Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кому мешает открытое небо


25 мая 2020 года Сергей Рыжков, Красная звезда


США рассматривают возможность выйти из жизненно важного Договора по открытому небу, в котором также участвуют Россия и европейские союзники Вашингтона. Об этом говорится в письме председателя комитета палаты представителей конгресса по международным делам Элиота Энгела, которое он направил недавно помощнику президента США по национальной безопасности Роберту О’Брайену с призывом избегать поспешных решений. С просьбой прокомментировать ситуацию, складывающуюся вокруг Договора по открытому небу, «Красная звезда» обратилась к начальнику Управления Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров (Национального центра по уменьшению ядерной опасности) Сергею Владимировичу РЫЖКОВУ.


Наша справка. Идея «Открытого неба» впервые была представлена общественности президентом США Дуайтом Эйзенхауэром ещё в 1955 году в целях обеспечения двустороннего наблюдения за военной деятельностью США и СССР. Однако в то время американское предложение со стороны советского руководства поддержки не нашло. И только в конце 1980-х – начале 1990-х годов к ней вернулись как к многосторонней инициативе в области контроля над вооружениями. Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 г., вступил в силу 1 января 2002 г. В нём участвуют 34 государства ОБСЕ. Договор предназначен для воздушного мониторинга за военной деятельностью стран, содействия в выполнении существующих и будущих соглашений в области контроля над вооружениями, предотвращения кризисных ситуаций и охраны окружающей среды.

Очевидно, что международные договоры и соглашения в области контроля над вооружениями находятся под пристальным вниманием экспертного сообщества и любые заявления политиков и представителей элит по этой проблематике вызывают живой интерес. Договор по открытому небу (ДОН) не является исключением.

Именно поэтому заявление председателя комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США Элиота Энгела о том, что нынешняя американская администрация рассматривает возможность одностороннего выхода из ДОН вызвало такой ажиотаж.
Давайте попытаемся разобраться, в чём собственно дело. И действительно ли американская сторона не заинтересована в этом договоре?

Сегодня в США мы наблюдаем два диаметрально противоположных мнения относительно целесообразности участия в этом соглашении. Одни говорят о важности ДОН для обеспечения транспарентности в военной области, другие – о том, что договор не имеет практической пользы и может быть заменён наблюдением из космоса.

Кстати, о космосе. Безусловно, сегодня США имеют самую развитую космическую группировку и, благодаря наличию не только оптических систем наблюдения, но и средств радиотехнической разведки, широкие возможности для мониторинга земной поверхности. Однако из-за неустойчивости климата наблюдение из космоса в оптическом диапазоне в продолжительные периоды времени сильно затруднено.

В основе так называемых американских обвинений лежит политика

К примеру, практически ежегодно с ноября по март весьма затруднён обзор из космоса земной поверхности на широте Москвы. Небо затянуто тучами. А вот Договор по открытому небу, как раз наоборот, такие возможности предоставляет. Вести съёмку поверхности земли с помощью самолётов наблюдения можно и под облаками (с высоты около 1 км).

Думаю, что именно поэтому США подают самые большие заявки для полётов над Российской Федерацией. Из общего числа 38 запланированных на 2020 год наблюдательных полётов над Россией, США заявили 21 полёт. В 2017 и 2018 годах Штаты провели над нами по 16 наблюдательных полётов.

Таким образом, очевидно, что американские военные в ДОН заинтересованы. Возникает вопрос, кто в США не заинтересован в договоре? И здесь нужно обратиться к истории.

Впервые открытое противостояние России американцы продемонстрировали в 2013 году, когда российская сторона первой среди участников договора освидетельствовала свои самолёты Ан-30Б с цифровыми камерами наблюдения отечественного производства.

США, единственные из государств – участников освидетельствования, отказались подписывать отчёт о допуске самолёта к выполнению полётов по договору, ссылаясь на указания из Вашингтона. При этом американцы даже не удосужились найти какой-нибудь серьёзный предлог для оправдания своих действий. И только спустя 8 месяцев были вынуждены признать итоги освидетельствования.

Преимущества Российской Федерации в получении информации значительно возросли и стали очевидны. Стало понятно, что на направлении внедрения в ДОН передовых технологий мы опережаем наших партнёров примерно на 5–6 лет.

В это же время совет национальной безопасности и разведсообщество США начали всерьёз задумываться о том, как не допустить российские цифровые полёты над своей территорией и развили бурную кампанию по обвинению России в нарушениях договорённостей в военной сфере. Ежегодно на сайте госдепартамента США стали публиковаться анализы реализации международных обязательств в области контроля над вооружениями, в которых немалое внимание уделялось «недобросовестному» выполнению Российской Федерацией Договора по открытому небу.

США инициировали переработку требований договора по использованию цифровых сенсоров, основной идеей которых стало ужесточение процедур сертификации и обработки получаемой информации.

В 2014 году в ходе событий на юго-востоке Украины США и их союзники инспирировали информационную войну против России, обвиняя её в сосредоточении значительного количества боевой техники и военнослужащих на российско-украинской границе и непосредственном участии в конфликте.

Для этого наши партнёры усиленно задействовали механизмы открытого неба. На протяжении 15 недель подряд иностранные миссии «утюжили» небо над российской границей с Украиной и прилегающих к ней районах. Более того, Россия в порядке доброй воли разрешила Украине провести дополнительный, сверхквотный наблюдательный полёт над своей территорией. Однако несмотря на то, что доказательств военного присутствия России с помощью инструментов договора выявлено не было, агрессивная риторика США не изменилась.

Реальную угрозу США почувствовали для себя в 2016 году, когда мы освидетельствовали самолёт Ту-154МЛк-1 с цифровой аппаратурой наблюдения, который стал способен достичь Северной Америки только с одной посадкой для дозаправки в Исландии. Их озабоченности ещё более усилились после введения нами в поле договора в 2018 году самолёта Ту-214ОН.

И сразу же обвинения в наш адрес о «нарушениях Договора по открытому небу» стали звучать яростнее и громче. Позволю себе остановиться только на одном из них, и читатель сам решит, нарушение это или нет.

США предъявляют к нам претензии в том, что Россия не разрешает полёты ближе 10 км от границ с Абхазией и Южной Осетией.

Но в тексте договора чёрным по белому написано, что наблюдательные полёты можно проводить не ближе 10 км от границ государств, не являющихся участниками ДОН.

Как мы знаем, Абхазия и Южная Осетия признаны Российской Федерацией и другими странами, являются независимыми государствами и в договоре не участвуют. И где здесь нарушение?

При этом официальный Тбилиси в 2012 году, вопреки положениям договора, заявил об одностороннем разрыве сотрудничества с Россией и о запрете на выполнение российских наблюдательных полётов над своей территорией. Но факт нарушения Грузией положений договора США не волнует, а сообщество «Открытого неба» помалкивает.

Как вы видите, в основе так называемых американских обвинений лежит политика. Самый свежий факт, иллюстрирующий политизацию договора американцами, произошёл буквально на днях. США совместно с Турцией заблаговременно подали заявку на проведение наблюдательного полёта над Россией, начиная с 14 октября.

В последний момент американцы не прибыли в Россию и отказались от участия в утверждённом ОБСЕ в 2018 году совместном полёте с Турцией. В настоящее время Турция проводит такой полёт самостоятельно. Как говорится, выводы делайте сами.

А что касается выхода США из договора, то с высокой долей уверенности можно предположить, что противниками договора движет желание противодействия прогрессу России на этом направлении. При этом очевидные собственные интересы отодвигаются на второй план.

Таким образом, мы наблюдаем признаки наличия в Вашингтоне серьёзных противоречий по вопросу выхода из договора. Это подтверждается тем, что группа влиятельных американских парламентариев направила государственному секретарю Майклу Помпео и министру обороны Марку Эсперу петицию с призывом отказаться от намерений по выходу из ДОН.

Кто победит – время покажет. Но выход американцев из многостороннего международного договора – это выход одного, хотя и влиятельного государства из «клуба 34-х». Считаю, что при должной воле других государств договор может продолжить своё существование и без США. А вот доверие к США, как предсказуемому партнёру, в мире явно упадёт.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer