Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Важней всего: как погода помешала амбициозным планам Илона Маска


28 мая 2020 года Мария Недюк, Ольга Коленцова, Известия


Запуск разработанного компанией Space X космического корабля на МКС перенесен из-за плохих погодных условий. Новый старт состоится 30 мая. Создание Сrew Dragon, считают эксперты, нарушит монополию «Роскосмоса» по доставке экипажей на станцию. В итоге количество астронавтов NASA, использующих российские «Союзы», снизится. Из-за этого экономика нашей страны может потерять сотни миллионов долларов. Однако другие специалисты видят в сложившейся ситуации свои плюсы: отечественные корабли смогут отправлять на МКС больше космонавтов и грузов других партнеров. А конкуренция послужит стимулом для разработки перспективных технологий и запуска новых проектов «Роскосмоса». Глава госкорпорации Дмитрий Рогозин уже заявил, что Россия создаст новую околоземную орбитальную станцию после 2030 года. В нее войдут модули, которые раньше планировалось отправить к МКС.

Последнее испытание

Запуск нового американского космического корабля Crew Dragon компании SpaceX с астронавтами Дагласом Хёрли и Робертом Бенкеном на борту перенесен на 30 мая. Историческому полету помешали плохие погодные условия. Дать старт не позволило даже то, что на мыс Канаверал прибыл президент США Дональд Трамп. Теперь, если, конечно, всё пойдет по плану, аппарат начнет путь в космос в субботу в 22:22 мск.

Уже 31 мая корабль в автоматическом режиме должен причалить к стыковочному адаптеру на узловом модуле «Гармония» американского сегмента МКС. Сколько продлится вся миссия — пока неизвестно. Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) сообщило, что корабль способен находиться на орбите около 100 суток, но продолжительность нынешнего демонстрационного полета будет определена позднее в зависимости от сроков подготовки следующего старта Crew Dragon.

Эксперты полагают, что в следующий раз старт, скорее всего, будет успешным, если снова не помешают погодные условия. Другие причины для отмены полета вряд ли возможны. Руководитель Института космической политики Иван Моисеев сообщил «Известиям», что этот запуск не имеет аналогов в истории покорения космоса.

— В специальную программу подготовки входило несколько десятков этапов, каждый из которых жестко контролировался, — рассказал эксперт. — Это девятый космический аппарат, который вообще был сделан на Земле (имеются в виду пилотируемые корабли, которые прошли все испытания и доставляли людей в космос. — «Известия»), и ни один из предыдущих восьми не отрабатывался в плане безопасности столь тщательно, как этот. Американцы сделали всё, что только могли.

По словам специалиста, с точки зрения развития космонавтики запуск Crew Dragon — большой шаг вперед. Это первый из кораблей третьего поколения, технические характеристики которого значительно выше предыдущих версий. Он многоразовый, имеет возможность совершить полет к Луне (но не садиться на нее) и доставить большое количество груза с МКС на Землю.

Эксперты называют пуск историческим. Ранее сам основатель компании SpaceX Илон Маск признался: он даже не мечтал, что на его ракете и космическом корабле будут отправлять в космос астронавтов.

— Это как сбывается мечта, думаю, для меня и всех в SpaceX. Я на самом деле не представлял, что что-то подобное случится. Когда я основал SpaceX в 2002 году, я не думал, что что-то такое произойдет, — сказал Илон Маск в эфире NASA TV.

Космическое противостояние

Миссия, получившая название SpaceX Demo-2, обозначена как последнее испытание перед началом штатной эксплуатации Crew Dragon. Для космической отрасли это знаковое событие: вот уже более восьми лет США самостоятельно не запускали пилотируемых кораблей. Для доставки астронавтов на МКС американцы были вынуждены использовать российские «Союзы».

— Для нас это исключительно важный момент, — сообщил на предстартовой пресс-конференции во вторник директор NASA Джим Брайденстайн. — Вся страна сможет увидеть нечто поразительное: впервые за девять лет американские астронавты на американском корабле стартуют с американской территории к Международной космической станции.

По его словам, новый космический аппарат «изменит всю процедуру доставки астронавтов и грузов на МКС и будет способствовать коммерческой деятельности на околоземных орбитах».

Примечательно и то, что Crew Dragon — первый пилотируемый аппарат, созданный частной компанией. NASA активно работало над тем, чтобы вновь начать полеты. Финалистами стартовавшей в 2014 году программы по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС стали две компании — SpaceX и Boeing. Между ними было негласное соревнование, однако Илону Маску удалось завершить все испытания быстрее, сообщил «Известиям» профессор НИТУ «МИСиС» (вуз-участник проекта «5-100») Александр Громов.

— Это типовая практика, когда выбирают две команды для достижения цели, — пояснил ученый. — Полагаю, и Boeing, и Space X работали приблизительно по одной и той же программе. Однако в этот раз у Илона Маска получилось всё сделать быстрее, и его проект стоил в итоге дешевле. Но это вовсе не означает, что Boeing остановит свои разработки. Их проект тоже практически готов, и программу не свернут.

Специалисты полагают, что Crew Dragon выведет безопасность астронавтов, работающих на МКС, на новый уровень. В случае чрезвычайной ситуации на станции появится дополнительная возможность в кратчайшие сроки организовать спасательную операцию или обеспечить эвакуацию персонала.

Конец монополии

Эксперты уверены, что запуск Crew Dragon — это действительно переломный момент для отрасли, который нарушит монополию «Роскосмоса» на запуски. В итоге количество астронавтов NASA, использующих «Союзы», снизится. Россия потеряет деньги, которые получала за доставку американцев на МКС, уверен Иван Моисеев.

— В лучшие годы мы получали за это от $300 млн до $500 млн в сегодняшних ценах. А американцы уже полтора-два года снижают количество заказов. Так что с точки зрения нашей экономики это сильный удар. Теперь придется ориентироваться в основном на внутренний рынок, где «Роскосмос» предоставляет услуги бесплатно, то есть за них платит государство, — отметил эксперт.

Сложившаяся ситуация может привести к тому, что появятся новые подходы к развитию космической отрасли в стране.

— «Роскосмос» живет в основном за счет государства, — подчеркнул в разговоре с «Известиями» член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин. — Но проблема не в наличии денег, а в отсутствии внешней мотивации. В таком случае любая компания начинает работать, только исходя из собственных интересов: минимизирует новые технологии и активно развивает старые, проверенные. Именно это сейчас и происходит с госкорпорацией — у нее нет стимулов для создания новых проектов.

В «Роскосмосе» на запрос «Известий» о том, повлияет ли как-либо запуск американского пилотируемого корабля на космическую отрасль, на момент публикации не ответили.

Однако некоторые эксперты всё же полагают, что у сложившейся ситуации есть свои плюсы. Профессор Высшей школы прикладной физики и космических технологий Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) Сергей Макаров заявил, что в связи с запуском Crew Dragon освобождается место на российских аппаратах.

— Так что мы сможем отправлять больше космонавтов на МКС. Что касается грузов, то теперь не только наш «Протон» сможет летать на станцию и доставлять грузы, но и американские корабли. Значит, освободится и часть грузового отсека, которую раньше занимали США, ее также можно будет предложить другим партнерам, — подчеркнул эксперт.

Ранее глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявил, что Россия создаст новую околоземную орбитальную станцию после 2030 года. В ее состав войдут модули, которые раньше планировалось отправить к МКС.

NASA прекратило пилотируемые полеты в 2011 году после завершения программы Space Shuttle. Первоначально предполагалось, что американские коммерческие корабли начнут осуществлять такие полеты в 2017 году.
 

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»
Crew Dragon (также известный как Dragon 2) — многоразовый пилотируемый космический корабль, рассчитанный на отправку астронавтов на борт МКС и их последующее возвращение на Землю. Предполагается, что именно аппарат компании SpaceX должен составить конкуренцию российским «Союзам», которые с 2011 года являются единственным средством доставки экипажей на станцию.

Помимо полетов на околоземную орбиту, корабль планируют использовать для выполнения различных задач за ее пределами. В частности, он может применяться для перспективных пилотируемых миссий к Луне. Еще одним принципиальным отличием Crew Dragon от «Союза» является вместимость, которая составляет семь человек (против трех у российского аппарата).




комментарии (0):









Материалы рубрики

Татьяна Кузнецова
Российская газета
Понадеялись на небеса
Александр Буланов
Известия
Титаны воздуха: лайнеры МС-21 смогут летать в три раза дольше
Валерий Смирнов
Военно-промышленный курьер
Бескрылая страна
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
Русский АВАКС застрял в прошлом веке
Олеся Нематова
Российская газета
Необъятные горизонты прославленной летчицы
Николай Грищенко
Российская газета
Как летчик Горовец сбил 9 самолетов врага в одном бою
Екатерина Постникова
Известия
Слом среди ясного неба: как европейцы могут решить судьбу ДОНа
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Люди для дронов: началась подготовка экипажей ударных беспилотников



Николай Проценко
EADaily
Лети, но не сейчас: авиапассажирам предлагают сыграть в ваучерную пирамиду
Светлана Баева
РИА Новости
Срочно бронировать? Как меняются цены на авиабилеты по России
Антон Лавров Роман Крецул
Известия
Есть только МиГ-31: Тихий океан закроет эскадрилья перехватчиков
Ирина Парфентьева, Анна Балашова, Инна Сидоркова
РБК
Пандемия подтолкнула "Почту России" к идее об увеличении парка самолетов
Светлана Ментюкова, Екатерина Петрова
Российская газета
Выходной билет
А.Рамм, Р. Крецул, А. Лавров, Б. Степовой
Известия
Экипажи по-флотски: для российских вертолётоносцев подбирают команды
Виктор Османов
БИЗНЕС Online
"Жесткая посадка – 2019": продажи вертолетов КВЗ рухнули вдвое до антирекордных 27 единиц
Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титанический сдвиг
Рузана Ахмеджанова, Мария Абакумова
Forbes
Бизнес-джеты "типа маршрутки": как богатые россияне добираются до зарубежных вилл в пандемию
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Налогоплательщикам США хотят "впарить" 240 бомбардировщиков B-21 Raider
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Полярным ветром: в Арктику летят "морские охотники"
Елена Ганжур
Forbes
На отдых со скидкой до 50%: в России резко упали цены на авиабилеты
Мария Амирджанян
ТАСС
Без антисептика не летают. Как пандемия изменила мировые правила пассажирских перевозок
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Выйдет "Супер-Сухим": истребитель Су-57 ожидает модернизация
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Под крышей дыма своего: вертолёты спецназа получат надежную защиту
Герман Костринский
КоммерсантЪ
В заграницах разумного. Возобновление международных полетов предложено начать с СНГ
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Холодная игра: стратегическая авиация США активизировалась в Арктике
Ольга Самофалова
Взгляд
Когда россияне смогут отдыхать за границей
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Авиакомпании срывают джет-пот
Инна Сидоркова
РБК
"Дочка" "Роскосмоса" оценила влияние запретов США на "Морской старт"
Мария Игнатова, Екатеринбург; Евгений Зайнуллин
КоммерсантЪ
Титан готовят к остановке. "ВСМПО-Ависма" может прекратить выпуск осенью
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" может стать более государственным
Александр Воробьев
Ведомости
"Дочка" ОАК подала иск к своему бывшему гендиректору
Мария Кокорева
РБК
Мировые авиаперевозки восстановились до 65% от докризисного уровня
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Англичане молчали": как Ту-104 удивил Запад
Анатолий Костырев
КоммерсантЪ
Дроны замерли над ресторанами
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Тяжелые беспилотники нацелили на рынок
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
От винта до дрона: российские вертолеты будут управлять беспилотниками
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Самолет на прокачку: Минобороны намерено модернизировать свои Су-34
Александр Ермаков
Фонтанка
На одном крыле. Почему "Почта России" опустила железный занавес для международных посылок
Дмитрий Рoгозин
Forbes
"Это их война, а не наша": Дмитрий Рогозин ответил на запуск Crew Dragon Илона Маска
Александр Волобуев
Известия
Перелетные петиции: к делу о сгоревшем SSJ предложили привлечь присяжных
Стражи неба и моря
Красная звезда
Стражи неба и моря
Александр Емельяненков
Российская газета
"Жеребец" Ла-7 и три звезды: летчик Иван Кожедуб родился 100 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
"Без боя не уйду". Как летчик-ас Кожедуб сбивал вражеские самолеты
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Пассажиры просят не вводить ваучеры вместо авиабилетов
Артур Карлов
Forbes
Ни взлететь, ни поплавать: что останется от сферы пассажирских перевозок?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Команда — огонь: военная авиация поможет тушить лесные пожары
Яна Шамаева
Российская газета
Воздушный силач: как вертолет Ми-6 стал легендой
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
"Понравился Сердюкову": гендиректором "Туполева" станет человек Колесова?
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Истребители в помощь подводным лодкам
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
"Охотник" на миллиард: стала известна цена самого мощного дрона России

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer