← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Кому мешает открытое небо


25 мая 2020 года Сергей Рыжков, Красная звезда


США рассматривают возможность выйти из жизненно важного Договора по открытому небу, в котором также участвуют Россия и европейские союзники Вашингтона. Об этом говорится в письме председателя комитета палаты представителей конгресса по международным делам Элиота Энгела, которое он направил недавно помощнику президента США по национальной безопасности Роберту О’Брайену с призывом избегать поспешных решений. С просьбой прокомментировать ситуацию, складывающуюся вокруг Договора по открытому небу, «Красная звезда» обратилась к начальнику Управления Министерства обороны РФ по контролю за выполнением договоров (Национального центра по уменьшению ядерной опасности) Сергею Владимировичу РЫЖКОВУ.


Наша справка. Идея «Открытого неба» впервые была представлена общественности президентом США Дуайтом Эйзенхауэром ещё в 1955 году в целях обеспечения двустороннего наблюдения за военной деятельностью США и СССР. Однако в то время американское предложение со стороны советского руководства поддержки не нашло. И только в конце 1980-х – начале 1990-х годов к ней вернулись как к многосторонней инициативе в области контроля над вооружениями. Договор по открытому небу был подписан 24 марта 1992 г., вступил в силу 1 января 2002 г. В нём участвуют 34 государства ОБСЕ. Договор предназначен для воздушного мониторинга за военной деятельностью стран, содействия в выполнении существующих и будущих соглашений в области контроля над вооружениями, предотвращения кризисных ситуаций и охраны окружающей среды.

Очевидно, что международные договоры и соглашения в области контроля над вооружениями находятся под пристальным вниманием экспертного сообщества и любые заявления политиков и представителей элит по этой проблематике вызывают живой интерес. Договор по открытому небу (ДОН) не является исключением.

Именно поэтому заявление председателя комитета по иностранным делам палаты представителей конгресса США Элиота Энгела о том, что нынешняя американская администрация рассматривает возможность одностороннего выхода из ДОН вызвало такой ажиотаж.
Давайте попытаемся разобраться, в чём собственно дело. И действительно ли американская сторона не заинтересована в этом договоре?

Сегодня в США мы наблюдаем два диаметрально противоположных мнения относительно целесообразности участия в этом соглашении. Одни говорят о важности ДОН для обеспечения транспарентности в военной области, другие – о том, что договор не имеет практической пользы и может быть заменён наблюдением из космоса.

Кстати, о космосе. Безусловно, сегодня США имеют самую развитую космическую группировку и, благодаря наличию не только оптических систем наблюдения, но и средств радиотехнической разведки, широкие возможности для мониторинга земной поверхности. Однако из-за неустойчивости климата наблюдение из космоса в оптическом диапазоне в продолжительные периоды времени сильно затруднено.

В основе так называемых американских обвинений лежит политика

К примеру, практически ежегодно с ноября по март весьма затруднён обзор из космоса земной поверхности на широте Москвы. Небо затянуто тучами. А вот Договор по открытому небу, как раз наоборот, такие возможности предоставляет. Вести съёмку поверхности земли с помощью самолётов наблюдения можно и под облаками (с высоты около 1 км).

Думаю, что именно поэтому США подают самые большие заявки для полётов над Российской Федерацией. Из общего числа 38 запланированных на 2020 год наблюдательных полётов над Россией, США заявили 21 полёт. В 2017 и 2018 годах Штаты провели над нами по 16 наблюдательных полётов.

Таким образом, очевидно, что американские военные в ДОН заинтересованы. Возникает вопрос, кто в США не заинтересован в договоре? И здесь нужно обратиться к истории.

Впервые открытое противостояние России американцы продемонстрировали в 2013 году, когда российская сторона первой среди участников договора освидетельствовала свои самолёты Ан-30Б с цифровыми камерами наблюдения отечественного производства.

США, единственные из государств – участников освидетельствования, отказались подписывать отчёт о допуске самолёта к выполнению полётов по договору, ссылаясь на указания из Вашингтона. При этом американцы даже не удосужились найти какой-нибудь серьёзный предлог для оправдания своих действий. И только спустя 8 месяцев были вынуждены признать итоги освидетельствования.

Преимущества Российской Федерации в получении информации значительно возросли и стали очевидны. Стало понятно, что на направлении внедрения в ДОН передовых технологий мы опережаем наших партнёров примерно на 5–6 лет.

В это же время совет национальной безопасности и разведсообщество США начали всерьёз задумываться о том, как не допустить российские цифровые полёты над своей территорией и развили бурную кампанию по обвинению России в нарушениях договорённостей в военной сфере. Ежегодно на сайте госдепартамента США стали публиковаться анализы реализации международных обязательств в области контроля над вооружениями, в которых немалое внимание уделялось «недобросовестному» выполнению Российской Федерацией Договора по открытому небу.

США инициировали переработку требований договора по использованию цифровых сенсоров, основной идеей которых стало ужесточение процедур сертификации и обработки получаемой информации.

В 2014 году в ходе событий на юго-востоке Украины США и их союзники инспирировали информационную войну против России, обвиняя её в сосредоточении значительного количества боевой техники и военнослужащих на российско-украинской границе и непосредственном участии в конфликте.

Для этого наши партнёры усиленно задействовали механизмы открытого неба. На протяжении 15 недель подряд иностранные миссии «утюжили» небо над российской границей с Украиной и прилегающих к ней районах. Более того, Россия в порядке доброй воли разрешила Украине провести дополнительный, сверхквотный наблюдательный полёт над своей территорией. Однако несмотря на то, что доказательств военного присутствия России с помощью инструментов договора выявлено не было, агрессивная риторика США не изменилась.

Реальную угрозу США почувствовали для себя в 2016 году, когда мы освидетельствовали самолёт Ту-154МЛк-1 с цифровой аппаратурой наблюдения, который стал способен достичь Северной Америки только с одной посадкой для дозаправки в Исландии. Их озабоченности ещё более усилились после введения нами в поле договора в 2018 году самолёта Ту-214ОН.

И сразу же обвинения в наш адрес о «нарушениях Договора по открытому небу» стали звучать яростнее и громче. Позволю себе остановиться только на одном из них, и читатель сам решит, нарушение это или нет.

США предъявляют к нам претензии в том, что Россия не разрешает полёты ближе 10 км от границ с Абхазией и Южной Осетией.

Но в тексте договора чёрным по белому написано, что наблюдательные полёты можно проводить не ближе 10 км от границ государств, не являющихся участниками ДОН.

Как мы знаем, Абхазия и Южная Осетия признаны Российской Федерацией и другими странами, являются независимыми государствами и в договоре не участвуют. И где здесь нарушение?

При этом официальный Тбилиси в 2012 году, вопреки положениям договора, заявил об одностороннем разрыве сотрудничества с Россией и о запрете на выполнение российских наблюдательных полётов над своей территорией. Но факт нарушения Грузией положений договора США не волнует, а сообщество «Открытого неба» помалкивает.

Как вы видите, в основе так называемых американских обвинений лежит политика. Самый свежий факт, иллюстрирующий политизацию договора американцами, произошёл буквально на днях. США совместно с Турцией заблаговременно подали заявку на проведение наблюдательного полёта над Россией, начиная с 14 октября.

В последний момент американцы не прибыли в Россию и отказались от участия в утверждённом ОБСЕ в 2018 году совместном полёте с Турцией. В настоящее время Турция проводит такой полёт самостоятельно. Как говорится, выводы делайте сами.

А что касается выхода США из договора, то с высокой долей уверенности можно предположить, что противниками договора движет желание противодействия прогрессу России на этом направлении. При этом очевидные собственные интересы отодвигаются на второй план.

Таким образом, мы наблюдаем признаки наличия в Вашингтоне серьёзных противоречий по вопросу выхода из договора. Это подтверждается тем, что группа влиятельных американских парламентариев направила государственному секретарю Майклу Помпео и министру обороны Марку Эсперу петицию с призывом отказаться от намерений по выходу из ДОН.

Кто победит – время покажет. Но выход американцев из многостороннего международного договора – это выход одного, хотя и влиятельного государства из «клуба 34-х». Считаю, что при должной воле других государств договор может продолжить своё существование и без США. А вот доверие к США, как предсказуемому партнёру, в мире явно упадёт.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/5/25/31384/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.