры поддержки аэропортной отрасли, адресовав «Известия» к уже опубликованным материалам.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer