Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Охотник на "невидимок". К 85-летию конструктора С-400 Александра Леманского


22 мая 2020 года Виктор Литовкин, ТАСС


Эту монолитную сталинскую высотку на Соколе, где Ленинградский проспект переходит под тоннелем в Ленинградское шоссе и расходится с Волоколамским, соединяя Балтийскую улицу с улицей Алабяна, помнят далеко не все москвичи, но зато она хорошо известна всем крупнейшим разведкам мира. В квартале, фасадом которого она является, размещается объединение легендарных отечественных научно-исследовательских, производственных фирм, а также конструкторских бюро под единым названием "Концерн ВКО "Алмаз-Антей".

Здесь были созданы непревзойденные до сих пор российские системы противовоздушной и противоракетной обороны. Тут в разное послевоенное время работали такие выдающиеся ученые и конструкторы боевой техники, как основоположник создания советских зенитных ракетных комплексов академик Александр Расплетин, его наследники и ученики, лауреаты Ленинской и Государственных премий, Герои Труда, кавалеры самых высоких правительственных наград.

Они ковали воздушный щит Родины

Среди них — доктор технических наук Григорий Кисунько, ракета В-1000 комплекса ПРО А-35 которого в марте 1961 года впервые в мире поразила головную часть баллистической ракеты средней дальности Р-12. Никита Хрущев потом хвастал, что "наши ракеты попадают мухе в глаз". Американцы, кстати, сделали подобное только в середине девяностых годов прошлого века. Работы Кисунько стали прологом для создания системы противоракетной обороны Москвы А-135 с радиолокационной станцией Дон-2, генеральным конструктором которой был член-корреспондент Академии наук СССР Анатолий Басистов, работавший в комплексе этих зданий на Ленинградке.

А еще там работали генеральный конструктор зенитно-ракетной системы С-300В (войсковой) академик РАН Вениамин Ефремов и его пожизненный конкурент — генеральный конструктор объектовой системы ПВО С-300П различных модификаций академик РАН Борис Бункин. Внешне системы С-300 отличаются друг от друга тем, что одна из них расположена на гусеничном шасси и предназначена для защиты войск на марше и боевых позициях, а другая — на колесном шасси. Она создана для защиты от ударов с воздуха городов и промышленных предприятий. В ряду этих выдающихся ученых и конструкторов почетное место занимает и доктор технических наук, руководитель работ и генеральный конструктор системы ПВО С-400 "Триумф" Александр Леманский.

Никого из названных мною людей, к сожалению, уже нет среди нас. Но я горжусь, что мне выпала честь знать этих выдающихся личностей, встречаться с ними, брать у них интервью и писать о них и о созданной под их руководством боевой технике, которая и сегодня остается лучшей в мире, надежно защищает небо над столицей нашей родины — Москвой и воздушное пространство над нашей страной и нашими военными базами за рубежами.

Кино про стерегущих небо

С Александром Алексеевичем Леманским мы познакомились в конце 90-х годов прошлого века. С журналистами из телекомпании "Россия" мы снимали фильм по моему сценарию об отечественных системах ПВО, который потом назвали "Стерегущие небо". Конечно, в числе интервьюированных должен был быть и генеральный конструктор главной отечественной фирмы, создающей такие системы, — "Алмаз-Антей".

Леманский долго отказывался от разговоров на камеру. Всю жизнь после окончания МФТИ, проработав в КБ-1, который потом стал Концерном НПО "Алмаз" и Концерном ВКО "Алмаз-Антей", он был непубличным человеком. Под грифом "совершенно секретно". Кто он и чем занимается, знал только очень ограниченный круг лиц да студенты, которым он преподавал радиолокацию, радиоуправление и информатику на факультете радиотехники и кибернетики в родном институте. И выступать, что-то говорить перед телевизионной камерой он не привык и не умел. Поэтому чувствовал себя очень скованно и рассказывал о работе фирмы и ее достижениях, мягко говоря, не столь внятно, как этого хотелось съемочной группе.

А другие персонажи фильма, в частности главный конструктор МКБ "Факел", где делали и делают ракеты для зенитных систем фирмы "Алмаз-Антей", Владимир Светлов, который когда-то был секретарем комсомольской и партийной организаций КБ, говорил ярко и образно. Вел себя перед камерой свободно и раскованно. И, конечно, несмотря на все мои просьбы и увещевания, режиссер фильма во время монтажа ленты отвел Светлову гораздо больше места, чем Леманскому.

Александр Алексеевич обиделся. "Вы не понимаете разницы между генеральным конструктором комплекса и главным конструктором одного из его элементов, — выговаривал он мне потом. — Главный отвечает только за одну конструкцию, естественно, во взаимосвязи с другими элементами системы. А генеральный сразу за все: за ее концепцию, согласование ее параметров с заказчиком, за распределение работ между смежниками, опытно-конструкторские испытания каждого элемента и их в комплексе, за ходом и последовательностью работ на всех производственных предприятиях, занятых на этом проекте, а их больше нескольких сотен, за научное обеспечение всех работ и, в конце концов, за принятие комплекса на вооружение".

Я, естественно, все это знал и понимал, но объяснить Леманскому законы, по которым строится телевизионный фильм, так и не смог. Слишком разные это жанры — создание высокотехнологичной и эффективной боевой техники и съемка, монтаж и выпуск на телевизионный экран документального фильма об этом. Как рассказать об уникальном и сложном просто и доходчиво? К сожалению, это удается далеко не всегда. Особенно когда работаешь с коллегами, не всегда относящимися к своей профессии по-настоящему взыскательно.

Гениальный генеральный

А о Леманском нужно было снимать отдельный фильм. Он был не только генеральным конструктором зенитно-ракетной системы средней и большой дальности С-400 "Триумф" (по кодификации США и НАТО — SA-21 Growler — "Ворчун") , но и создателем одной из самых основных ее частей — фазированной радиолокационной антенной решетки, как ее называют в народе — "суперантенны", которая обнаруживает любые воздушные цели, как самолеты и вертолеты, так и баллистические и крылатые ракеты, в том числе и гиперзвуковые с маневрирующими головными частями, на предельно допустимой на сегодняшний день дальности — 600 км. Благодаря ей "Триумф" может сбивать цели на высоте от 5 м до 30 км, что до сих пор не удается ни одному зарубежному зенитно-ракетному комплексу. В том числе и хваленной системе ПРО/ПВО американской фирмы Raytheon Patriot PAC-3, которую часто сравнивают на Западе с нашей "четырехсоткой".

"Пэтриот" может работать по низколетящим целям, только если они находятся выше 100 м. Потому во время недавней атаки йеменских хуситов на саудовский нефтеперерабатывающий завод Saudi Aramco все сделанные на коленке их беспилотники с самодельными ракетами, летевшие ниже этой высоты, достигли цели. "Американец" их даже не заметил. А наши С-400 на российской военной базе Хмеймим в Сирии видят такие дроны на расстоянии в несколько десятков километров, и ни один из беспилотников террористов до нас еще не долетел.

Кстати, американские F-22, барражирующие в воздушном пространстве к востоку от Евфрата, и израильские F-35, наносящие удары по иранским базам с воздушного пространства в Ливане, в зону действия нашего "Триумфа" стараются не попадать. Его ФАР видит все. В том числе и самолеты-"невидимки", созданные с использованием технологии stealth.

Рассказывают, в 1995 году на Международную авиакосмическую выставку в Жуковском МАКС-95, где впервые демонстрировалась С-300ПМУ, предшественник С-400, над созданием которой работал в том числе и Леманский, приезжал главный конструктор антенны американской ЗРК "Пэтриот" Дэвид Нокс Бартон. Там он внимательно осмотрел наш комплекс, особенно пристально ее радары, встретился и переговорил с Александром Алексеевичем Леманским, сфотографировался с ним на память.

А вернувшись домой, Бартон дал интервью одному из тамошних отраслевых изданий по микроволновым радарным технологиям, где без лжи и лицемерия высказал высочайшую оценку нашей С-300 и признал превосходство ряда решений российской инженерной школы над зенитной техникой США. Особенно в части ФАР — канала сопровождения и наведения, что позволило русским добиться наибольшей эффективности поражения низколетящих целей.

Об Александре Алексеевиче Леманском можно и нужно рассказывать очень подробно. О том, как в безденежные 1990-е годы спасал от разорения фирму, у которой не было заказов от родного Министерства обороны и нечем было платить зарплату инженерам и рабочим. О его любви к музыке — он прекрасно играл на фортепиано, увлекался романсами и классическим джазом. О том, каким он был замечательным садоводом. Но выращивал не овощи, а цветы и яблони. Как неистово болел за футбольный клуб "Спартак", знал наперечет всех его игроков, счет матчей за последние несколько лет….

Навечно в памяти

…Он скончался от сердечного приступа 27 сентября 2007 года на полигоне Капустин Яр под Астраханью, где проходили очередные испытания ЗРК С-400 "Триумф". У него давно пошаливало сердце, прыгало давление, и врачи не рекомендовали ему длительные и далекие командировки, тем более в жаркую и сухую приволжскую степь. Но он считал, что генеральный конструктор должен быть всегда рядом со своим детищем, ибо он отвечает за все.

Похоронен Александр Леманский с воинскими почестями на Преображенском кладбище Москвы, рядом со своими близкими. Его именем по распоряжению мэрии столицы названа средняя школа № 1384, в которой он учился в 1950–1953 годах. А в музее Концерна ВКО "Алмаз-Антей" в монументальной сталинской высотке на Ленинградском проспекте, 80, ему и его работам посвящен специальный стенд, как и всем другим выдающимся конструкторам этой фирмы.

Конструкторам, которые выковали воздушно-космический щит нашей страны, надежно защищающий ее небо от любых напастей.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer