← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Самолёты полупустыми не полетят


22 мая 2020 года Мария Михайловская, Парламентская газета


Росавиация и Роспотребнадзор вечером 21 мая сформировали окончательные методические рекомендации для возобновления работы авиатранспорта в условиях пандемии. Из них исчезла норма по обеспечению социальной дистанции в самолётах — то есть авиакомпаниям не придётся брать на борт вдвое меньше пассажиров, чем предполагает вместимость лайнера. Полная загрузка бортов не влияет на безопасность здоровья пассажиров и может сдержать рост стоимости билетов, считают эксперты.

Весь полёт — в перчатках и маске

Роспотребнадзор отказался от строгих норм рассадки пассажиров в салонах самолётов на фоне критики Минтранса и авиасообщества из-за роста цен на билеты и нерентабельности рейсов, сообщили «Известия» 22 мая со ссылкой на ведомство. Несколько дней назад в санитарно-эпидемиологической службе предлагали ввести обязательную социальную дистанцию на бортах. 16 мая глава Минтранса Евгений Дитрих предупредил, что недозагрузка самолётов приведёт к росту цен — по мнению министра, в этом случае «билет будет стоить где-то к 70 тысячам рублей, даже самый минимальный».

Отказ от этой рекомендации отвечает здравому смыслу, считают в Общероссийском объединении пассажиров. «Дело в том, что «шахматная рассадка» не спасёт от заражения, — рассказал «Парламентской газете» глава объединения Илья Зотов. — Тем более система кондиционирования воздушных судов устроена таким образом, что воздух «обновляется» 20 раз в час». Подцепить инфекцию из-за особенностей вентиляции в самолёте практически невозможно, считает эксперт.

К тому же сотрудники авиакомпаний регулярно проводят полную санитарную обработку бортов. Так, при уборке на рейсах применяются моющие дезинфицирующие средства, особое внимание уделяется складным столикам, подлокотникам, всем ручкам и багажным полкам, рассказали «Парламентской газете» в пресс-службе авиакомпании «S7 Airlines». Перед полётом всем пассажирам выдают антисептические салфетки, а мыло на борту заменено на антибактериальное. Кроме того, и без обязательных рекомендаций регуляторов перевозчики стараются давать пассажирам места через ряд и через кресло друг от друга — если это позволяет загрузка. А в базовых аэропортах «S7 Airlines» — Домодедово (Москва) и Толмачёво (Новосибирск) — пассажиров экономкласса заводят на посадку поэтапно, с соблюдением дистанции в 1,5-2 метра.

Методические указания по выходу из режима ограничений, введённых из-за пандемии, предлагается снимать в три этапа. На первом и втором ограничивается перемещение по салону, исключение только для посещения туалета. Питание будут предоставлять либо в герметичной индивидуальной упаковке, либо станут разогревать прямо на борту. Пассажиров будут пускать на борт только в масках и перчатках, снимать их во время полёта запрещается. Если рейс длится более трёх часов, бортпроводники будут выдавать людям новые маски. Отменят эти правила на третьем этапе снятия ограничений.

Аэропорты, согласно документу, разделят на два уровня риска: высокий и низкий. В первые будут прибывать пассажиры и выполняться рейсы из сильно пострадавших от коронавируса стран — к ним отнесут государства, в которых зафиксировано более 50 тысяч случаев инфицирования. В воздушные гавани с низким уровня риска — все остальные. При входе в аэровокзалы будут также измерять температуру.

Конкуренция не позволит «ломить» цены

Если сотрудники авиакомпаний и пассажиры будут чётко соблюдать санитарно-эпидемиологические требования, их здоровью ничего не будет угрожать, полагает глава Комиссии Общественной палаты РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.

Сейчас пассажиропоток и так резко сократился, если цены вырастут заоблачно, никто просто не будет летать

«Ведь и шахматная рассадка не обеспечивала стопроцентной защиты — понятно, что даже при загрузке самолётов наполовину невозможно соблюдать социальную дистанцию в полтора-два метра на борту», — объясняет эксперт. Стоимость авиабилетов с отменой ограничений по количеству пассажиров на рейсах не должна вырасти значительно, считает Сутормина. «Сейчас пассажиропоток и так резко сократился, если цены вырастут заоблачно, никто просто не будет летать», — уверена она.

Другое мнение в Союзе пассажиров — перевозчикам всё равно придётся компенсировать убытки из-за сокращения объёмов перевозок. «Стоимость авиабилетов и без требования о заполняемости самолётов вырастет, скорее всего, в два, максимум в три раза. Нужно понимать, что интенсивность авиапотоков на уровне 2019 года может в лучшем случае восстановиться к 2023 году», — пояснил «Парламентской газете» председатель союза Кирилл Янков.

Однако нужно учитывать и конкуренцию на рынке — речь идёт даже не об авиакомпаниях, а об автомобильном, автобусном, железнодорожном транспорте, говорит зампред Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин. Дело в том, что по разным направлениям люди будут отдавать предпочтение тому виду транспорта, где стоимость окажется ниже, поэтому авиакомпаниям просто невыгодно «ломить» цену. «К примеру, на маршруте Москва — Санкт-Петербург пассажир всегда сможет выбрать поездку на «Сапсане», если стоимость авиабилета будет сильно завышена», — отметил Фомин. Поэтому, его прогнозам, цена на перелёты не вырастет, а по некоторым маршрутам может даже стать ниже.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/5/22/31374/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.