Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу


22 мая 2020 года Андрей Коц, РИА Новости


В четверг вечером Дональд Трамп объявил о выходе США из соглашения по открытому небу, тем самым разрушив еще один столп международной безопасности — вслед за Договором о ликвидации ракет малой и средней дальности (ДРСМД). Об основных пунктах документа и о том, чем очередной американский демарш угрожает мировой стабильности, — в материале РИА Новости.

Никакого шпионажа

Прозрачность военной деятельности, укрепление доверия, транспарентности и безопасности — эти и другие громкие слова звучали 24 марта 1992 года в Хельсинки при подписании Договора по открытому небу. Вместе с Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) и Венским документом 1999 года это соглашение было призвано внести ясность в сферу обычных вооружений на евроатлантическом пространстве. Россия ратифицировала его в мае 2001-го.

С тех пор специальные самолеты ВВС России регулярно совершали полеты над военными объектами США и стран НАТО, а участники Североатлантического альянса получили доступ в воздушное пространство России. Никакого шпионажа — на борту самолетов-инспекторов всегда находились офицеры "принимающей стороны".

Арсенал бортов-инспекторов был достаточно скромным по сравнению с оснащением современных разведывательных самолетов. Можно было пользоваться оптическими панорамными и кадровыми фотоаппаратами, видеокамерами с изображением на дисплее в реальном масштабе времени с разрешением не выше 30 сантиметров, радиолокационными станциями бокового обзора с синтезированной апертурой с разрешением не выше трех метров, простейшими инфракрасными устройствами.

Судьбоносный полет


Вполне безобидный для всех договор, основанный на принципе "доверяй, но проверяй", впервые дал сбой в августе 2017-го. В американских СМИ и соцсетях разгорелся серьезный скандал на фоне сообщений CNN о пролете российского военного самолета над Капитолием, Пентагоном, Белым домом и секретным правительственным бункером Маунт-Уэзер вблизи столицы США.

Российский борт наблюдения Ту-154М Лк-1 пересек сверхсекретную зону воздушного пространства в районе Белого дома на высоте всего около тысячи метров. Пентагону пришлось терпеливо объяснять взбудораженным американцам, что это был плановый полет в рамках Договора по открытому небу и никакой угрозы для нацбезопасности не представлял.

Но осадочек у части американского общества остался, причем политический. Дональда Трампа в то время многие в США считали чуть ли не кремлевским шпионом и любое сотрудничество с Москвой воспринимали как предательство государственных интересов. Впрочем, американское внутреннее расследование не смогло доказать связей президента с Россией, и дискуссии о необходимости выхода из международных договоров на время затихли.

Формальная причина

Однако в 2019-м на фоне продолжения ухудшения отношений с Россией американские политики вновь заговорили о том, что Договор об открытом небе не отвечает национальным интересам. Все чаще эту точку зрению озвучивал и президент.

Прошлой осенью газета The Wall Street Journal утверждала, что Трамп уже подписал соответствующий документ и разрыв соглашения — лишь вопрос времени. Основным аргументом было то, что ДОН дает Москве слишком широкие возможности собирать разведданные о США. В начале апреля лондонская The Guardian со ссылкой на собственные источники сообщила: процедуру разрыва Вашингтон запустит очень скоро. А в конце месяца опасения по этому поводу выразил и российский МИД.

"Эксперты, которые следят за развитием ситуации вокруг договора, считают, что в Вашингтоне решение уже принято, — сказал тогда журналистам министр иностранных дел России Сергей Лавров. — Мы полагаем, что в этих оценках есть существенная доля правды. Мы такие же выводы примерно делаем, исходя из наших контактов с американцами, и с другими членами НАТО, и с другими участниками Договора об открытом небе".

Вину за разрыв договора, как водится, США возложили на Россию. Якобы Москва использовала на самолетах-инспекторах запрещенную фотоаппаратуру. Однако никаких доказательств американцы не привели. На самом деле, как считают эксперты, Пентагон крайне не устраивало, что Москва могла получить информацию об оборонной инфраструктуре США и состоянии их вооруженных сил.

Последний договор

По мнению опрошенных РИА Новости военных экспертов, выход США из Договора об открытом небе на национальную безопасность повлияет несильно. Замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин ранее говорил РИА Новости, что Россия и так находилась в проигрышном положении по отношению к странам НАТО.

"Этот договор только формально равноправный, а фактически — нет, — объяснял Храмчихин. — Выходит так, что они (страны НАТО. — Прим. ред.) летают только над нами, а у нас не хватает квот, чтобы летать над ними всеми. Их много, а мы одни. С военной точки зрения мы ничего не потеряем, поскольку все, что нужно, отлично видно и со спутников".

Дело в том, что за каждым участником договора закрепляются определенные квоты. У США и группы в составе России и Белоруссии — по 42 полета в год. У Великобритании, Канады, Италии, Германии, Украины, Франции и Турции — по 12. Интересно, что всю квоту невозможно использовать, летая только над одной страной. При этом современные российские средства военной разведки в состоянии отследить угрожающее сосредоточение войск на территории любого государства без всяких дополнительных наблюдательных полетов.

Таким образом, теперь между США и Россией действует только одно военное соглашение — Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Его срок истекает 5 февраля 2021-го. Эксперты уверены, что и этот документ американцы похоронят.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туризм. Перезагрузка
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Як-130 усилит подготовку пилотов
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Сухой" воздух: Минобороны закупит Су-34 усовершенствованной версии
Эльнар Байназаров
Известия
Запрос с пристрастием: Израиль ждет возобновления рейсов из РФ к осени
Денис Лебедев
Фонтанка
"Газпром" окрыляет. В Левашово полным ходом идет подготовка строительства второго аэропорта для Петербурга
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Минобороны переоценило транспортные самолеты
Владимир Веретенников
Lenta.ru
Полет "Пингвина"
Алексей Блинов
РБК
Побочный эффект: не все зарубежные авиакомпании возобновят рейсы в Казань



Сергей Осипов
Аргументы и факты
Над нами мессеры кружили. Самый известный немецкий самолет глазами русских
Мария Недюк, Ольга Коленцова
Известия
Важней всего: как погода помешала амбициозным планам Илона Маска
Наталья Граф
Российская газета
Отпуск будет!
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Эмбарго на ветер: Турция организовала "воздушный мост" в Ливию
Игорь Кармазин
Известия
Битва за туриста: Грузия открывает границы для иностранцев

BFM
Стоит ли начинать планировать летний отдых?

АТОР
Какими будут цены на авиабилеты по России этим летом
Сергей Рыжков
Красная звезда
Кому мешает открытое небо

Новые Известия
Цены на авиабилеты скачут потому, что перевозчики "нащупывают рынок"
Лилия Галявиева
КоммерсантЪ - FM
В самолетах и аэропортах смягчат карантин
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии
Михаил Котов
Известия
Последний рывок: Китай обгоняет США в "лунной гонке"
Екатерина Постникова
Известия
Война разочарований: ОБСЕ надеется на пересмотр решения США об "Открытом небе"

ТАСС
Эксперты: создаваемый на смену Ан-2 самолет "Байкал" позволит обновить авиапарк в ДФО
Юрий Гаврилов
Российская газета
Почему США не желают сотрудничать с Россией по открытому небу
Александра Мерцалова, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Туристы отложат путешествия
Виктор Литовкин
ТАСС
Охотник на "невидимок". К 85-летию конструктора С-400 Александра Леманского
Мария Михайловская
Парламентская газета
Самолёты полупустыми не полетят
Андрей Коц
РИА Новости
"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу
Александр Волобуев
Известия
Неверная рассадка: власти отказались от идеи полупустых самолетов
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Враг по залету
Эльнар Байназаров
Известия
Полная бездатность: Россия не решилась на возобновление полетов в Турцию
Екатерина Постникова, Эльнар Байназаров, Татьяна Байкова
Известия
Небо в отказах: к чему приведет выход Вашингтона из очередного соглашения
Андрей Самохин
Взгляд
Должны ли летчики уводить падающий самолет от домов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал бессмысленными рекомендации о "антикоронавирусной" полузагрузке самолетов

Актуальные комментарии
Цены на авиабилеты могут вырасти в два раза
Александр Волобуев
Известия
Лётный сезон: авиаперевозки в России начали медленно оживать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Самолеты заходят на рассадку
Баранов Дмитрий
Finam
Только в полёте живут лоукостеры
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам заплатят за потерянных пассажиров
Денис Пискарев
Национальная служба новостей (НСН)
Господдержка авиакомпаний оказалась в 7 раз меньше прошлогодних трат

Вечерняя Москва
Пассажиры предпочтут самолетам поезда и автобусы
Анна Каледина, Александр Волобуев
Известия
Аварийная просадка: аэропорты полностью восстановятся не ранее 2023-го
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Засветились на радаре: ВКС получат новую технику для обнаружения ракет
Светлана Медведева
Российская газета
Воздух станет чище
Максим Макарычев
Российская газета
Какие меры примут авиакомпании в условиях пандемии коронавируса
Ван Линь, Вэй Фули, Ся Хао
Хуаньцю шибао (Китай)
Су-34 — невероятно боеспособный "воздушный утенок"
Руслан Кроликов
Народные новости
Авиаэксперт Гусаров: заграничные рейсы возобновятся только после спада пандемии
Елена Полтавская
Известия
На одном крыле: как работают российские пилоты и бортпроводники в эпидемию
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Учебная авиация взяла новую высоту
Сергей Титов
КоммерсантЪ
"Авиастар" попал в "зарплатную" турбулентность
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Снова при параде: авиационную часть празднования Дня Победы повторят

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer