Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Важней всего: как погода помешала амбициозным планам Илона Маска


28 мая 2020 года Мария Недюк, Ольга Коленцова, Известия


Запуск разработанного компанией Space X космического корабля на МКС перенесен из-за плохих погодных условий. Новый старт состоится 30 мая. Создание Сrew Dragon, считают эксперты, нарушит монополию «Роскосмоса» по доставке экипажей на станцию. В итоге количество астронавтов NASA, использующих российские «Союзы», снизится. Из-за этого экономика нашей страны может потерять сотни миллионов долларов. Однако другие специалисты видят в сложившейся ситуации свои плюсы: отечественные корабли смогут отправлять на МКС больше космонавтов и грузов других партнеров. А конкуренция послужит стимулом для разработки перспективных технологий и запуска новых проектов «Роскосмоса». Глава госкорпорации Дмитрий Рогозин уже заявил, что Россия создаст новую околоземную орбитальную станцию после 2030 года. В нее войдут модули, которые раньше планировалось отправить к МКС.

Последнее испытание

Запуск нового американского космического корабля Crew Dragon компании SpaceX с астронавтами Дагласом Хёрли и Робертом Бенкеном на борту перенесен на 30 мая. Историческому полету помешали плохие погодные условия. Дать старт не позволило даже то, что на мыс Канаверал прибыл президент США Дональд Трамп. Теперь, если, конечно, всё пойдет по плану, аппарат начнет путь в космос в субботу в 22:22 мск.

Уже 31 мая корабль в автоматическом режиме должен причалить к стыковочному адаптеру на узловом модуле «Гармония» американского сегмента МКС. Сколько продлится вся миссия — пока неизвестно. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сообщило, что корабль способен находиться на орбите около 100 суток, но продолжительность нынешнего демонстрационного полета будет определена позднее в зависимости от сроков подготовки следующего старта Crew Dragon.

Эксперты полагают, что в следующий раз старт, скорее всего, будет успешным, если снова не помешают погодные условия. Другие причины для отмены полета вряд ли возможны. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев сообщил «Известиям», что этот запуск не имеет аналогов в истории покорения космоса.

— В специальную программу подготовки входило несколько десятков этапов, каждый из которых жестко контролировался, — рассказал эксперт. — Это девятый космический аппарат, который вообще был сделан на Земле (имеются в виду пилотируемые корабли, которые прошли все испытания и доставляли людей в космос. — «Известия»), и ни один из предыдущих восьми не отрабатывался в плане безопасности столь тщательно, как этот. Американцы сделали всё, что только могли.

По словам специалиста, с точки зрения развития космонавтики запуск Crew Dragon — большой шаг вперед. Это первый из кораблей третьего поколения, технические характеристики которого значительно выше предыдущих версий. Он многоразовый, имеет возможность совершить полет к Луне (но не садиться на нее) и доставить большое количество груза с МКС на Землю.

Эксперты называют пуск историческим. Ранее сам основатель компании SpaceX Илон Маск признался: он даже не мечтал, что на его ракете и космическом корабле будут отправлять в космос астронавтов.

— Это как сбывается мечта, думаю, для меня и всех в SpaceX. Я на самом деле не представлял, что что-то подобное случится. Когда я основал SpaceX в 2002 году, я не думал, что что-то такое произойдет, — сказал Илон Маск в эфире NASA TV.

Космическое противостояние

Миссия, получившая название SpaceX Demo-2, обозначена как последнее испытание перед началом штатной эксплуатации Crew Dragon. Для космической отрасли это знаковое событие: вот уже более восьми лет США самостоятельно не запускали пилотируемых кораблей. Для доставки астронавтов на МКС американцы были вынуждены использовать российские «Союзы».

— Для нас это исключительно важный момент, — сообщил на предстартовой пресс-конференции во вторник директор NASA Джим Брайденстайн. — Вся страна сможет увидеть нечто поразительное: впервые за девять лет американские астронавты на американском корабле стартуют с американской территории к Международной космической станции.

По его словам, новый космический аппарат «изменит всю процедуру доставки астронавтов и грузов на МКС и будет способствовать коммерческой деятельности на околоземных орбитах».

Примечательно и то, что Crew Dragon — первый пилотируемый аппарат, созданный частной компанией. NASA активно работало над тем, чтобы вновь начать полеты. Финалистами стартовавшей в 2014 году программы по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС стали две компании — SpaceX и Boeing. Между ними было негласное соревнование, однако Илону Маску удалось завершить все испытания быстрее, сообщил «Известиям» профессор НИТУ «МИСиС» (вуз-участник проекта «5-100») Александр Громов.

— Это типовая практика, когда выбирают две команды для достижения цели, — пояснил ученый. — Полагаю, и Boeing, и Space X работали приблизительно по одной и той же программе. Однако в этот раз у Илона Маска получилось всё сделать быстрее, и его проект стоил в итоге дешевле. Но это вовсе не означает, что Boeing остановит свои разработки. Их проект тоже практически готов, и программу не свернут.

Специалисты полагают, что Crew Dragon выведет безопасность астронавтов, работающих на МКС, на новый уровень. В случае чрезвычайной ситуации на станции появится дополнительная возможность в кратчайшие сроки организовать спасательную операцию или обеспечить эвакуацию персонала.

Конец монополии

Эксперты уверены, что запуск Crew Dragon — это действительно переломный момент для отрасли, который нарушит монополию «Роскосмоса» на запуски. В итоге количество астронавтов NASA, использующих «Союзы», снизится. Россия потеряет деньги, которые получала за доставку американцев на МКС, уверен Иван Моисеев.

— В лучшие годы мы получали за это от $300 млн до $500 млн в сегодняшних ценах. А американцы уже полтора-два года снижают количество заказов. Так что с точки зрения нашей экономики это сильный удар. Теперь придется ориентироваться в основном на внутренний рынок, где «Роскосмос» предоставляет услуги бесплатно, то есть за них платит государство, — отметил эксперт.

Сложившаяся ситуация может привести к тому, что появятся новые подходы к развитию космической отрасли в стране.

— «Роскосмос» живет в основном за счет государства, — подчеркнул в разговоре с «Известиями» член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Но проблема не в наличии денег, а в отсутствии внешней мотивации. В таком случае любая компания начинает работать, только исходя из собственных интересов: минимизирует новые технологии и активно развивает старые, проверенные. Именно это сейчас и происходит с госкорпорацией — у нее нет стимулов для создания новых проектов.

В «Роскосмосе» на запрос «Известий» о том, повлияет ли как-либо запуск американского пилотируемого корабля на космическую отрасль, на момент публикации не ответили.

Однако некоторые эксперты всё же полагают, что у сложившейся ситуации есть свои плюсы. Профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Сергей Макаров заявил, что в связи с запуском Crew Dragon освобождается место на российских аппаратах.

— Так что мы сможем отправлять больше космонавтов на МКС. Что касается грузов, то теперь не только наш «Протон» сможет летать на станцию и доставлять грузы, но и американские корабли. Значит, освободится и часть грузового отсека, которую раньше занимали США, ее также можно будет предложить другим партнерам, — подчеркнул эксперт.

Ранее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что Россия создаст новую околоземную орбитальную станцию после 2030 года. В ее состав войдут модули, которые раньше планировалось отправить к МКС.

NASA прекратило пилотируемые полеты в 2011 году после завершения программы Space Shuttle. Первоначально предполагалось, что американские коммерческие корабли начнут осуществлять такие полеты в 2017 году.
 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Crew Dragon (также известный как Dragon 2) — многоразовый пилотируемый космический корабль, рассчитанный на отправку астронавтов на борт МКС и их последующее возвращение на Землю. Предполагается, что именно аппарат компании SpaceX должен составить конкуренцию российским «Союзам», которые с 2011 года являются единственным средством доставки экипажей на станцию.

Помимо полетов на околоземную орбиту, корабль планируют использовать для выполнения различных задач за ее пределами. В частности, он может применяться для перспективных пилотируемых миссий к Луне. Еще одним принципиальным отличием Crew Dragon от «Союза» является вместимость, которая составляет семь человек (против трех у российского аппарата).




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer