Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии


25 мая 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Боевыми дронами станут управлять с помощью технологий виртуальной реальности. Расчеты новейших российских разведывательно-ударных беспилотников оснастят VR-шлемами, которые синхронизируют движения головы оператора и камер БПЛА. Также изображение, полученное с оптики беспилотника, дополнит информацию о параметрах его полета, наземных и воздушных целях. Эксперты считают, что новинка улучшит условия работы операторов, но необходимо время, чтобы отладить интерфейс взаимодействия человека и машины.

Шлем управления

Для экипажей российских тяжелых беспилотников разрабатывают шлем виртуальной реальности, рассказали «Известиям» источники в Министерстве обороны и ВПК. Это позволит решить проблему недостаточной ситуационной осведомленности управляющих боевыми дронами операторов. Обычных мониторов может быть мало для безошибочного дистанционного пилотирования скоростных и реактивных аппаратов.

Создаваемый шлем позволит отслеживать положение головы оператора, направление его взгляда и синхронизировать их с движением камер беспилотника. Кроме того, VR-технологии дадут возможность совместить изображение, полученное с оптики дрона c информацией о наземных и воздушных целях, а также параметрах полета.

Такие нововведения серьезно улучшат условия работы операторов БПЛА, отметил главный редактор портала Military Russia Дмитрий Корнев.

— Лучший обзор и практически моментальная скорость реагирования на происходящие события — два главных плюса, — считает эксперт. — Сейчас картинка выводится на мониторы, их может быть несколько. Вести наблюдение и ориентироваться на местности в такой ситуации не так-то просто. Теперь оператор с помощью поворота головы или даже легкого движения глаз сможет увидеть, что происходит справа или слева от дрона. Для этого надо обеспечить высокое качество изображения в режиме реального времени — в первую очередь речь идет о степени детализации. Существующие мощные видеокамеры, видеокарты, графические процессоры и технологии 3D-моделирования позволяют это сделать.

Внутри шлема надо будет установить самые современные видеопанели. Также необходимо разработать максимально удобный для оператора интерфейс.

— Шлем даст большую реалистичность при управлении полетом, — пояснил эксперт. — Максимальная включенность в процесс даст возможность точно облетать препятствия, не выводить аппарат на критичные режимы полета и эффективно выполнять боевые задания. От точности позиционирования аппарата зависит меткость попадания в цель ракеты или бомбы — дрон перед ударом нужно вывести в нужную точку.

В итоге шлем позволит повысить эксплуатационные характеристики БПЛА — выживаемость аппарата и эффективность его вооружения. Работа операторов будет более комфортна, а, значит, они будут меньше уставать и адекватнее действовать, отметил эксперт.

В идеале такое оборудование должно использоваться для управления любыми стоящими на вооружении армии дистанционно управляемыми аппаратами. Но в первую очередь они нужны операторам новейших дронов: «Охотников», «Альтиусов» и «Орионов».

Дистанционная авиация

Многие современные дроны управляются через спутниковые каналы связи. Поэтому их экипажи могут располагаться за тысячи километров от района действия БПЛА. Все новые тяжелые российские беспилотники разрабатываются с учетом возможности такого применения.

Для снижения нагрузки на операторов крупных беспилотников с большой продолжительностью полета сейчас приходится использовать несколько сменных экипажей. Отдельная команда обеспечивает операции взлета и посадки. После этого управление переходит к боевым операторам, которые руководят БПЛА в полете и над полем боя.

Технологии виртуальной реальности могут пригодиться как в беспилотной, так и в пилотируемой авиации, но для этого предстоит решить еще множество технических сложностей.

Иллюзии, искажение восприятия пилотом своего положения в пространстве — серьезная проблема в авиации, отметил заслуженный летчик-испытатель полковник Игорь Маликов. И при подготовке пилотов придется приложить немало усилий для ее решения.

— Обмануть вестибулярный аппарат человека — элементарно, — рассказал эксперт «Известиям». — Летишь где-нибудь в облаках и тебе кажется, что есть крен. А прибор показывает, что его нет. В российских истребителях даже есть кнопка, нажав на которую, можно привести самолет в горизонтальное положение. Чтобы операторы беспилотников могли эффективно работать в шлемах виртуальной реальности, необходимо провести много исследований. VR-шлемами оснащены пилоты американского F-35, это позволяет им видеть то, что незаметно из кабины. Однако, насколько я знаю, у них есть проблемы с освоением этого оборудования. Многие пилоты, судя по отчетам, пока не справляются с ситуацией.

Ранее «Известия» писали, что шлем с системой виртуальной реальности уже адаптируется для оснащения палубных истребителей МиГ-29К. Технология должна помочь пилотам на самых сложных этапах полета — взлете и посадке, а также в бою.

Ударники на подлете

Сейчас в нашей стране идет разработка трех типов тяжелых разведывательно-ударных беспилотников массой от одной до 20 т, для которых может быть полезна новая технология.

Как сообщило Министерство обороны, первый из них уже прошел боевое крещение. БПЛА «Орион» в ударном варианте был испытан в Сирии в 2019 году. В апреле в СМИ появились сообщения, что военное ведомство подписало акт технической приемки первого комплекса, в составе которого три таких аппарата.

После задержек с разработкой активизировались работы на семитонном «Альтиусе». Сейчас идут испытания по оснащению его тяжелыми планирующими бомбами семейства «Гром». С ними беспилотник сможет высокоточно поражать цели с расстояния в десятки километров, не заходя в зону действия ПВО противника.

Самый крупный из российских БПЛА — 20-тонный реактивный «Охотник» впервые поднялся в воздух 2 августа 2019. Этот тип беспилотника способен нести такую же боевую нагрузку, как пилотируемый бомбардировщик и предназначен для действий в условиях сильной ПВО. Он получит самые совершенные вооружения и средства управления.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Татьяна Кузнецова
Российская газета
Понадеялись на небеса
Александр Буланов
Известия
Титаны воздуха: лайнеры МС-21 смогут летать в три раза дольше
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Бескрылая страна
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
Русский АВАКС застрял в прошлом веке
Олеся Нематова
Российская газета
Необъятные горизонты прославленной летчицы
Николай Грищенко
Российская газета
Как летчик Горовец сбил 9 самолетов врага в одном бою
Екатерина Постникова
Известия
Слом среди ясного неба: как европейцы могут решить судьбу ДОНа
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Люди для дронов: началась подготовка экипажей ударных беспилотников



Николай Проценко
EADaily
Лети, но не сейчас: авиапассажирам предлагают сыграть в ваучерную пирамиду
Светлана Баева
РИА Новости
Срочно бронировать? Как меняются цены на авиабилеты по России
Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer